ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-271/17 от 25.10.2017 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Дело №12-271/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Томск 25 октября 2017 года

Судья Советского районного суда г. Томска Мацкевич Р.Н. рассмотрев жалобу защитника администрации города Томска на постановление и.о. начальника отдела-старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области № 675 от 28.08.2017 по привлечении администрации города Томска (ИНН , г.Томск, пр.Ленина, 73) к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением и.о. начальника отдела -старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области № 675 от 28.08.2017 администрация города Томска привлечена к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных в виде штрафа в размере 50 000 рублей в связи с тем, что ею как должником по исполнительному производству не исполнено постановление от 06.07.2017 о повторном обязывании должника исполнить требования исполнительного документа в срок до 07.08.2017.

Защитником лица, привлеченного к административной ответственности подана жалоба на постановление о привлечении к административной ответственности. Оспаривая названное постановление о привлечении к административной ответственности, защитник администрации г.Томска указывает, что в установленный срок исполнить постановление судебного пристава-исполнителя не представлялось возможным. 02.11.2016 во исполнение решения Советского районного суда г.Томска в соответствии с порядком, установленным законодательством, администрацией города Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области ходатайство о выделении денежных средств на исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения. Приобретение жилых помещений для муниципальных нужд осуществляется в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» только через аукционы. Администрацией города Томска объявлен электронный аукцион на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации со сроком подачи заявок до 11.11,2016, однако в связи с тем, что средства на приобретение жилого помещения поступили на счет администрации г.Томска уже после указанной даты, начать процедуру закупки в 2016 году не имелось правовой возможности, так как согласно п.3 Постановления администрации Томской области от 26.04.2012 № 163а межбюджетные трансферты, не использованные в текущем финансовом году, могут использоваться в очередном финансовом году на те же цели при наличии в них потребности в соответствии с решением Департамента по вопросам семьи и детей Томской области. Выделенные средства были возвращены в областной бюджет. Однако, на первое полугодие 2017 года расчетная стоимость 1 кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта - изменена, в связи с чем 10.03.2017 администрация г.Томска обратилась в Департамент по вопросам семьи и детей Томской области с запросом о направлении дополнительных денежных средств. 14.04.2017 Департамент по вопросам семьи и детей Томской области уведомил о выделении дополнительных ассигнований, 25.04.2017 комитетом жилищной политики направлено письмо о необходимости внесения изменений в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. 24.05.2017 на официальном сайте размещена информация о проведении аукциона, согласно протоколу от 02.06.2017 аукцион признан несостоявшимся. Решением Думы г.Томска от 04.07.2017 № 575 изменен код вида расходов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, изменение кода повлекло необходимость внесения изменений в проект документации о проведении электронных торгов. После внесения изменений в данную документацию 22.08.2017 вновь размещена информация о проведении аукциона со сроком подачи заявок до 07.09.2017.

Защитник полагает, что администрацией города Томска были предприняты все возможные меры по своевременному исполнению решения суда в рамках норм права, регулирующих порядок приобретения жилого помещения для дальнейшего предоставления взыскателю.

Кроме того, защитник указывает на возможность освобождения от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения.

В соответствии со ст.ст.25.1, 25.5, 25.15,.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья определил о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с положениями ч. 3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела.

Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, указаны в ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Все юридически значимые обстоятельства по делу должностным лицом, вынесшим постановление, установлены верно.

В соответствии с ч.2 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

Согласно ст.2 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно исполнительному листу, выданному Советским районным судом г.Томска № ФС№ 008137 от 27.10.2016 администрация города Томска обязана обеспечить А. на условиях договора найма специализированных жилых помещений благоустроенным жилым помещением, находящимся на территории муниципального образования «город Томск», общей площадью не менее 25,00 кв.м.

08.11.2016 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 76409/16/70024-ИП в отношении администрации города Томска, установлен 5-дневный срок со дня получения копии постановления для добровольного исполнения.

Копия постановления согласно штампу поступила в контрольное управление администрации города Томска 10.11.2016.

В соответствии со ст.6 Федерального Закона РФ № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В установленный срок обязанность по обеспечению взыскателя жилым помещением администрацией города Томска не исполнена, что не оспаривается и должником.

В соответствии с п.1 ст. 105 Федерального Закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Постановлением начальника отдела-старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Томской области от 28.12.2016 установлено, что 18.11.2016 в связи с неисполнением постановления о добровольном исполнении требований исполнительного документа, вынесено постановление о предоставлении нового срока для исполнения - до 20.12.2016, в связи с неисполнением и во вновь установленный срок требований исполнительного документа, администрация города Томска была признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

06.07.2017 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения - до 07.08.2017, данное постановление, согласно отметке контрольного управления администрации города Томска поступило 06.07.2017.

К вновь назначенному сроку содержащееся в исполнительном документе требование не исполнено.

