ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2022 от 18.01.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 12- 26/2022

(Дело № 12-919/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

18 января 2022 года гор. Симферополь

Судья Верховного Суда Республики Крым Тимошенко Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ ФИО1 ФИО2 на постановление Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2021 года № 5-1282/2021,

у с т а н о в и л :

постановлением Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2021 года № 5-1282/2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» ФИО3 по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Не согласившись с указанным постановлением суда, председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ ФИО1 ФИО2 подал жалобу в Верховный Суд Республики Крым, в которой просит отменить постановление суда, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Жалоба мотивирована тем, что выводы суда первой инстанции об отсутствии в действиях должностного лица ФИО3 состава административного правонарушения являются преждевременными, формальными, сделанными без всестороннего и полного исследования всех обстоятельств по делу.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ ФИО1 ФИО4, прихожу к следующему.

Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, контрольно-счетной палатой муниципального образования городской округ ФИО1 было проведено контрольное мероприятие «Анализ обоснованности расходования бюджетных средств в 2020 году МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования Администрация города Феодосии Республики Крым» на объект «Работы по благоустройству территорий остановочных павильонов в городском округе Феодосия в количестве 30 штук в соответствии с утвержденной схемой дислокации».

По результатам данного контрольного мероприятия были выявлены нарушения, нашедшие отражение в акте № 02-14/04 от 06.04.2021 года.

Данным актом установлены следующие нарушения:

- нарушение при обосновании и определении начальной (максимальной) цены контракта (договора), цены контракта (договора), заключаемого с единственным поставщиком (пункт 4.22. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)) в части расхождения показателей по строительным работам, по монтажным работам, по оборудованию, по прочим затратам, по НДС при расчете НМЦК;

- несоответствие контракта (договора) требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки (пункт 4.31. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)). Несоответствие муниципального контракта от 01.10.2020 № 141-ЕП/2020 требованиям, предусмотренным распоряжением Главы Республики Крым от 22.09.2020 года <данные изъяты>, в части включения в муниципальный контракт пункт 6.16. об ответственности Заказчика перед привлеченными Подрядчиком субподрядными организациями;

- отсутствие экспертизы результатов, предусмотренных контрактом (договором), и отчета о результатах отдельного этапа исполнения контракта (договора), о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге (пункт 4.43. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)) в части отсутствия экспертизы выполненных работ по акту о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 14.10.2020 года № 1 на сумму <данные изъяты>, по акту о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 10.11.2020 года № 1 на сумму <данные изъяты>, по акту о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 10.12.2020 года № 1 на сумму <данные изъяты>, по акту о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 10.12.2020 года № 1 на сумму <данные изъяты>;

- нарушение условий реализации контрактов (договоров), в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту (договору) (пункт 4.44. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)):

отсутствует письменное подтверждение соответствия переданной исполнительной документации фактически выполненным работам (п. 5.2. раздела 5. контракта);

- в части нарушения Заказчиком срока оплаты за выполненные работы;

- в части неосуществления Заказчиком приемки результатов отдельного этапа исполнения выполненных работ по акту о приемке выполненных работ от 14.10.2020 года № 1 на сумму <данные изъяты>, по акту о приемке выполненных работ от 10.11.2020 года № 1 на сумму <данные изъяты>;

- приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, несоответствующих условиям контрактов (договоров) (пункт 4.45. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)):

- акты освидетельствования скрытых работ не подписаны со стороны Заказчика (п. 5.11. раздела 5. контракта);

- акты освидетельствования скрытых работ не соответствуют РД -11-02-2006;

- отсутствуют документы о согласовании замены видов работ, материалов и оборудования (п. 5.14. раздела 5. контракта);

- отсутствует дефектная ведомость (п. 1.3. раздела 1. контракта);

- выполнение работ Подрядчиком, принятие и оплата Заказчиком работ, не предусмотренных локально-сметным расчетом, который является приложением № 1 к контракту (п. 1.1., п. 1.3. раздела 1. контракта);

- включение Подрядчиком в акт выполненных работ по форме № КС-2 от 10.12.2020 года № 1 на сумму <данные изъяты> фактически невыполненных работ;

- нарушение требований, предъявляемых к применению правил ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, утвержденных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации (пункт 2.11. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)) в части непринятия к бухгалтерскому учету объектов основных средств.

