ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-272/16 от 03.10.2016 Первомайского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

материал № 12-272/16 ...

Р Е Ш Е Н И Е

03 октября 2016 года ...

Судья Первомайского районного суда ... ФИО1,

рассмотрев жалобу ФИО2 на постановление заместителя главного государственного инспектора ... по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактических работ ... надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ...... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 и ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО2, подвергнутой административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора ... по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактических работ ... надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ...... от ... ФИО2 была подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей за правонарушение, предусмотренное ч.1 и ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

ФИО2 обратилась в суд с жалобой на вышеуказанное постановление указав, что с постановлением не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене. Указала, что при рассмотрении дела ее возражения не были приняты во внимание, объяснения с нее не запрашивались. Применение нормативных документов по пожарной безопасности, национальных стандартов и сводов правил, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании» носят добровольный характер. НПБ и другие отраслевые нормативные документы в области пожарной безопасности с ... не применяются, так как их применение не подтверждает требований технического регламента. Приказом МЧС РФ от ...... утвержден новый документ «Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» СП 9.13130.2009. В соответствии с п.3 ст.4 ФЗ №123-ФЗ «к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержание требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности», применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. Считает, что вменение ей нарушения требований пожарной безопасности, а именно п.6.7 НПБ 166-97, является несостоятельным. Основанием нарушений ... является п.6.2.4. ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля». Само наименование ГОСТа указывает на то, что настоящий стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы (ФЭС) и элементы системы, в том числе планы эвакуации. Настоящий стандарт устанавливает общие требования к ФЭС и элементов ФЭС, к размещению ФЭС и ФЭС, общие технические требования к элементам ФЭС, в том числе к планам эвакуации, требованиям к основным материалам и их фотометрическим материалам. В городской библиотеке ... (...) - обыкновенный схематический план эвакуации, а не фотолюминесцентный. Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом, при условии, что площадь этажа более ... кв.м. Площадь городской библиотеки ..., в соответствии с техническим паспортом, -175,3 кв.м. Размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от его назначения, площади помещения. Указанный в протоколе размер 600х400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации. В библиотеке размер плана эвакуации - 400х300 мм - как и положено для локальных планов эвакуации. Указанный ГОСТ Р 12.2.143-2009 является нормативным документом добровольного применения. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности от 22 июля 2008 года №123-ФЗ не содержит в себе требований к планам эвакуации. Считает, что требование по установлению поэтажного фотолюминесцентного плана эвакуации в городской библиотеке ..., расположенной по адресу: ..., неправомерным. Помещения библиотек по адресам: ..., располагаются обособлено в общественных зданиях и многоквартирных жилых дома. Вход электроснабжения в помещение библиотеки не внешний, в внутренний, из электрощитовой дома. Вводный электрический провод находится в одном месте - в электрическом щитке низкого напряжения 220В, где и находится счетчик электроэнергии. Электрический щиток размещен в отдельном металлическом ящике, который расположен в отдельном помещении, так называемой электрощитовой. Опасность контакта источника зажигания с окружающей средой отсутствует, так как существует двойная защита. Данное помещение не является электрощитовой в понимании пожароопасности, по сути это электрический щиток, который располагается в отдельной комнате, как было спроектировано и построено свыше 40 лет назад. Инспектор по пожарному надзору при проведении проверки видел, что деревянная основа двери электрощитовой полностью обита железом, т.е. ее конструкция не нарушает правил пожарной безопасности и является противопожарной. Проверки прошлых лет нарушений пожарной безопасности по той же самой двери в электрощитовую не выявляли. Определение предела огнестойкости дверей производится в лабораторных условиях путем испытаний, инспектор пожарного надзора действовал неправомерно, сделав заключение об отсутствии необходимого предела огнестойкости на основе визуального осмотра. В соответствии с п.3.2 СНиП II -А.5-70 и СНиП 2.01.02-85, требования которого и выполнялись при проектировании и строительстве зданий, допускается в противопожарных дверях применять древесину, защищенную негорючими материалами. В постановлении указан неверный адрес библиотеки по проспекту Победы. Библиотека располагается в доме ..., а не в доме .... Просила в связи с отсутствием события административного правонарушения отменить постановление от ... и прекратить производство по делу. От ФИО2 так же поступило ходатайство о восстановлении срока для подачи жалобы.

