Р Е Ш Е Н И Е
с. Долгодеревенское 05 февраля 2016 года
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Закиров А.К.,
при секретаре Толстых Ю.В.
с участием представителя лица, привлекаемого к административной ответственности Х.Э.Р.
рассмотрел жалобу Главы Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО1 на постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области К.А.А. от ДАТА о привлечении к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Челябинское УФАС России,) Глава Долгодеревенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области ФИО1 (далее глава сельского поселения, глава, заявитель) привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратилась в Сосновский районный суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В жалобе указывает, что договор аренды муниципального имущества от ДАТА№ был заключен по результатам проведения торгов, о чем имеются сведения в материалах дела №, рассмотренного Челябинским УФАС России ДАТА (резолютивная часть оглашена ДАТА.): скриншоты страниц сайта, подтверждающих размещение ДАТА на сайте извещения № о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального имущества - единой централизованной системы водоснабжения поселения, документации о проведении открытого аукциона, протокол рассмотрения единственной заявки, поданной на участие в аукционе, а также распечатка информации с сайта, позволяющей идентифицировать веб-сервис. Таким образом, с учетом ч.ч. 9-11 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», данный договор, при наличии предусмотренных законом условий, мог быть продлен без проведения торгов.
В материалы дела № заявителем представлена копия гарантийного письма ООО «У*» от ДАТА, исх. №. об обязанности выполнить все договорные обязательства (в том числе, по выплате задолженности по внесению арендных платежей) по договору аренды от ДАТА. №, а также копии решений Арбитражного суда Челябинский облает о признании права муниципальной собственности Долгодеревенского сельского поселения на объекты, входящие в состав объекта договора аренды № от ДАТА (единой централизованной системы водоснабжения Долгодеревенского поселения) - водовод Д=300 мм, подземный водовод Ду=300 мм. головные сооружения водопроводного комплекса, водопроводы АДРЕС. копии свидетельств о государственной регистрации права муниципальной собственности поселения на данные объекты, копии решения Собрания депутатов Сосновского муниципального района (СМР) от ДАТА№ об утверждении перечня муниципального имущества СМР, подлежащего передаче в муниципальную собственность <данные изъяты>, и акта приема-передачи муниципального имущества от ДАТА подтверждающего передачу имущества из собственности СМР в собственность поселения (подтверждают существование у сельского поселения ранее возникшего права на указанное имущество, в силу закона - на основании п. I Приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РСФСР №3020-1 от 27.12.1991г.. вне зависимости от государственной регистрации права собственности поселения на указанные объекты), что подтверждает отсутствие законодательно установленного ограничения срока договора аренды.
Договор № был продлен до наступления ДАТА в соответствии с частью 9 статьи 17.1 Федерального закона №135-Ф3 «О защите конкуренции», предусматривающей возможность, по истечению срока действия договора аренды муниципального (государственного) имущества, переданного по результатам торгов, заключения договора аренды такого имущества на новый срок без проведения торгов, на основании заявления арендатора - ООО «У*», выразившего волеизъявление на продление указанного договора (заявления ООО «У*» от ДАТА, исх. №. от ДАТА, исх. №).
Со дня официального опубликования ФЗ от 7 мая 2013г. №103-Ф3 и до 1 января 2015г. допускалась передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требовании, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Федерального закона 7 декабря 2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции Федерального закона от 7 мая 2013г. №103-Ф3 и до 1 января 2015г.), - по договорам аренды таких систем и (или) объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если такие системы и (или) объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Срок действия договора № от ДАТА истек ДАТА, а передача в аренду централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения. отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с учетом норм Федерального закона от 7 мая 2013г. №103-Ф3, после ДАТА не допускается. В связи с чем, проведение конкурсов по передаче в аренду объектов договора № от ДАТА после истечения срока действия данного договора было бы неправомерным: с учетом времени, необходимого для подготовки и проведения конкурсов, передача имущества в аренду была бы осуществлена после ДАТА.
В то же время, объекты муниципальной инженерной инфраструктуры - объекты систем водоснабжения (к которым относятся и объекты договора аренды № от ДАТА) не могут оставаться вне обслуживания водоснабжающей организацией до заключения концессионных соглашений по результатам объявленных конкурсов, поскольку иное неизбежно вызовет коммунальные аварии. Л поскольку Администрация поселения не вправе самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность (в том числе, по обслуживанию инженерных сетей), удовлетворение заявлений ООО «У*» о продлении срока действия договора аренды № от ДАТА без предварительного проведения торгов было единственным возможным способом избежать оставления объектов водоснабжения поселения без обслуживания.
