ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2022 от 20.01.2022 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Тосненского городского суда <адрес>ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1, действующей в защиту ГКУ «Леноблпожспас», на постановление инспектора отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

Постановлением инспектора отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ «Леноблпожспас» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст.12.9 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В жалобе защитника ГКУ «Леноблпожспас» ФИО1 содержится просьба об отмене данного постановления, прекращении производства по делу, прекращении производства по делу. Указывается, что транспортное средство, указанное в постановлении, принадлежит оперативной службе пожарной охраны, входящей в систему МЧС России, является пожарной автоцистерной, которая оборудована в соответствии с ФИО4 50574-2019 «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования». Во время фиксации правонарушения водитель указанного автомобиля с включенным проблесковым маячком синего цвета выполнял неотложное служебное задание, следовал к месту пожара, на проведение аварийно-спасательных работ.

Дело рассмотрено в соответствии с ч.2 ст.25.1, ч.3 ст.25.4 КоАП РФ в отсутствие законного представителя ГКУ «Леноблпожспас», защитника ГКУ «Леноблпожспас» ФИО1, поскольку о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, доводы жалобы, судья приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого постановления, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 12.9 КоАП РФ установлена административная ответственность за превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но не более 60 километров в час.

Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 43 минуты 10 секунд работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством «СКАТ-ПП», имеющим функцию фотосъемки, было зафиксировано, что водитель грузового транспортного средства с государственным регистрационным знаком О634ТЕ47, собственником которого является ГКУ «Леноблпожспас», на участке дороги в <адрес> 5 км 250 м автомобильной дороги 41К-250 «Ям-Ижора-Никольское», нп Красный Бор, к ш.М-10 «Россия», в нарушение требования, предписанного дорожным знаком 3.24 Приложения к ПДД РФ, превысил установленную скорость движения транспортного средства на 53 км/ч, двигаясь со скоростью 93 км/ч, при максимально разрешенной 40 км/ч.

Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ГКУ «Леноблпожспас» к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.12.9 КоАП РФ.

Вместе с тем при рассмотрении жалобы установлено следующее.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, распределение бремени доказывания между государством в лице органов, уполномоченных на вынесение постановлений по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, и соответствующими собственниками (владельцами) транспортных средств, будучи исключением из общего правила о том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности (части 1, 2 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ).

Такое распределение бремени доказывания не освобождает уполномоченные органы, включая суды, при рассмотрении и разрешении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи от соблюдения требований статей 24.1, 26.11 КоАП РФ и других статей данного Кодекса, направленных на обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения всех обстоятельств и справедливого разрешения дел об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3.1 ПДД РФ водители транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8 - 18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения.

Согласно пп. «б» п.1 ФИО4 50574-2019 "Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования" (далее - ФИО4 50574-2019) распространяется на автомобили, автобусы и мотоциклы (далее - транспортные средства), оборудованные в соответствии с назначением и принадлежащие оперативным службам, в том числе, пожарной охраны.

Стандарт устанавливает общие требования к цветографическим схемам наружных поверхностей транспортных средств оперативных служб и их элементам, а также технические требования к устанавливаемым специальным световым и звуковым сигналам.

Требования стандарта направлены на выделение и идентификацию транспортных средств оперативных служб в транспортном потоке для обеспечения безопасности дорожного движения при выполнении ими неотложных служебных заданий, а также на унификацию их цветового оформления.

В соответствии с п.4.1.2 ФИО4 50574-2019 цветографические схемы транспортных средств оперативных служб должны соответствовать рисункам ФИО5

Пунктом 6.1.1 ФИО4 50574-2019 установлено, что транспортные средства оперативных служб оснащаются специальными световыми и звуковыми сигналами в порядке, определенном нормативными правовыми актами.

Согласно п.6.2.1 ФИО4 50574-2019 проблесковые маячки транспортных средств оперативных служб всех видов должны быть синего цвета.

Согласно ФИО5 к ФИО4 50574-2019 на рисунке А.8 отображены цветографические схемы автомобилей пожарной охраны.В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными задачами пожарной охраны являются организация и осуществление профилактики пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Из свидетельства о регистрации транспортного средства, паспорта транспортного средства, следует, что транспортное средство с государственным регистрационным знаком О634ТЕ47, является грузовой автоцистерной пожарной марки «569421АЦ-5,0-40 (43118)», цвет кузова – ФИО4 50574-02 ЦГС 08 (в силу ФИО4 50574-2019 - цветографическая схема автомобилей пожарной охраны), владельцем указанного транспортного средства является ГКУ «Леноблпожспас» (л.д. 10-11, 12-13).