Участникам административного дела разъяснены процессуальные права и обязанности.

ФИО2 в судебном заседании доводы жалобы поддержала, пояснив, что нормы пожарной безопасности применяются на добровольной основе. Размеры плана эвакуации выбирают в зависимости от его назначения и площади помещения. Городская библиотека ... по адресу: ..., располагается на первом этаже и занимает только часть этажа, а потому должен быть указан размер, применяемый к локальным планам эвакуации. В библиотеках по адресам: ... помещения электрощитовой отсутствуют, по техническим планам это подсобное помещение и служебное помещение соответственно, а значит, требования к помещениям электрощитовой применяться не могут.

В судебном заседании представитель ФИО2 - ФИО3, действующая на основании доверенности ... от ..., жалобу поддержала, пояснив, что протоколы об административных правонарушениях составлены незаконно, поскольку первоначально должно быть выдано предписание об устранении нарушений, а затем предприняты меры по привлечению лица к административной ответственности.

Представитель отдела надзорной деятельности и профилактических работ ... надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ... ФИО4, действующий на основании доверенности от ..., возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что при составлении протоколов об административном правонарушении ФИО2 вину признала. В соответствии со ст.6 ФЗ №123 от 22.07.2008г. пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, в случае если имеется расчет пожарного риска или выполнение требований нормативной документации, к которой относится и НПБ 166-97. Поскольку расчет пожарного риска не проводился, то необходимо руководствоваться нормативными документами. Требования ГОСТ Р 12.2.143-2009 распространяются как на фотолюминесцентные эвакуационные системы, так и на элементы системы, в том числе, на планы эвакуации. В данном случае необходимо применять требования к секционным планам, а не к локальным, так как локальные планы эвакуации применяются к отдельным помещениям в гостиницах, санаториях и т.д. В ходе плановой проверки также установлено, что в помещениях библиотек по адресам: ... имеется помещение электрощитовой, дверь которого не отвечает требованиям пожарной безопасности, поскольку вся дверная коробка должна быть защищена, т.е. обита железом толщиной не менее 4 мм. В данном случае дверь была деревянная, обита железом с двух сторон, однако, торцы и дверной косяк обиты не были.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1, ч.3 ст. 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

В силу ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть судьей восстановлен.

В судебном заседании установлено, что ФИО2 получила копию оспариваемого постановления .... ..., в пределах срока для обжалования постановления, обратилась в Ленинский районный суд ... с жалобой на постановление. Жалоба ей была возвращена, поскольку отсутствовала ее подпись. ... ФИО2 повторно обратилась в Ленинский районный суд ... с жалобой на постановление.

С учетом того, что ФИО2 первоначально обратилась в Ленинский районный суд ... с жалобой на постановление от ..., в пределах процессуального срока для обжалования, суд считает необходимым удовлетворить ходатайство ФИО2 и восстановить ей срок для обжалования постановления заместителя главного государственного инспектора ... по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактических работ ... надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ...... от ....

Согласно ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Судом установлено, что Отделом надзорной деятельности и профилактической работы ... ГУ МЧС России по ... в отношении МБУ «Централизованная библиотечная система ...» была проведена плановая проверка требований пожарной безопасности. В ходе проверки было установлено, что ..., ..., в помещениях МБУ «ЦБС г.Пензы» по адресам: ... директор МБУ «Централизованная библиотечная система ...» ФИО2 нарушила Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; нормы пожарной безопасности НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации», а именно: ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); дверь помещения электрощитовой не соответствует требуемому пределу огнестойкости (основание: ст.88 табл.24 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); этажный план эвакуации выполнен размером менее чем 600х400 мм (основание: п.6.2.4.ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); дверь помещения электрощитовой не соответствует требуемому пределу огнестойкости (основание: ст.88 табл.24 ФЗ №123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации); ... огнетушители, установленные на полу, не зафиксированы от возможного падения при случайном воздействии (основание п.6.7 НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации).

В силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Согласно ст. 38 названного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

В соответствии с п. 6.7. НПБ 166-97 «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации) огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола; переносные огнетушители, имеющие полную массу 15 кг и более, должны устанавливаться так, чтобы верх огнетушителя располагался на высоте не более 1,0 м. Они могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.

