Дело № 12-270/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Железнодорожного районного суда г. Барнаула Алтайского края Саввина И.А.,
с участием представителя Управления федеральной антимонопольной службы - ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ОАО
« ФИО5 Василиади И.Д. на постановление вр.и.о. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.31 Кодекса об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением вр.и.о. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГг.
Василиади И.Д., генеральный
директор ОАО « ФИО6»,
проживающий в <адрес>
<адрес>, почтовый адрес: <адрес>
- признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. ст. 14.31 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 руб., при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ. в адрес управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю на рассмотрение поступило заявление Комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству Алтайского краевого Законодательного Собрания в отношении ОАО «ФИО7» по поводу обоснованности действий последнего, выразившихся в установлении незаконного порядка передачи показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии собственниками помещений в многоквартирных домах, избравшими следующие способы управления многоквартирными домами: управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, специализированный потребительский кооператив, в связи с чем, управлением ФАС по Алтайскому краю было возбуждено дело № о нарушении антимонопольного законодательства.
Согласно документов и материалов, представленных сторонами по рассматриваемому вопросу в управление ФАС по Алтайскому краю, ОАО «ФИО8» распространило информацию в средствах массовой информации ( телевизионные репортажи: «Наши новости. Барнаул» от ДД.ММ.ГГГГ; «Катунь 24» от ДД.ММ.ГГГГ.; ГТРК «Алтай» от ДД.ММ.ГГГГ., газеты: «Комсомольская правда» от ДД.ММ.ГГГГ; «Вечерний Барнаул» № от ДД.ММ.ГГГГ.; «АиФ-Алтай» № за ДД.ММ.ГГГГ «Алтайская правда» № от ДД.ММ.ГГГГ. и др.) с разъяснением порядка передачи показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии жителями г. Барнаула. В данных разъяснениях ОАО «ФИО9» указало на то, что новые правила оплаты за электроэнергию введены постановлением Правительства РФ № 354, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГг. Так, потребители коммунальной услуги по электроснабжению, имеющие индивидуальные приборы учета электроэнергии и лицевые счета в ресурсоснабжающей организации (ОАО «ФИО10»), обязаны передавать ей показания индивидуальных приборов учета не позднее 26 числа текущего месяца. Данное требование не распространяется на тех, кто осуществлял платежи за электроэнергию не напрямую в общество, а через жилищную организацию (управляющую компанию, ТСЖ, ЖЭУ, ПЖЭТ и пр.). Для них порядок передачи показаний остался прежним. Также в этих сообщениях ОАО «ФИО11» проинформировало граждан о способах передачи показания индивидуальных приборов учета, указав адреса, где расположены ящики для приема заполненных бланков с показаниями, адреса, по которым могут быть отправлены письма или телеграммы, номера стационарных телефонов, сотового телефона, адреса в сети Интернет и порядок получения ПИН-кодов для передачи данных с помощью SMS-сообщений и через сеть Интернет.
Рассмотрев материалы дела №, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
На основании частей 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 12 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами указанными в части 1 статьи 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. По договору управления многоквартирным домом одна сторона по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, учитывая вышеизложенные нормы права ЖК РФ, при выборесобственниками помещений в многоквартирных домах таких способов управления, как: управление управляющей организацией, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, последние несут ответственность за содержание общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, обязаны предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирных домах и заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил № 354 определены понятия, используемые в названных Правилах.
В пункте 4 Правил № 354 перечислены виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, к которым относится и электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Следовательно, исходя из понятий и норм, установленных в Правилах № 354, коммунальная услуга по электроснабжению, оказываемая собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, не может быть разделена на коммунальную услугу по электроснабжению жилых помещений и на коммунальную услугу по электроснабжению общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктами 6, 8 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил. Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.
На основании пункта 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Из документов и материалов, представленных ОАО «ФИО12» для рассмотрения дела № следует, что ОАО «ФИО13» является ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет продажу коммунального ресурса - электрической энергии.
