РЕШЕНИЕ
14 апреля 2016 г. г. Краснодар
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Ситникова В.Е.
при секретаре Каптюшенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края об административном правонарушении №/Ф/105 от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №/Ф/105 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - начальник финансово-аналитического отдела, главный бухгалтер департамента потребительской сферы Краснодарского края ФИО1 признан виновным в том, что Департаментом в 2014 году заключен контракт, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств, в отсутствие наличия остатка неиспользованных средств по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги».
Его действия квалифицированы по ст. 15.15.10 КоАП РФ. Назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.
ФИО1 обратился с жалобой на постановление, в которой просит признать его незаконным и отменить, ссылаясь на необоснованность принятого постановления. Просит производство по делу прекратить, поясняя, что департамент принимал бюджетные обязательства исключительно в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств и ему, как получателю, не требовалось согласовывать с главным распорядителем изменение бюджетных смет по кодам КОСГУ при наличии средств по кодам вида расходов. Кроме того, срок давности привлечения к административной ответственности истек ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав мнение сторон, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.
Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского проведена проверка соблюдения Департаментом потребительской сферы Краснодарского края (далее Департамент) бюджетного законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на его содержание в 2013-2014 годах.
В результате проверки установлено следующее.
Департамент является органом исполнительной власти Краснодарского края, финансирование деятельности которого осуществляется за счет средств краевого бюджета (п. 1.1 и 1.4 Положения о департаменте потребительской сферы Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Департамент потребительской сферы Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края и согласно статье 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации является участником бюджетного процесса.
В соответствии со статьей 161 БК РФ финансовое обеспечение департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета на основании бюджетной сметы.
В соответствии со статьей 6 БК РФ главным распорядителем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателям бюджетных средств, если иное не установлено БК РФ.
В свою очередь получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обладает, следующими бюджетными полномочиями, в том числе: составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Исходя из части 3 статьи 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
В свою очередь заключение государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров образует возникновение у получателя бюджетных средств денежных обязательств, т.е. обязанности уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Таким образом, бюджетным законодательством определено, что принимать на себя денежные обязательства казенное учреждение (государственный орган, орган государственной власти) может только в качестве получателя бюджетных средств.
Следовательно, Департамент одновременно обладает статусом главного распорядителя бюджетных средств и получателя бюджетных средств. При этом объем прав н бюджетных полномочий в указанных статусах у него будет различен.
Бюджетной сметой, согласно статье 6 БК РФ, является документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
Таким образом, департамент признается казенным учреждением для целей бюджетного законодательства.
Согласно части 5 статьи 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с пунктом 11 статьи 161 БК РФ положения, установленные для казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы).
Согласно пункту 2 статьи 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
Согласно части 1 статьи 221 БК РФ, бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения утверждены Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее - Общие требования).
Бюджетная смета казенного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
Согласно пункту 1 Общих требований, они устанавливают требования к составлению, утверждению и ведению бюджетной сметы государственного (муниципального) казенного учреждения, его обособленного (структурного) подразделения без прав юридического лица, осуществляющего полномочия по ведению бюджетного учета, а также с учетом положений статьи 161 БК РФ органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов) и органов управления государственными внебюджетными фондами.
Согласно статье 219 БК РФ исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований настоящего Кодекса.
Порядок доведения лимитов бюджетных обязательств установлен приказом министерства финансов Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования при организации исполнения краевого бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита краевого бюджета».
Пунктом 4.5 Приказа № определено, что главные распорядители, распорядители в представленных ими в управление казначейского контроля Расходных расписаниях при доведении бюджетных данных до находящихся в их ведении получателей должны детализировать бюджетные данные по кодам разделов, подразделов, целевых статей (государственным программам Краснодарского края и непрограммным направлениям деятельности), групп, подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).
Изложенное подтверждает, что с учетом статьи 219 БК РФ, пункта 4.5. Приказа № детализация расходов до КОСГУ является обязанностью Департамента при доведении предельных объемов финансирования на свое содержание, в качестве получателя бюджетных средств.
Довод ФИО1 о том, что Департамент, как получатель бюджетных средств мог не согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств изменения бюджетной сметы по кодам КОСГУ, является несостоятельным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом 4.12 Приказа № главные распорядители (распорядители) вправе отозвать либо перераспределить неиспользованные бюджетные данные текущего финансового года и плановых периодов, числящиеся на соответствующих лицевых счетах получателей, между подведомственными распорядителями (получателями) и (или) элементами видов расходов классификации расходов бюджетов, и (или) кодами КОСГУ.
Главные распорядители (распорядители) вправе отозвать либо перераспределить неиспользованные предельные объемы финансирования, числящиеся на соответствующих лицевых счетах получателей, между подведомственными получателями.
Исходя из названных норм, у Департамента, как получателя бюджетных средств, право на самостоятельное перераспределения предельных объемов финансирования отсутствует.