В соответствии с Уставом ГКУ «Леноблпожспас», государственное казенное учреждение <адрес> "Ленинградская областная противопожарно-спасательная служба" создано в соответствии с распоряжением <адрес> от 30.11.2010г. «О создании казенных учреждений путем изменения типа существующих бюджетных учреждений <адрес>» путем выделения из состава государственного учреждения «Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты и противопожарной безопасности <адрес>» и является его правопреемником в части обеспечения пожарной безопасности, проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий стихийных бедствий на территории <адрес>.

В соответствии с п.2.2.4 Устава ГКУ «Леноблпожспас» одной из основных целей Учреждения является: тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на территории <адрес>.

Согласно п.1.11.7 Устава ГКУ «Леноблпожспас», Учреждение имеет филиалы в форме отрядов, одним из филиалов является – «ОГПС <адрес>».

Согласно Положению о филиале Учреждения - «ОГПС <адрес>» (с изменениями), филиал имеет свои подчиненные подразделения – пожарные части, которые осуществляют свою деятельность в установленном порядке в составе Филиала. Пожарная часть имени ФИО2 находится по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.п. 3.3.1, 3.3.4, 3.3.8 Положения, филиал осуществляет тушение пожаров на территории муниципального района, участвует в проведении аварийно-спасательных работ, взаимодействует в установленном порядке по вопросам своей компетенции с органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, структурными подразделениями Федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории муниципального района, а также с должностными лицами и гражданами; имеет оборудованные специальными сигналами и средствами связи специальные транспортные средства с утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками и окраской.

В соответствии с требованиями Приказа МЧС России от 20.10.2017г. «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны» работники подразделений противопожарной службы обязаны вносить сведения в «Журнал пункта связи подразделения» (приложение к Уставу): о месте пожара, аварии, ЧС (адрес) и объекте пожара, информации с места пожара, аварии, ЧС о прибытии, ходе тушения, ликвидации, вызове дополнительных сил и средств, неисправности водопровода и средств связи, проездов дорог и прочее; фамилии лиц, передавших и принявших сообщение.

В соответствии с требованиями указанного Приказа, работники подразделений противопожарной службы обязаны вести «Книгу службы» (приложение к Приказу), которой утверждаются ежесуточные наряды на службу караулов пожарных частей.

В соответствии с требованиями п.22 Приказа МЧС России от 16.10.2017г. «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ" выезд и следование к месту пожара в возможно короткие сроки обеспечиваются: своевременным сбором и выездом личного состава караула; движением пожарного автомобиля по оптимальному маршруту с использованием специальных световых и звуковых сигналов с учетом обеспечения безопасности дорожного движения.

В подтверждение доводов о том, что в момент фиксации правонарушения водитель принадлежащего ГКУ «Леноблпожспас» транспортного средства с государственным регистрационным знаком О634ТЕ47 с включенным проблесковым маячком синего цвета выполнял неотложное служебное задание, следовал на тушение пожара, аварийно-спасательных работ, заявителем были представлены следующие доказательства: запись из «Журнала том 3 Пункта связи части 111 ПЧ им.ФИО2» «ОГПС <адрес>», начатой 30.07.2021г., согласно которой 31.08.2021г. в 15 часов 35 минут получено сообщение о пожаре на <адрес> в ЖК «Счастье» в <адрес> (л.д. 17-26); запись из «Книги службы том 7 части 111 ПЧ им.ФИО2, начатой 07.06.2021г., оконченной 03.09.2021г., о времени выезда личного состава дежурного караула на автомобиле пожарном АЦ 5,0-40 (43118) с государственным регистрационным знаком О634ТЕ47, в 15 часов 35 минут 31.08.2021г. на тушение пожара в ЖК «Счастье» в <адрес> (л.д. 14-16).

Представленные доказательства позволяют усомниться в виновности ГКУ «Леноблпожспас» в совершении административного правонарушения.

В связи с этим при разрешении дела необходимо учитывать положения части 4 статьи 1.5 КоАП РФ о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, и позицию Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой распределение бремени доказывания, вытекающее из примечания к указанной выше норме, не отменяет действие в названной сфере иных положений, раскрывающих принцип презумпции невиновности.

При таких обстоятельствах, постановление инспектора отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене с прекращением производства по делу по основанию п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ГКУ «Леноблпожспас» состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ, судья

Решил:

Постановление инспектора отдела ЦАФАП в ОДД ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ГКУ «Леноблпожспас», отменить, производство по делу - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья ФИО3