ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-26/2022640004-01-2021-009359-69 от 01.04.2021 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 12-26/2022 64RS0004-01-2021-009359-69

Решение

01 апреля 2021 года город Балаково

Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцева И.А.,

при секретаре судебного заседания Ермаковой К.И.,

с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, руководителя службы охраны общества с ограниченной ответственностью «Аргон» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя службы охраны общества с ограниченной ответственностью «Аргон» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела № 5 надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 № 64/12-23399-И/54-61 от 01 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении руководителя службы охраны общества с ограниченной ответственностью «Аргон» ФИО1,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела № 5 надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 № 64/12-23399-И/54-61 от 01 декабря 2021 года руководитель службы охраны ООО «Аргон» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.

Не согласившись с постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит изменить оспариваемое постановление должностного лица в части назначенного наказания и заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указано, что назначенный административным органом административный штраф в размере 15 000 руб. в рассматриваемом случае носит неоправданно карательный характер, налагает излишние обременения, не соответствует характеру и тяжести совершенного заявителем административного правонарушения применительно к статье 4.1.1 КоАП РФ. ФИО1 просила учесть её семейное и материальное положение, а также тот факт, что на момент проведения проверки в отношении ООО «Аргон» вмененное правонарушение было устранено.

В судебном заседании ФИО3 поддержала доводы жалобы, а также дополнила, что в её действиях отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку законодательством не установлены сроки проведения внепланового обучения по охране труда и внепланового инструктажа на рабочем месте. В ООО «Аргон» проведено внеплановое обучение работников по охране труда, а также внеплановый инструктаж на рабочем месте в связи с изменениями трудового законодательства в разумные сроки.

Должностное лицо извещено о рассмотрении жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явилось.

Выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к следующему.

В силу части 1 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В соответствии со статьей 30.6 КоАП РФ, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо, не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Как следует из обжалуемого постановления должностного лица, основанием для привлечения руководителя службы охраны ООО «Аргон» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ явились следующие обстоятельства:

В ходе проведения проверки соблюдения законодательства о труде в ООО "Аргон", осуществляющим деятельность по адресу: <...>, установлено, что в нарушение требований статей 22, 76, 212, 225 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) пункта 3.3 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 (ред. от 30 ноября 2016 года) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» члены комиссии по проверки знаний требований охраны труда, образованной в соответствии с приказом ООО «Аргон» № 66 от 06 мая 2021 года: исполнительный директор <данные изъяты>., первый заместитель исполнительного директора - коммерческий директор <данные изъяты>., главный механик <данные изъяты>., начальник технологического отдела <данные изъяты>., техник по учету химического цеха <данные изъяты>, мастер 2 стадии химического цеха <данные изъяты>, помощник мастера химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>, мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>, мастер участка производства расплавных связующих <данные изъяты>., руководитель направления по организации и оплате труда СУП <данные изъяты>., ведущий специалист по работе с персоналом СУП <данные изъяты>., начальник ЦРТО <данные изъяты>., мастер по ремонту электрооборудования ЦРТО <данные изъяты>, учетчик ЦРТО <данные изъяты>. мастер по ремонту КИПиА ЦРТО <данные изъяты>, энергетик ЦРТО <данные изъяты> мастер по ремонту технологического оборудования ЦРТО <данные изъяты>, заместитель исполнительного директор по качеству и технологии <данные изъяты> водитель автомобиля УТХО <данные изъяты>, начальник ЦХЛ <данные изъяты>., ведущий специалист по учету ТМЦ коммерческой службы <данные изъяты>, начальник сбыта <данные изъяты>, ведущий специалист по сбыту <данные изъяты>, главный инженер <данные изъяты>, руководитель службы охраны труда <данные изъяты>., специалист по охраны труда 1 категории <данные изъяты>., ведущий инженер по технологическому надзору <данные изъяты>, мастер 1 стадии химического цеха <данные изъяты>., мастер 2 стадии химического цеха <данные изъяты>, главный механик <данные изъяты>., ведущий инженер-механик <данные изъяты>., ведущий инженер-строитель <данные изъяты>, мастер по ремонту электрооборудования ЦРТО <данные изъяты>., мастер по ремонту КИПиА ЦРТО <данные изъяты>., мастер по ремонту технологического оборудования ЦРТО <данные изъяты>., слесарь - ремонтник по ремонту технологичского оборудования ЦРТО <данные изъяты> начальник химического цеха <данные изъяты>., технолог химического цеха <данные изъяты>., начальник ЦРТО <данные изъяты>., энергетик ЦРТО <данные изъяты>., мастер по ремонту энергооборудования <данные изъяты>, начальник УТХО <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты> мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>., аппаратчик полимеризации химического цеха <данные изъяты>., аппаратчик полимеризации химического цеха <данные изъяты> не прошли в установленном законодательством порядке внеплановое обучение по охране труда и не были отстранены от исполнения трудовых обязанностей.