Нормы пожарной безопасности относятся к нормативным документам, которые применяются для соблюдения требований пожарной безопасности в соответствии с федеральным законом. До настоящего времени являются действующими, а значит, подлежат применению.

Доводы ФИО2 о том, что НПБ применяются на добровольной основе, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку НПБ разработаны в соответствии Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и являются нормативным документом по пожарной безопасности.

Кроме того, СП 9.13130.2009 «Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации», на которые ссылается ФИО2, также пунктом 4.2.7. устанавливает, что огнетушители могут устанавливаться на полу с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии.

Таким образом, правонарушение, связанное с неправильным расположением огнетушителей в помещениях библиотек, имело место.

Согласно ч. 3 ст. 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пределы огнестойкости для соответствующих типов заполнения проемов в противопожарных преградах приведены в таблице 24 приложения к настоящему Федеральному закону.

В ходе проверки было установлено, что в помещениях по адресам: ... и ..., дверь помещения электрощитовой не соответствует требуемому пределу огнестойкости.

Доводы ФИО2 о том, что помещение, где находится электрический щиток, не является помещением электрощитовой, поскольку назначение помещений по техническому паспорту иное, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку как установлено в судебном заседании в помещении библиотеки по адресу: ..., обозначенном в техническом паспорте как подсобное помещение, а также в помещении библиотеки по адресу: ..., обозначенном в техническом паспорте как служебное помещение, располагается электрический щиток, что не отрицается ФИО2, а значит, назначение помещений изменено и они должны соответствовать пожарным нормам и правилам.

В соответствии с 6.2.4. ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23.07.2009 N 260-ст размеры планов эвакуации выбирают в зависимости от их назначения, площади помещения, количества эвакуационных и аварийных выходов: 600 х 400 мм - для этажных и секционных планов эвакуации; 400 х 300 мм - для локальных планов эвакуации.

Настоящий стандарт распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации, устанавливает требования к ФЭС, процессам ее проектирования, монтажа и технического обслуживания.

Планы эвакуации могут быть этажными, секционными, локальными и сводными (общими).

Этажные планы эвакуации разрабатывают для этажа в целом. Секционные планы эвакуации следует разрабатывать:

- если площадь этажа более 1000 м2;

- при наличии на этаже нескольких обособленных эвакуационных выходов, отделенных от других частей этажа стеной, перегородкой;

- при наличии на этаже раздвижных, подъемно-опускных и вращающихся дверей, турникетов;

- при сложных (запутанных или протяженных) путях эвакуации.

Локальные планы эвакуации следует разрабатывать для отдельных помещений (номеров гостиниц, общежитий, больничных палат, кают пассажирских судов и т.п.).

В судебном заседании установлено, что библиотека по адресу: ... находится на первом этаже, имеет отдельный вход в помещение.

Таким образом, к данному помещению необходимо разрабатывать секционный план эвакуации, а не локальный.

Размер плана эвакуации размером 400х300 мм, находящийся в помещении библиотеки по адресу: ..., не соответствует требованим ГОСТа Р 12.2.143-2009.

При таких обстоятельствах, доводы жалобы ФИО2 являются несостоятельными.

В действиях должностного лица - директора МБУ «Централизованная библиотечная система г.Пензы» ФИО2 правомерно установлен состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 и ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения жалобы установлено, что заместитель главного государственного инспектора ... по пожарному надзору Отдела надзорной деятельности и профилактических работ ... полно, всесторонне и объективно исследовал в совокупности имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пришёл к обоснованному выводу о виновности ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 и ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Исследованным доказательствам дана верная правовая оценка, правильно, в соответствии с требованиями закона, определена мера административного наказания, учтен при этом характер совершённого правонарушения, наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств. Наказание назначено в пределах санкции статьи, является минимальным. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7, ч.1 ст.30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора ... по пожарному надзору отдела надзорной деятельности и профилактических работ г.Пензы Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ...... от ... о привлечении к административной ответственности по ч.1 и ч.3 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях ФИО2 оставить без изменения, жалобу ФИО2 - без удовлетворения.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Первомайский районный суд ....

Судья: ...

...

...у