Таким образом, вместо подготовки документации о проведении торгов но передаче в аренду объекта договора № от ДАТА. Администрация поселения, в том числе на момент продления договорных отношений с ООО «У*» по аренде муниципального имущества, единой централизованной системы водоснабжения <данные изъяты>, осуществляла разработку и подготовку документации о проведении торгов (в форме открытого конкурса) по передаче указанного объекта во владение и пользование па основании концессионного соглашения. Так, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предназначенном для размещения информации о проведении торгов, было размещено сообщение № от ДАТА о проведении открытого конкурса по передаче права заключения концессионного соглашения, предметом которого является владение и использование, а также осуществление обслуживания и реконструкции объектов договора аренды № от ДАТА
С учетом изложенных обстоятельств, объект договора аренды, заключенного и продленного до ДАТА, являлся, на момент предполагаемого совершения правонарушения, одновременно объектом концессионного соглашения, что позволяло в период продления арендных отношений с ООО «У*» по договору аренды № от ДАТА, согласно части 3 статьи 41.1 Федерального закона 7 декабря 2011г. №416-ФЗ. оставить муниципальное имущество - объект указанного договора, именно в аренде.
Торги по извещению № от ДАТА не состоялись в связи с отсутствием поданных заявок, что свидетельствует об отсутствии претендентов на получение прав владения и/или пользовании в отношении муниципального имущества - объекта договора аренды № от ДАТА, а значит, об отсутствии, объективной невозможности исключения (недопущения) конкуренции продлением данного договора аренды без проведения торгов.
В дальнейшем, во исполнение решений Челябинского УФАС России, от ДАТА по жалобе МУП «П*» г. Челябинска №, от ДАТА по жалобе МУП «П*» г. Челябинска №, торги на право заключения концессионного соглашения об использовании сетей водоснабжения с. Долгодеревенское. которые Администрация начинала проводить по извещению № от ДАТА. и по извещению № от ДАТА., были отменены. В связи с чем, создалась реальная угроза оставления сетей водоснабжения с. Долгодеревенское без обслуживания.
В ходе проведения Челябинским УФАС России ДАТА заседания круглого стола по вопросам заключения концессионных соглашений но передачи в пользование и не обслуживание объектов муниципального имущества сетей водо-, теплоснабжения водоотведения, антимонопольным органом было принято решение уточнить все условия возможности заключения указанных концессионных соглашений в области запрашивания необходимых сведений в Министерстве тарифного регулирования и энергетик Челябинской области, в Министерстве строительства и инфраструктуры Челябинской области, а также в ФАС России относительно применения критериев, параметров конкурсов, связанны с установлением долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, получением технических заключений об объектах концессионных соглашений.
Таким образом, на момент продления без торгов договора аренды от ДАТА№ у заявителя жалобы отсутствовала объективная возможность надлежащим образом разработать и составить конкурсную документацию на право заключен концессионного соглашения о передаче во владение и пользование муниципального имущества - сетей водоснабжения с. Долгодеревенское, и единственным способом оставалось продление действующего договора аренды данного имущества. Исходя из указанных обстоятельств, в действиях заявителя по продлению, без проведения торгов, договора аренды муниципального имущества - сетей водоснабжения с. Долгодеревенское. ДАТА№. отсутствует вина.
Заместитель Руководителя Челябинского УФАС России по доверенности С.Н.В. просила жалобу рассмотреть в отсутствие их представителя, с доводами заявителя, изложенными в жалобе не согласна, по основаниям, изложенным в постановлении.
Заявитель – Глава Долгодеревенского сельского поселения Сосновского района Челябинской области ФИО1 при надлежащем извещении в судебное заседание не явилась.
Представитель заявителя Х.Э.Р. в судебном заседании доводы своей жалобы заявителя поддержала. Кроме того пояснила, что нарушения, на которые ссылается Челябинское УФАС России, в силу своей формальности не повлекли каких-либо вредных последствий, не нарушили интересы других лиц, не являлись проявлением коррупционных интересов.
Исследовав представленные материалы, заслушав представителя заявителя Х.Э.Р., суд пришел к следующим выводам.