- неприменение мер ответственности по контракту (отсутствуют взыскания неустойки (пени, штрафы) с недобросовестного поставщика (подрядчика, исполнителя) (пункт 4.47. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)) в части непринятия мер по взысканию пени за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту;

- непредставление, несвоевременное представление информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов, заключенных заказчиками, реестр контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную <данные изъяты>, или направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию (пункт 4.53. Классификатора нарушений, выявленных в ходе внешнего государственного аудита (контроля)) в части несвоевременного включения в реестр контрактов информации об определении единственного поставщика (Распоряжение Главы Республики Крым), сведений об исполнении контракта (оплата, приемка выполненной работы), документ о приемке выполненной работы (акт приемочной комиссии);

- в ходе контрольного мероприятия выявлены нарушения финансового характера:

- неэффективное расходование бюджетных средств в сумме <данные изъяты> (установка бордюрного камня внутри бетона на площадках остановочных павильонов ТИП-1 (4шт.));

- неэффективное расходование бюджетных средств в сумме <данные изъяты> (остановочные павильоны ТИП-2 (Умная остановка) в количестве 16 шт. не используются по функциональному назначению «Умной остановки»);

- неправомерное расходование бюджетных средств в сумме <данные изъяты> (оборудование (преобразователь или блок питания в количестве 5 щт., источник питания в количестве 5 штук) на остановочных павильонах не установлено);

- неправомерное расходование бюджетных средств в сумме <данные изъяты> (на площадке остановочных павильонов ТИП-1, ТИП-2 (10 шт.) количество установленных бортовых камней не соответствует количеству бортовых камней, оплаченных по акту о приемке выполненных работ; на площадке остановочного павильона «Завод Море» количество уложенной тротуарной плитки не соответствует количеству тротуарной плитки, оплаченной по акту о приемке выполненных работ);

- нарушение Бюджетного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, Трудового кодекса РФ, федеральных законов, законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым.

Начальнику МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» ФИО3 было выдано представление от 16.04.2021 года №02-13/03, согласно которому последнему необходимо было принять меры по пресечению, устранению, предупреждению выявленных нарушений и мерах по привлечению к ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения, а именно:

- не допускать неправомерного, неэффективного и необоснованного использования бюджетных средств;

- принять меры по возврату неправомерно использованных бюджетных средств в сумме <данные изъяты>;

- осуществлять закупки товаров, работ и услуг строго в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- принять к бухгалтерскому учету объекты основных средств в рамках выполненных работ по муниципальному контракту от 01.10.2020 года № 141-ЕП/2020, обозначить инвентарные номера на объектах основных средств;

- произвести начисление пени в сумме 579,66 рублей за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту от 01.10.2020 года № 141-ЕП/2020;

- усилить внутренний контроль за выполнением условий при заключении и исполнении муниципальных контрактов, в том числе по определению НМЦК, по включению обязательных условий, по срокам оплаты за выполненные работы;

- проводить экспертизу результатов выполненных работ согласно требований Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- своевременно размещать требуемую информацию в реестре контрактов на сайте www.zakupki.nov.ru;

- для результативного выполнения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок назначить должностное лицо, ответственное за ходом выполнения работ на объектах;

- усилить контроль за предоставлением Подрядчиком исполнительной документации по выполненным работам;

- устранить выявленные недостатки по выполненным работам по благоустройству остановочных павильонов ТИП-2 в количестве 21 шт., остановочного павильона ТИП-1 в количестве 1 шт. на автобусной остановке «Высоковольтная-2» в рамках гарантийного срока;

- принять меры по подключению всех технических и функциональных характеристик остановочных павильонов ТИП-2 (21 шт.) для дальнейшей эффективной работы системы «Умная остановка»;

- привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших выявленные нарушения;

- в соответствии с положениями глав 37, 39, 43 Трудового кодекса РФ инициировать проведение проверки по фактам нарушений бюджетного законодательства, безосновательного расходования средств местного бюджета с целью выявления виновных лиц и привлечения их к установленной законом ответственности, в том числе материальной;

- провести комплекс организационно-распорядительных мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня лиц, уполномоченных на распоряжение средствами местного бюджета;

- учесть все замечания, указанные в акте контрольного мероприятия.