Процедура доведения лимитов бюджетных обязательств до получателя бюджетных средств включает в себя:
1. Сводный бюджетный отдел министерства финансов передает в управление казначейского контроля министерства финансов утвержденные сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств в соответствии с порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи и бюджетных росписей главных распорядителей (пункт 2.1 Приказа);
2. Управление казначейского контроля не позднее трех рабочих дней со дня получения сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств генерирует Казначейские уведомления и доводит их до главных распорядителей. При этом доведенные показатели отражаются на лицевых счетах главных распорядителей. Указанные бюджетные данные (ассигнования и лимиты) доводятся до главных распорядителей в разрезе кодов бюджетной классификации, утвержденных сводной бюджетной росписью: разделов, подразделов, целевых статей (государственных программам Краснодарского края и непрограммных направлений деятельности), групп и подгрупп видов расходов классификации расходов бюджетов (пункты 2.2,2.4 Приказа);
3. Главные распорядители, после утверждения бюджетной росписи главного распорядителя, на основании бюджетных данных, доведенных до них Казначейскими уведомлениями (из пункта 2), осуществляют распределение бюджетных данных между находящимися в их ведении распорядителями и (или) получателями Расходными расписаниями;
4. На свое содержание (собственные нужды) Департамент также обязан сформировать Расходное расписание, как получателю бюджетных средств (пункт 4.2 Приказа);
5. Главные распорядители, распорядители в представленных ими в управление казначейского контроля Расходных расписаниях при доведении бюджетных данных до находящихся в их ведении получателей должны детализировать бюджетные данные по кодам разделов, подразделов, целевых статей (государственным программам Краснодарского края и непрограммным направлениям деятельности),, групп, подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов, кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (пункт 4.5 Приказа).
6. Детализация до КОСГУ означает, что Расходное расписание, доведенное главным распорядителем до получателя, содержит в себе предельные объемы Финансирования по каждой статье КОСГУ.
7. Проверку составленных Расходных расписаний осуществляет министерство финансов Краснодарского края (пункты 4.7 и 4.8 Приказа).
Проверкой установлено, что Департаментом в 2014 году заключен контракт, не обеспеченный лимитами бюджетных обязательств, в отсутствие наличия остатка неиспользованных средств по подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы и услуги».
Так, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток неиспользованных средств по коду <данные изъяты> составил – 30,26 тыс. рублей.
Несмотря на отсутствие в полном объеме лимитов бюджетных Обязательств по коду <данные изъяты>, Департаментом, в лице заместителя руководителя ФИО3, и ИП ФИО4, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№/ЕОС на оказание услуг по сопровождению программных комплексов в 2014 г. «1С Предприятие» на сумму 82,8 тыс. рублей.
Договор согласно разделу 10 Регламента Департамента согласован начальником финансово-аналитического отдела, главным бухгалтером ФИО1, о чем свидетельствует его подпись на последнем листе № договора.
Таким образом, Департаментом неправомерно, при отсутствии лимитов бюджетных обязательств по коду <данные изъяты>, заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№/ЕОС на сумму 82,8 тыс. рублей.
В соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
На основании статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из смысла статьи 2.4 КоАП РФ следует, что должностным лицом является лицо, имеющее в силу своего статуса возможность совершения действий и принятия решений, порождающих правовые последствия для физических и юридических лиц, не находящихся в служебной зависимости от этого лица. Эти действия и решения приводят к возникновению, изменению или прекращению тех или иных правоотношений.
В проверяемом периоде обязанности начальника финансово-аналитического отдела, главного бухгалтера исполнял ФИО1, назначенный на должность приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-к.
В соответствии с приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ год «Об Учетной политике» ответственность за достоверное отражение деятельности на счетах бюджетного (бухгалтерского) учета, своевременное предоставление полной и достоверной бухгалтерской и налоговой отчетности возложено на начальника финансово-аналитического отдела, главного бухгалтера (пункт 13 Приказа).
Должностным регламентом, утвержденным руководителем Департамента ДД.ММ.ГГГГ на начальника финансово-аналитического отдела, главного бухгалтера возлагается исполнение прав и обязанностей главного бухгалтера по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, осуществление оперативного и методического руководства отделом Департамента.
В соответствии с указанным должностным регламентом, начальник финансово-аналитического отдела, главный бухгалтер несет ответственность за качественное и своевременное выполнение задач и функций, возложенных на отдел.
Таким образом, начальник финансово-аналитического отдела Департамента, главный бухгалтер ФИО1 являлся должностным лицом, наделенным в установленном порядке распорядительными полномочиями и исполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
ФИО1 должен был в силу своих прямых должностных обязанностей достоверно знать, что выделенные лимиты на момент заключения договора отсутствуют, тем не менее, согласовал заключение такого договора.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, в материалах дела не имеется, при рассмотрении дела также предоставлено не было.
Вина ФИО1 заключается в пренебрежительном отношении к исполнению обязанностей при отсутствии препятствий для соблюдения бюджетного законодательства.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исследованные доказательства позволяют прийти к выводу о том, что виновность ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, полностью доказана.
Довод ФИО1 о прекращении производства по делу в виду истечения срока давности привлечения к административной ответственности является несостоятельным, поскольку в соответствии с положениями ст. 4.5 КоАП РФ установлен 2-годичный срок привлечения к административной ответственности за совершения административных правонарушений в сфере бюджетного законодательства.
Таким образом, Департаментом финансово-бюджетного надзора Краснодарского края правильно дана оценка представленным доказательствам. Сделан верный вывод о совершении должностным лицом ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ. Нарушений, влекущих отмену постановления, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Департамента финансово-бюджетного надзора Краснодарского края №/Ф/105 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении начальника финансово-аналитического отдела, главного бухгалтера департамента потребительской сферы Краснодарского края, ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.10 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение 10 дней.
Судья: