ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2022 от 28.07.2022 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

55RS0004-01-2021-006662-43

12-26/2022

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

на постановление по делу об административном правонарушении

28 июля 2022 года г. Омск, ул. 9-я Линия, д.232

Судья Октябрьского районного суда г. Омска Глазкова Т.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Низамутдиновой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» на постановление по делу об административном правонарушении № 55/12-7100-И/71-27, вынесенное 12.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.,

установил:

Постановлением по делу об административном правонарушении № 55/12-7100-И/71-27, вынесенным 12.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в нарушении сроков ознакомления о дате начала ежегодного оплачиваемого отпуска работников Джилбаева Зейнулу Садуевича и Симонову Юлию Сергеевну. Административное правонарушение было выявлено по результатам плановой проверки.

ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области в лице врио начальника Кяжина Е.В. обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление по делу об административном правонарушении, ссылаясь на то, что приказом № 76 от 25.08.2021 водителю автомобиля Джилбаеву ФИО10 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.09.2021, о дате начала отпуска он был ознакомлен 27.08.2021. Дата начала отпуска Симоновой Юлии Сергеевны с 30.08.2021, была ознакомлена 25.08.2021. Заявитель жалобы считает, что данное правонарушение является малозначительным. Учреждение ходатайствовало, чтобы к административной ответственности вместо юридического лица было привлечено должностное лицо, допустившее нарушение трудового законодательства, однако данное ходатайство было проигнорировано должностным лицом Государственной инспекции труда в Омской области. Кроме того, о проведении Государственной инспекцией труда в Омской области в период с 06.09.2021 по 13.09.2021 плановой выездной проверки ФКУ КП-13 было уведомлено посредством заказного письма, поступившего в учреждение 02.09.2021 за входящим номером 8311, то есть менее, чем за три рабочих дня.

В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» нарушение требований, предусмотренных ч.12 ст.9 (в части срока уведомления о проведении проверки) отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля. Результаты проверки, проведенной органом государственного контроля, органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене.

Впоследствии поступило дополнение к жалобе, в котором, со ссылкой на положения ч.6 ст.73, ч.1 ст. 91, п.3 ч.2 ст.91 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон о контроле (надзоре)), заявитель жалобы указывает на наличие грубого нарушения требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), поскольку копия решения о проведении проверки с внесенными корректировками дат ее проведения в адрес учреждения поступила 13.09.2022 за входящим № 2425 в день начала проверки.

В судебном заседании защитники законного представителя ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области Безызвестных А.В. и Калугин И.А. поддержали требование об отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Старший государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчин М.Е. в судебном заседании не участвовал, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал. Письменный отзыв по существу не представил.

Судья определил возможным рассматривать дело по жалобе при имеющейся явке.

Заслушав защитников, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса. Административное наказание для юридических лиц установлено в виде наложения административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, на основании решения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Омской области Жданова А.С. от 24.08.2021 №55/12-3954-И/71-27, в соответствии с планом проверок на 2021 год старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е. проведена плановая выездная проверка деятельности ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В ходе проведения плановой выездной проверки старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е. установлено, что 19.08.2021 в 09-00 часов и 19.09.2021 в 09-00 часов по адресу: г. Омск, ул. Осташковская, 23 выявлен факт нарушения положений статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации, а именно – приказом № 76 от 25.08.2021 водителю автомобиля Джилбаеву ФИО12 был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с 01.09.2021, о дате начала отпуска он был ознакомлен 27.08.2021. Аналогичное нарушение выявлено в отношении Симоновой ФИО11, которая о дате начала отпуска с 30.08.2021 ознакомлена 25.08.2021.

По итогам проведения плановой выездной проверки должностным лицом Государственной инспекции труда в Омской области составлен акт проверки от 23.09.2021 №55/12-6095-И/71-27 и протоколы об административном правонарушении от 12.10.2021:

№ 55/12-6506-И/71-27 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ;

№ 55/12-6513-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ;

№ 55/12-6508-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ;

№ 55/12-6510-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области привлечено к административной ответственности, вынесены постановления о назначении административного наказания соответственно:

от 12.11.2021 № 55/12-7100-И/71-27 по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб.;

от 17.11.2021 № 55/12-7167-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 130 000,00 руб.;

от 15.11.2021 № 55/12-7127-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000,00 руб.;

от 15.11.2021 № 55/12-7133-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 110 000,00 руб.