ОАО «ФИО14» заключило с управляющими организациями, товариществами и кооперативами договоры поставки электрической энергии для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению. В соответствии с имеющимися в материалах дела такими договорами, ОАО «ФИО15» взяло на себя обязанности по подаче исполнителям (управляющим организациям, товариществам и кооперативам) электрической энергии для целей оказания гражданам, проживающим в обслуживаемых исполнителям многоквартирным домам, коммунальной услуги по электроснабжению. Согласно условий названных договоров поставка электрической энергии осуществляется по тем точкам поставки, которые указаны в актах о технологическом присоединении электроустановок и определены в приложениях к соответствующим договорам. Из приложений к договорам поставки электрической энергии для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению, заключенным между ОАО «ФИО16» и управляющими организациями, товариществами и кооперативами, следует, что ОАО «ФИО17» поставляет электрическую энергию только в РУ трансформаторных подстанций или ВРУ жилых домов, т.е. ОАО «ФИО18» не поставляет электрическую энергию в жилые помещения многоквартирных домов, в связи с чем, не является исполнителем коммунальной услуги.
В соответствии с пунктом 64 Правил № 354 внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Следовательно, при оплате потребителями коммунальной услуги по электроснабжению жилого помещения в многоквартирном доме, в котором собственниками помещений выбраны такие способы управления как: управляющая организация, товарищество, кооператив, напрямую ресурсоснабжающей организации - ОАО «ФИО19», последняя также не будет являться исполнителем коммунальной услуги.
Подпунктом в) пункта 34 Правил № 354 (в ред. от 27.08.2012г.) предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги обязан при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учета обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.
Данной обязанности потребителя корреспондирует обязанность исполнителя коммунальной услуги принимать от потребителей показания индивидуального прибора учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений (по телефону, через Интернет и т.д.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания (подпункт ж) пункта 31 Правил № 354).
Т.е., при выборе собственниками помещений в многоквартирных домах таких способов управления, как: управление управляющей организацией, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах на основании подпункта в) пункта 34 Правил № 354 (в ред. от 27.08.2012г.) обязаны были передавать полученные показания индивидуальных приборов учета электрической энергии исполнителю - управляющей организации, товариществу или кооперативу, но не ресурсоснабжающей организации - ОАО «ФИО20».
Наличие у рассматриваемых потребителей коммунальной услуги по электроснабжению открытых лицевых счетов, не предусмотренных действующим законодательством, в ОАО «ФИО21», также не свидетельствует о том, что ресурсоснабжающая организация - ОАО «ФИО22» будет являться исполнителем коммунальной услуги.
В исключительных случаях, указанных в подпункте б) пункте 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация - ОАО «ФИО23» будет являться исполнителем коммунальной услуги, но на краткосрочный, определенный период времени.
В рассматриваемых же сообщениях, распространенных в СМИ, ОАО «ФИО24» обязывало передавать ей показания индивидуальных приборов учета всеми абонентами, имеющими открытые лицевые счета. Однако, у ОАО «ФИО25» не было законных оснований требовать передачу ей показаний индивидуальных приборов учета потребителями, производящими оплату коммунальной услуги по электроснабжению напрямую ресурсоснабжающей организации - ОАО «ФИО26» и выбравшими способы управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК), специализированный потребительский кооператив, которые заключили с ОАО «ФИО27» договоры поставки электрической энергии для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению.
Возложенная на вышеуказанных граждан-потребителей, использующих коммунальные ресурсы для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязанность по передаче полученных показаний ОАО «ФИО28», в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) не всегда может быть выполнена гражданами-потребителями в связи с отсутствием такой возможности. Для некоторых таких потребителей, являющихся наиболее слабой и менее защищенной стороной в договоре по оказанию коммунальных услуг, нуждающейся в особой защите своих прав, выполнение обязанности по передаче сведений о показаниях приборов учета ОАО «ФИО29» в связи с отсутствием телефона, сети Интернет, других средств связи, является трудновыполнимым, а в некоторых случаях невыполнимым.
Приказом управления ФАС по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. № (изм. от 21.07.2007г. №175) ОАО «ФИО30» включено в Реестр занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов на рынке купли-продажи (поставке) электрической энергии, в г. Барнауле по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «ФИО31».
Действия ОАО «ФИО32», выразившиеся в распространении сведений в СМИ об обязании потребителей-абонентов, имеющих открытые лицевые счета в обществе, передавать показания индивидуальных приборов учета в ресурсоснабжающую организацию (ОАО «ФИО33»), в том числе потребителей, производящих оплату коммунальной услуги по электроснабжению напрямую ресурсоснабжающей организации - ОАО «ФИО34» и выбравших способы управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК), специализированный потребительский кооператив, которые заключили с ОАО «ФИО35» договоры поставки электрической энергии для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению, противоречат подпункту в) пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, ущемляют интересы последних потребителей и нарушают требования части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Вышеуказанный факт нарушения антимонопольного законодательства установлен решением Комиссии управления ФАС по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №
Таким образом, ОАО «ФИО36» нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Текущее руководство деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом - директором.