Информация о принятых мерах по пресечению, устранению и предупреждению выявленных нарушений, по возмещению необоснованно произведенных расходов (с приложением документов, подтверждающих пресечение, устранение и предупреждение выявленных нарушений) должна была быть представлена в Контрольно-счётную палату муниципального образования городской округ Феодосия <адрес>) в течение 1 месяца со дня получения представления.

Усматривается, что представление от 16.04.2021 года № 02-13/03 было получено лично, под роспись начальником МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» ФИО3 в тот же день - 16.04.2021 года.

МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» 13.05.2021 года на Представление от 16.04.2021 года № 02-13/03 предоставлена информация о его выполнении от 12.05.2021 года №01-14-624.

Председатель Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ ФИО1 ФИО2, изучив выполнение МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» требований Представления от 16.04.2021 года за № 02-13/03 и установив не выполнение п.5, п.11, п.14, 10 сентября 2021 года составил протокол об административном правонарушении за № 18/2021 о привлечении начальника МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» ФИО3 к административной ответственности по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО3 в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, судья первой инстанции исходил из того, что все пункты Представления Контрольно-счетной палаты должностным лицом были выполнены в полном объеме.

Однако такие выводы судьи Феодосийского городского суда Республики Крым являются преждевременными, сделанными без исследования всех обстоятельств дела, без учета требований ст.ст. 24.1, 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ.

Так, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Положения ст.ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ во взаимосвязи со ст. 2.1 этого Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Усматривается, что материалы дела об административном правонарушении не содержат безусловных доказательств того, что МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» по состоянию на 10.09.2021 года предприняты исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений за ненадлежащее исполнение муниципального контракта № 141-ЕП/2020 от 01.10.2020 года в сумме <данные изъяты>.

В срок до 15.06.2021 года не предоставлена информация об устранении замечаний по благоустройству остановочных павильонов ТИП-2 в количестве 21 шт., остановочного павильона ТИП-1 в количестве 1 шт. на автобусной остановке «Высоковольтная-2».

По состоянию на 10.09.2021 года не предоставлена информация о конкретных мерах, направленных на проведение проверки по фактам нарушений бюджетного законодательства, безосновательного расходования средств местного бюджета с целью выявления виновных лиц и привлечения их к установленной законом ответственности, в том числе материальной в соответствии с положениями глав 37, 39, 43 Трудового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованным вывод судьи Феодосийского городского суда Республики Крым о надлежащем исполнении ФИО3 Представления от 16.04.2021 года.

Допущенное судьей городского суда нарушение требований норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность и полноту рассмотрения дела, обстоятельства, имеющие значение для правильного его разрешения, выяснены не были.

С учетом указанного, постановление Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2021 года № 5-1282/2021 не может быть признано законным и обоснованным.

В силу пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок привлечения к административной ответственности по данному делу в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ в настоящее время не истек.

Таким образом, постановление Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2021 года № 5-1282/2021 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду необходимо устранить указанные нарушения, принять законное и обоснованное постановление в соответствии с требованиями КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Верховный Суд Республики Крым,

р е ш и л:

жалобу председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования городской округ ФИО1 ФИО2 на постановление Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2021 года № 5-1282/2021 - удовлетворить.

Постановление Феодосийского городского суда Республики Крым от 29 октября 2021 года № 5-1282/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении начальника МКУ «Управление городского хозяйства и природопользования администрации г. Феодосии Республики Крым» ФИО3 - отменить, дело возвратить в тот же суд на новое судебное рассмотрение.

Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья <данные изъяты> Е.Г. Тимошенко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>