В нарушение требований статей 22, 76, 212, 225 ТК РФ, пункта 3.3 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 (ред. от 30 ноября 2016 года) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» исполнительный директор <данные изъяты>., первый заместитель исполнительного директора - коммерческий директор <данные изъяты>, главный механик <данные изъяты> начальник технологического отдела <данные изъяты>., техник по учету химического цеха <данные изъяты> мастер 2 стадии химического цеха <данные изъяты> помощник мастера химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты> мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер участка производства расплавных связующих <данные изъяты>., руководитель направления по организации и оплате труда СУП <данные изъяты>., ведущий специалист по работе с персоналом СУП <данные изъяты>, начальник ЦРТО <данные изъяты>., мастер по ремонту электрооборудования ЦРТО <данные изъяты>., учетчик ЦРТО <данные изъяты> мастер по ремонту КИПиА ЦРТО <данные изъяты>., энергетик ЦРТО <данные изъяты>., мастер по ремонту технологического оборудования ЦРТО <данные изъяты>, заместитель исполнительного директор по качеству и технологии <данные изъяты> водитель автомобиля УТХО <данные изъяты> начальник ЦХЛ <данные изъяты>., ведущий специалист по учету ТМЦ коммерческой службы <данные изъяты>., начальник сбыта <данные изъяты>., ведущий специалист по сбыту <данные изъяты> главный инженер <данные изъяты>, руководитель службы охраны труда <данные изъяты>, специалист по охраны труда 1 категории <данные изъяты>., ведущий инженер по технологическому надзору <данные изъяты>., мастер 1 стадии химического цеха <данные изъяты>., мастер 2 стадии химического цеха <данные изъяты>., главный механик <данные изъяты> ведущий инженер-механик <данные изъяты> ведущий инженер-строитель <данные изъяты>, мастер по ремонту электрооборудования ЦРТО <данные изъяты> мастер по ремонту КИПиА ЦРТО <данные изъяты> мастер по ремонту технологического оборудования ЦРТО <данные изъяты>, слесарь-ремонтник по ремонту технологичского оборудования ЦРТО <данные изъяты>, начальник химического цеха <данные изъяты>, технолог химического цеха <данные изъяты> начальник ЦРТО <данные изъяты> энергетик ЦРТО <данные изъяты>., мастер по ремонту энергооборудования <данные изъяты>., начальник УТХО <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты> мастер смены химического цеха <данные изъяты> мастер смены химического цеха <данные изъяты> аппаратчик полимеризации химического цеха <данные изъяты>., аппаратчик полимеризации химического цеха <данные изъяты> были допущены (не были отстранены) до исполнения трудовых обязанностей без прохождения в установленном законодательством порядке внепланового инструктажа на рабочим месте (проверочный лист № 36).