В соответствии с Приказом «О вступлении в должность генерального директора общества» № от ДД.ММ.ГГГГ Василиади И.Д. принят на должность генерального директора ОАО «ФИО37» с ДД.ММ.ГГГГ
Деятельность должностного лица, как и деятельность всего общества, не должна противоречить действующему законодательству.
Вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что в действиях должностного лица - генерального директора ОАО «ФИО38» Василиади И.Д. присутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностным лицом - генеральным директором ОАО «ФИО39» Василиади И.Д. нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 ФИО2 закона «О защите конкуренции» от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За совершение указанного правонарушения, как указано выше, генеральный директор ОАО « ФИО40» Василиади И.Д. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 14. 31 КоАП РФ и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
На указанное постановление генеральным директором ОАО « ФИО41» подана жалоба, в которой он указывает, что с данным постановлением не согласен, считает, что в рассматриваемой ситуации отсутствует событие административного правонарушения. Исходя из содержания п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» следует, что юридическое лицо (ресурсоснабжающая организация) предоставляющее потребителю любой из коммунальных ресурсов, в том числе и электрическую энергию, является исполнителем коммунальных услуг.
Управляющая организация может предоставлять собственникам помещений не все коммунальных услуг, а лишь те, которые указаны в договоре управления многоквартирным домом. Таким образом, в договоре управления многоквартирным домом может быть указана только коммунальная услуга - электроснабжение мест общего пользования в многоквартирном доме.
Наличие нескольких исполнителей коммунальных услуг на одном доме законодательством не запрещается.
При заключении договора ресурсоснабжения с ОАО «ФИО42» большинство исполнителей коммунальных услуг в лице УК, УО, ТСЖ не принимают на себя обязательства по поставке коммунального ресурса - электрической энергии в жилые помещения многоквартирного дома, поскольку не желают открывать лицевые счета потребителям, принимать показания и производить расчеты за потребленную электрическую энергию, в связи с чем, осуществляют поставку коммунального ресурса - электроэнергии только в места общего пользования многоквартирных домов.
Во многих случаях по договорам ресурсоснабжения, заключенным между ОАО «ФИО43» и исполнителями коммунальных услуг (УК, УО, ТСЖ и др.) поставка коммунального ресурса - электроэнергии в жилые помещения многоквартирного дома так и не наступает. В связи с чем, на основании п. 17 Правил ОАО «ФИО44» предоставляет коммунальную услугу по подаче потребителям коммунального ресурса - электрическая энергия, выступая при этом исполнителем коммунальных, услуг.
В таком случае, договоры электроснабжения на поставку коммунального ресурса в жилое помещение заключаются собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме непосредственно с ОАО «ФИО45». Тогда как на основании п. 8 Правил ОАО «ФИО46», являясь ресурсоснабжающей организацией, выступает также исполнителем коммунальных услуг.
С выводами, указанными в постановлении УФАС по АК, о том, что коммунальная услуга по электроснабжению, оказываемая собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, не может быть разделена на коммунальную услугу по электроснабжению жилых помещений и на коммунальную услугу по электроснабжению общего имущества в многоквартирном доме, заявитель жалобы не согласен.
Действиями ОАО «ФИО47» интересы потребителей коммунальной услуги не ущемлялись, поскольку обязанность передавать показания и сроки передачи показаний приборов учета, а также способы приема показаний от потребителей коммунальной услуги устанавливаются Правилами.
Кроме обязанности потребителей коммунальной услуги передавать показания приборовучета, Правила также устанавливают обязанность для исполнителя принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.).
В соответствии с пп. «г» п. 33 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В связи с чем, ОАО «ФИО48» распространило сведения в СМИ об обязании потребителей-абонентов, имеющих открытые лицевые счета в обществе, передавать показания индивидуальных приборов учета в ресурсоснабжающую организацию (ОАО «ФИО49»), в том числе потребителей, производящих оплату коммунальной услуги по электроснабжению напрямую ресурсоснабжающей организации - ОАО «ФИО50» и выбравших способы управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК), специализированный потребительский кооператив, которые заключили с ОАО «ФИО51» договоры поставки электрической энергии.
Согласно ч. 5 ст. 29 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется свобода массовой информации; цензура запрещается.