Все постановления о назначении административного наказания обжалованы Учреждением в суд.

По результатам рассмотрения судьёй Октябрьского районного суда г. Омска жалоб на постановления по делу об административном правонарушении от 15.11.2021 № 55/12-7127-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и от 15.11.2021 № 55/12-7133-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ приняты решения от 25.02.2022 об отмене постановлений по делам об административных правонарушениях и о прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование указано следующее.Постановлением Правительства РФ от 21.07.2021 №1230 утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства).

Согласно п. 49 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона о контроле (надзоре), за исключением случаев, указанных в части 12 статьи 66 Закона о контроле (надзоре).

Пунктом 47 Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства предусмотрено, что выездная проверка проводится в соответствии с положениями статьи 73 Закона о контроле (надзоре).

В соответствии с п.6 ст. 73 Закона о контроле (надзоре) предусмотрено, что о проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.

Согласно п.3 ч.2 ст.91 Закона о контроле (надзоре) грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля является нарушение требования об уведомлении о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если такое уведомление является обязательным.

В соответствии с ч.1 ст.91 Закона о контроле (надзоре) решения, принятые по результатам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, подлежат отмене контрольным (надзорным) органом, проводившим контрольное (надзорное) мероприятие, вышестоящим контрольным (надзорным) органом или судом, в том числе по представлению (заявлению) прокурора. В случае самостоятельного выявления грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа, проводившего контрольное (надзорное) мероприятие, принимает решение о признании результатов такого мероприятия недействительными.

На основании решения врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Омской области Жданова А.С. от 24.08.2021 №55/12-3954-И/71-27, в соответствии с планом проверок на 2021 год старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е. проведена плановая выездная проверка деятельности ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области на предмет соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Срок проведения проверки определен решением врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Омской области от 24.08.2021 №55/12-3954-И/71-27 (во второй редакции) с 13.09.2021 по 24.09.2021. Проверка начата 13.09.2021.

В нарушение вышеприведенных требований п.6 ст. 73 Закона о контроле (надзоре) контролируемое лицо ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области не было уведомлено о проведении выездной проверки путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона.

Решение о проведении проверки в период с 13.09.2021 по 24.09.2021 вручено представителю контролируемого юридического лица в день начала проверки – 13.09.2021, что подтверждается подписью последнего в данном документе.

Изложенное свидетельствует о грубом нарушении требований к уведомлению контролируемого лица о проведении выездной проверки. Грубое нарушение требований к уведомлению о проведении выездной проверки влечет в силу ч.1 ст.91 Закона о контроле (надзоре) признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. В рассматриваемом случае результаты проведенной в отношении ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области плановой выездной проверки неправомерно положены в основу выводов о виновности юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Решения судьи Октябрьского районного суда г. Омска от 25.02.2022 по результатам рассмотрения жалоб ФКУ КП-13 УФСИН России по Омской области на постановления по делам об административных правонарушениях от 15.11.2021 № 55/12-7127-И/71-27 по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ и от 15.11.2021 № 55/12-7133-И/71-27 по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ были обжалованы должностным лицом, вынесшим постановления, жалобы поданы с пропуском установленного срока, заявлены ходатайства о восстановлении пропущенного срока обжалования, однако определениями судей Омского областного суда от 19.04.2022 в восстановлении пропущенного срока обжалования отказано.

Таким образом, вступившими в законную силу решениями судьи Октябрьского районного суда г. Омска установлено наличие грубого нарушения требований к уведомлению контролируемого лица о проведении проверки, влекущее в силу ч.1 ст.91 Закона о контроле (надзоре) признание результатов контрольного (надзорного) мероприятия недействительными.

При изложенных обстоятельствах постановление по делу об административном правонарушении № 55/12-7100-И/71-27, вынесенное 12.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб., подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление по делу об административном правонарушении № 55/12-7100-И/71-27, вынесенное 12.11.2021 старшим государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Омской области Гальчиным М.Е., которым Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение №13 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000,00 руб., отменить.

Производство по делу по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: Т.Г. Глазкова