Таким образом, администрацией города Томска допущено неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями. В соответствии со ст.2 Закона № 188-03 исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны, в том числе, обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, а органы местного самоуправления обязаны осуществлять переданные им полномочия надлежащим образом и предоставлять уполномоченному органу исполнительной власти Томской области документы и иную необходимую информацию, связанную с осуществлением государственных полномочий, за счет субвенций приобретать жилые помещения в собственность муниципального образования на основании Списка сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Действительно, в силу положений ст.1, ст.24 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

То есть, для вновь приобретаемого жилья требуется проведение аукциона.

Администрацией города Томска представлены сведения о том, что 02.11.2016 администрацией города Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области направлено ходатайство о выделении денежных средств на исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения, письмом от 18.11.2016 Департамент по вопросам семьи и детей Томской области уведомил о выделении межбюджетных трансфертов. 06.12.2016 Департамент по вопросам семьи и детей Томской области уведомил о необходимости освоения в 2016 году денежных средств, указанных выше, в связи с чем денежные средства, не освоенные ранее, как следует из письма администрации г.Томска от 09.01.2017 № 26, от 24.01.2017 № 429, уведомлением № 7 и № 8 от 20.01.2017 возвращены в областной бюджет. 16.02.2017 Администрацией г.Томска издано Постановление за № pi 17 об изменении расчетной стоимости 1 кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам. 10.03.2017 администрацией города Томска в адрес Департамента по вопросам семьи и детей Томской области ходатайство о выделении денежных средств на исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения А. , письмом от 14.04.2017 № 58-02-0693 Департамент по вопросам семьи и детей Томской области сообщил о предоставлении лимитов бюджетных обязательств на исполнение указанного решения суда. Письмом от 25.04.2017 за № 426 администрация города Томска обратилась в комитет по бухгалтерскому учету о внесении изменений в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2017 год. Протоколом № 547 от 02.06.2017 электронный аукцион признан несостоявшимся.

Вместе с тем, нельзя признать данное обстоятельство как основание для освобождения от ответственности должника.

В соответствии с ч.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

Согласно ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 N 188-03 (ред. от 12.11.2015) "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа" органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета, на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; формируют Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории поселения либо городского округ.

Администрацией города Томска не обоснован довод об отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда, из числа которых возможно исполнить требования исполнительного документа с учетом того обстоятельства, что взыскателем является лицо, включенное в перечень, установленный ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 15 Закона Томской области № 28-03 от 19.08.1999 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» и в отношении которого подлежали планированию расходы и порядок приобретения жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996, ст. 3 Закона Томской области от 11.09.2007 №188-03.

Исполнение решения суда и требований в рамках исполнительного производства, по мнению суда, стало невозможным во вновь установленный срок, в том числе и в связи с совершением действий, направленных на исполнение с существенной задержкой их совершения.

Так, выделенные в 2016 году межбюджетные трансферты возвращены в бюджет 20.01.2017, изменение расчетной стоимости 1 кв.м жилого помещения в целях формирования начальной (максимальной) цены контракта на приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам осуществлено постановлением администрации г.Томска 16.02.2017, и лишь 10.03.2017 администрация вновь обратилась в Департамент по вопросам семьи и детства Томской области с запросом денежных средств на приобретение жилого помещения. Наличие таких длительных разрывов во времени между действиями по обеспечению исполнения решения суда суд не может признать обоснованным и вызванным независящими от должника обстоятельствами.

Фабула ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает наличие уважительной причины неисполнения требований неимущественного характера как основание для освобождения от административной ответственности.

В соответствии со ст.434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.

Согласно ст.37 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "Об исполнительном производстве" и ст.434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Отсутствуют доказательства того, что администрация города Томска в качестве должника обращалась с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, по которому выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство, по которому судебным приставом-исполнителем установлен срок исполнения.

В соответствии со ст.2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, их размере, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитываются при назначении административного наказания.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В силу п. 1.3 и п. 1.6 ст.8 Устава Города Томска к вопросам местного значения Города Томска как городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Разрешая вопрос о наличии оснований признания неисполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, следует учесть что взыскателем является лицо, относящееся к категории социально малозащищенной, в связи с чем государством и предприняты меры дополнительных социальных гарантий. В связи с изложенным не имеется оснований для признания правонарушения малозначительным.

Административное наказание назначено в соответствии с положениями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере санкции ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является справедливым и соразмерным содеянному.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица по делу не допущено.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законными и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление и.о.заместителя начальника отдела -старшего судебного пристава Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Томской области № 675 от 28.08.2017 по привлечении администрации города Томска (ИНН , г.Томск, пр.Ленина, 73) к административной ответственности по ч.2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -оставить без изменения, а жалобу защитника администрации г.Томска - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Решение не вступило в законную силу. Опубликовать 20.11.2017 судья Р.Н. Мацкевич