Доводы жалобы ФИО1 об отсутствии в её действиях нарушений антимонопольного законодательства, отсутствовала объективная возможность надлежащим образом разработать и составить конкурсную документацию на право заключен концессионного соглашения о передаче во владение и пользование муниципального имущества - сетей водоснабжения с. Долгодеревенское, и единственным способом оставалось продление действующего договора аренды данного имущества, не могут служить основание для отмены решения антимонопольного органа.
Согласно статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В соответствии с частью 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции по истечении срока договора аренды, указанного в частях 1 и 3 настоящей статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих условий:
1)размер арендной платы определяется по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельности в Российской Федерации, если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации;
2)минимальный срок, на который перезаключается договор аренды, должен составлять не менее чем три года. Срок может быть уменьшен только на основании заявления арендатора.
В пункте 1 статьи 4.1.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416 «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) установлено, что передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 настоящей статьи, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор (Федеральный закон от 07.05.2013 N 103 «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Как следует из представленных материалов административного дела, ДАТА на основании результатов открытого аукциона на право заключения договора аренды объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения (извещение №) между Администрацией Долгодеревенского сельского поселения (далее - Администрация) и ООО «У*» (далее - ООО «У*») был заключен договор аренды муниципального имущества - объектов системы водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения № сроком действия с ДАТА по ДАТА.
ООО «У*» обратилось в Администрацию с заявлением (исх. № от ДАТА) о намерении продлить Договор на ДАТА без проведения торгов.
После окончания срока действия Договора, в связи необходимостью проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, Главой Долгодеревенского сельского поселения ФИО1 и ООО «У*» подписано Дополнительное соглашение № от ДАТА, в соответствии с которым действие Договора продлено на 11 месяцев, определив новый срок действия с ДАТА по ДАТА.
ДАТА в информационно-телекоммуникационной сети интернет (далее -Интернет) на официальном сайте торгов Администрацией размещено извещение о проведении торгов на право заключения концессионного соглашения объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения (далее - Конкурс, торги). Конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в торгах.
Из вышеуказанного следует, что подписание Дополнительного соглашения № к Договору без проведения торгов в порядке части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, после вступления в силу пункта 6 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, недопустимо, в связи с необходимостью проведения торгов в соответствии с требованиями Закона о водоснабжении.
Таким образом, вывод комиссии Челябинское УФАС России о том, что по состоянию на ДАТА у Главы Долгодеревенского сельского поселения ФИО1 отсутствовали правовые основания для принятия решения о продлении Договора без проведения торгов, путем заключения Дополнительного соглашения № от ДАТА с ООО «У*» в порядке части 9 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является правильным и обоснованным.
Действия должностных лиц органов местного самоуправления, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, являются составом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 КоАП РФ, и влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения, совершенного Главой Долгодеревенского сельского поселения ФИО1, выразилась в нарушении указанным должностным лицом предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запретов, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при обеспечении доступа к муниципальному имуществу, в том числе путем создания преимущественных условий осуществления предпринимательской деятельности отдельному хозяйствующему субъекту.
Вина Главы Долгодеревенского сельского поселения ФИО1, выразилась в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей при подписании Дополнительного соглашения № от ДАТА.
Факт совершения административного правонарушения Главой Долгодеревенского сельского поселения ФИО1 подтверждается протоколом по делу № об административном правонарушении от ДАТА, а также другими материалами дела.
Вопреки жалобе, довод о том, что Договор аренды был продлен в связи с необходимостью проведения торгов на право заключения концессионного соглашения, а также невозможностью оставления объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения без обслуживания водоснабжающей организацией не может быть принят во внимание, поскольку документов, свидетельствующих о том, что Администрацией заблаговременно (до окончания срока Договора) предпринимались меры по организации и проведению торгов на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения Долгодеревенского сельского поселения, органом местного самоуправления не представлено.
Вместе с тем заслуживают внимание доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Признавая ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководитель Челябинского УФАС пришел к выводу о том, что по делу не имеется оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным. Этот вывод обосновывается положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»
С указанным выводом судья согласиться не может.
Так, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также то обстоятельство, что совершенное ФИО1 деяние не повлекло вредных последствий, существенного нарушения охраняемых общественных отношений, и прав иных лиц на участие в аукционе, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление в отношении Главы Долгодеревенского сельского поселения ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении – прекращению.
Остальные доводы жалобы не являются основанием для отмены постановления.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области К.А.А. о привлечение Главы Долгодеревенского сельского поселения ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9, пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.
Судья А.К.Закиров