Действия ОАО «Барнаульская горэлектросеть» по распространению сведений в СМИ о передаче показаний приборов учета потребителями коммунальных услуг в вышеуказанных случаях правомерны, требованиям жилищного законодательства в сфере оказания коммунальных услуг не противоречат и их не нарушают.
Также в жалобе указывается на то, что арбитражные суды не связаны актами антимонопольных органов, ранее вынесенными по результатам проверки соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и не имеют для суда заранее установленной силы.
Следовательно, ссылка антимонопольного органа на установление факта нарушения антимонопольного законодательства решением Комиссии Управления ФАС по АК № от ДД.ММ.ГГГГ не имеет правового значения для рассмотрения доводов настоящей жалобы.
Действия ОАО «ФИО52» не противоречат действующему законодательству и не нарушают часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции». Следовательно, и действия генерального директора ОАО «ФИО53» не противоречат действующему законодательству и не нарушают часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ просит отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель - генеральный директор ОАО « ФИО54» Василиади И.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке. Представил в суд ходатайство о приостановлении рассмотрения жалобы на основании абз. 5 ст.215 ГПК РФ до результатов рассмотрения апелляционной жалобы на решение Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ., которым отказано ОАО « ФИО55» в удовлетворении заявления о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю ФИО3 в судебном заседании возражал против приостановления производства по делу по жалобе заявителя, указывая на отсутствие для этого законных оснований. Вынесенное постановление вр.ио. руководителя управления ФАС по АК считает законным и обоснованным, жалобу- необоснованной. В возражениях на жалобу указал, что из буквального толкования пункта 2 Правил № 354 следует, что исполнитель может подавать потребителям любой коммунальный ресурс в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании, но никак не разбивать одну коммунальную услугу (энергоснабжение) на две части - энергоснабжение общедомового имущества и энергоснабжение собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, что подтверждает и сложившаяся судебная практика. Исполнитель обязан предоставлять коммунальные услуги жильцам и оплачивать электроэнергию, поставляемую на весь дом, в том числе для освещения мест общего пользования и общедомовых нужд жилых домов. Также указал на то, что только в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме, имеющие управляющую организацию, на общем собрании приняли решение о внесении платы за какую-либо коммунальную услугу в ресурсоснабжающую организацию, у последней возникает право принимать оплату. В силу подпункта б) п.17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация - ОАО « ФИО56» действительно может являться исполнителем коммунальной услуги, но лишь на краткосрочный, определенный период времени. Возложенная же на граждан-потребителей, использующих коммунальные ресурсы для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязанность по передаче полученных показаний в ОАО «ФИО57», в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) не всегда может быть выполнена гражданами-потребителями в связи с отсутствием такой возможности. Действия ОАО « ФИО58», выразившиеся в распространении в средствах массовой информации об обязании потребителей- абонентов ущемляют интересы последних и нарушают требования части 1 ст. 10 ФЗ от 26.07.2006г. « О защите конкуренции».
Суд, с учетом мнения представителя Управления, считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Законных оснований для удовлетворения ходатайства о приостановлении производства по данному делу по жалобе генерального директора ОАО « ФИО59» в связи с обжалованием ОАО « ФИО60» решения Арбитражного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ суд не находит. Обжалование юридическим лицом указанного решения Арбитражного суда не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Выслушав представителя Управления федеральной антимонополтной службы по АК, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Часть 1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Изучив материалы, суд приходит к выводу, что факт совершения генеральным директором ОАО « ФИО61» Василиади И.Д. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается материалами дела: а именно: протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГг., в котором изложены обстоятельства совершения правонарушения, предписанием о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, решением Управления федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ ( которое на момент рассмотрения жалобы не отменено), приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. о назначении Василиади И.Д. на должность генерального директора ОАО « ФИО62», трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ., имеющимися в материалах административного дела письменными пояснениями Василиади И.Д.
Указанные доказательства изложены в обжалуемом постановлении; при вынесении постановления от ДД.ММ.ГГГГ. им дана надлежащая оценка, управление Федеральной антимонопольной службы по АК обоснованно пришло к выводу о наличии в действиях генерального директора ОАО « ФИО63» состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом управления ФАС по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ ОАО «ФИО64» включено в Реестр занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов на рынке купли-продажи (поставке) электрической энергии, в г. Барнауле по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «ФИО65».
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. на должность генерального директора ОАО
« ФИО66» назначен Василиади И.Д.
Согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.4 трудового договора, руководитель самостоятельно решает все вопросы деятельности общества, руководит в пределах своих полномочий производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью Общества, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Пунктом 2 Правил № 354 определены понятия, используемые в названных Правилах, которые означают следующее:
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;
"коммунальные услуги" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений);
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;
"потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод);
В пункте 4 Правил № 354 перечислены виды коммунальных услуг, которые могут быть предоставлены потребителю, к которым относится и электроснабжение - снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из смыслового содержания понятий и норм, установленных в Правилах № 354, коммунальная услуга по электроснабжению, оказываемая собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, не может быть разделена на коммунальную услугу по электроснабжению жилых помещений и на коммунальную услугу по электроснабжению общего имущества в многоквартирном доме.
Доводы жалобы о том, что ряд исполнителей коммунальных услуг в лице управляющих организаций, ТСЖ, ЖСК и прочих, заключив с ОАО « ФИО67» договоры на поставку электрической энергии для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению и оказывая эту коммунальную услугу по электроснабжению лишь в местах общего пользования многоквартирных домов, не желают принимать на себя обязательства по поставке коммунального ресурса- электрической энергии в жилые помещения многоквартирного дома, а потому ОАО « ФИО68» является исполнителем услуг, несостоятельны.
К коммунальным ресурсам, согласно Правил о предоставлении коммунальных услуг, помимо прочего, относится электрическая энергия. Таким образом, для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, управляемых ТСЖ, ЖСК, специализированными кооперативами, исполнителем коммунальных услуг являются управляющие компании, заключившие с ресурсоснабжающими организациями договоры на приобретение коммунальных ресурсов. В случае получения отказа от предложения ресурсоснабжающей организации заключить соответствующий договор ресурсоснабжения, сторона, направившая заявку(оферту) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении другой стороны, для которой заключение такого договора является обязательным, к заключению договора ресурсоснабжения.
То обстоятельство, что у рассматриваемых потребителей коммунальной услуги по электроснабжению имеются открытые лицевые счета в ОАО « ФИО69» также не свидетельствует о том, что ресурсоснабжающая организация - ОАО « ФИО70», будет являться исполнителем коммунальной услуги.
Лишь в исключительных случаях, указанных в подпункте б) пункта 17 Правил № 354 ресурсоснабжающая организация будет являться исполнителем коммунальной услуги, но на краткосрочный, определенный период.
В рассматриваемых же сообщениях, распространенных в СМИ, ОАО « ФИО71» обязывало передавать ей показания индивидуальных приборов учета всеми абонентами, имеющими открытые лицевые счета.
Однако, у ОАО «ФИО72» не было законных оснований требовать передачу ему показаний индивидуальных приборов учета потребителями, производящими оплату коммунальной услуги по электроснабжению напрямую ресурсоснабжающей организации - ОАО «ФИО73» и выбравшими способы управления многоквартирным домом: управляющая организация, ТСЖ (ЖСК), специализированный потребительский кооператив, которые заключили с ОАО «ФИО74» договоры поставки электрической энергии для целей оказания коммунальной услуги по электроснабжению.
Суд соглашается с выводами, изложенными в постановлении, о том, что возложенная на вышеуказанных граждан-потребителей, использующих коммунальные ресурсы для удовлетворения личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, обязанность по передаче полученных показаний ОАО «ФИО75», в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) не всегда может быть выполнена гражданами-потребителями в связи с отсутствием такой возможности. Для некоторых таких потребителей, являющихся наиболее слабой и менее защищенной стороной в договоре по оказанию коммунальных услуг, нуждающейся в особой защите своих прав, выполнение обязанности по передаче сведений о показаниях приборов учета ОАО «ФИО76» в связи с отсутствием телефона, сети Интернет, других средств связи, является трудновыполнимым, а в некоторых случаях- невыполнимым.
Должностным лицом - генеральным директором ОАО «ФИО77» Василиади И.Д. нарушен запрет, установленный частью 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
Наказание Василиади И.Д., как должностному лицу, назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобу Василиади И.Д. на оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. суд считает поданной в срок, в течение 10-ти дневного срока с момента получения, что подтверждается материалами дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.7 ч.1, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление вр.и.о. руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГГГг. о привлечении генерального директора ОАО « ФИО78» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 14.31. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу генерального директора ОАО « ФИО79» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд.
Судья: И.А. Саввина