В нарушение требований статей 22, 76, 212, 225 ТК РФ, пункта 3.3 Постановления Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 (ред. от 30 ноября 2016 года) «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации» исполнительный директор <данные изъяты> первый заместитель исполнительного директора - коммерческий директор <данные изъяты>, главный механик <данные изъяты>, начальник технологического отдела <данные изъяты> техник по учету химического цеха <данные изъяты> мастер 2 стадии химического цеха <данные изъяты>, помощник мастера химического цеха <данные изъяты>, мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты>, мастер смены химического цеха <данные изъяты> мастер участка производства расплавных связующих <данные изъяты>., руководитель направления по организации и оплате труда СУП <данные изъяты>, ведущий специалист по работе с персоналом СУП <данные изъяты>., начальник ЦРТО <данные изъяты> В.А., мастер по ремонту электрооборудования ЦРТО <данные изъяты> учетчик ЦРТО <данные изъяты> мастер по ремонту КИПиА ЦРТО <данные изъяты>, энергетик ЦРТО <данные изъяты> мастер по ремонту технологического оборудования ЦРТО <данные изъяты>, заместитель исполнительного директор по качеству и технологии <данные изъяты>., водитель автомобиля УТХО <данные изъяты>, начальник ЦХЛ <данные изъяты>, ведущий специалист по учету ТМЦ коммерческой службы <данные изъяты>, начальник сбыта <данные изъяты> ведущий специалист по сбыту <данные изъяты>., главный инженер <данные изъяты>, руководитель службы охраны труда <данные изъяты>, специалист по охраны труда 1 категории <данные изъяты>, ведущий инженер по технологическому надзору <данные изъяты>, мастер 1 стадии химического цеха <данные изъяты>., мастер 2 стадии химического цеха <данные изъяты>, главный механик <данные изъяты>, ведущий инженер-механик <данные изъяты> ведущий инженер-строитель <данные изъяты>., мастер по ремонту электрооборудования ЦРТО <данные изъяты> мастер по ремонту КИПиА ЦРТО <данные изъяты>, мастер по ремонту технологического оборудования ЦРТО <данные изъяты>., слесарь-ремонтник по ремонту технологичского оборудования ЦРТО <данные изъяты>., начальник химического цеха <данные изъяты>, технолог химического цеха <данные изъяты>., начальник ЦРТО <данные изъяты>., энергетик ЦРТО <данные изъяты>, мастер по ремонту энергооборудования <данные изъяты>., начальник УТХО <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты> мастер смены химического цеха <данные изъяты>., мастер смены химического цеха <данные изъяты> мастер смены химического цеха <данные изъяты>, аппаратчик полимеризации химического цеха <данные изъяты> аппаратчик полимеризации химического цеха <данные изъяты>. и другие были допущены (не отстранены) до исполнения трудовых обязанностей без прохождения в установленном законодательством порядке обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда, (проверочный лист № 36).

В постановлении указано время совершения административного правонарушения – 01 марта 2021 года.

В соответствии со статьей 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу статьи 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

В соответствии с пунктами 2.1.6, 3.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 (ред. от 30 ноября 2016 года) внеплановый инструктаж проводится, в том числе, при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.

Внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в частности, при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда. При этом осуществляется проверка знаний только этих законодательных и нормативных правовых актов.

Приведенные в постановлении должностного лица нормы трудового законодательства не содержат требований о сроках проведения внеочередной проверка знаний требований охраны труда работников, а также внепланового инструктажа при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда.

При этом, ни в акте проверки № 64/12-7313-И/54-61 от 21 июня 2021 года, проведенной Государственной инспекцией труда в отношении ООО «Аргон», ни в протоколе № 64/12-23283-И/54-61 об административном правонарушении, составленного 29 ноября 2021 года в отношении руководителя службы охраны труда ООО «Аргон» ФИО1 по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, ни в постановлении государственного инспектора труда № 64/12-23399-И/54-61 от 01 декабря 2021 года о привлечении руководителя службы охраны ООО «Аргон» ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ, не указан период, в который указанные в постановлении работники должны были пройти внеочередную проверку знаний требований охраны труда и внеплановый инструктаж со ссылкой на действующее законодательства, а также основания для их проведения. Установленная должностным лицом дата совершения вменяемого ФИО1 административного правонарушения никак не мотивирована. При этом не дана оценка представленным в материалы дела документам о прохождении работниками организации внеочередной проверки знаний требований охраны труда и внепланового инструктажа на рабочем месте.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе, об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Допущенная должностным лицом неполнота исследования всех обстоятельств дела не позволила принять законное и обоснованное постановление, которое подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение, поскольку предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности не истек.

При новом рассмотрении должностному лицу следует учесть изложенное, надлежащим образом исследовать и оценить все юридически значимые обстоятельства, приняв меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела и вынесению законного и обоснованного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

отменить постановление заместителя начальника отдела № 5 надзора за соблюдением трудового законодательства Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО2 № 64/12-23399-И/54-61 от 01 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении руководителя службы охраны общества с ограниченной ответственностью «Аргон» ФИО1.

Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Государственную инспекцию труда в Саратовской области.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья Курцева И.А.