ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-272/20 от 14.12.2020 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об

административном правонарушении

г. Нижневартовск 14 декабря 2020 года

Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Пересыпкин А.Г.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» ФИО1,предоставившего доверенность № 123 от 07.04.2020 г.,

представителя Нижневартовского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзор Югры) ФИО2, предоставившего доверенность № 31-02-11291 от 27 декабря 2019 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО3 № 02-777/2019 от 11 сентября 2019 года, вынесенное в отношении:

акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» (АО «ННП»), юридический и почтовый адрес: 628616, г. Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, ул. Ленина, д. 17-П, ОГРН <***>, ИНН <***>,

по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО3 № 02-777/2019 от 11 сентября 2019 года АО «ННП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 101 000 рублей.

Исходя из представленных материалов, административное правонарушение выразилось в том, что в нарушение п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 № 607, ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 60.2, 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, 13.07.2019 вследствие аварии на высоконапорном водоводе до кустовой площадки № 23 от точки врезки Кошильскогоместорождения нефти (географические координаты места аварии (инцидента): Пулково 42: N 61005’58,00” Е 79011’0,25”, допустило загрязнение химическими веществами (подтоварной водой) земель лесного фонда в квартале 226 выдела 44 Охтеурского урочища Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела – лесничества.

Правонарушение квалифицировано по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, АО «ННП» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста одной тысячи рублей.

Не согласившись с вышеназванным постановлением, в установленный ч. 1 ст. 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок, защитник АО «ННП» ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил указанное постановление отменить и производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что при вынесении постановления административный орган не установил вину общества во вменяемом правонарушении. При этом водовод, на котором произошел инцидент, эксплуатируется обществом с соблюдением всех требований действующего законодательства, ежегодно освидетельствуется и признается годным к эксплуатации. Кроме того, административным органом не установлен факт загрязнения лесного участка, расследование не проводилось, какие-либо обстоятельства произошедшего инцидента не устанавливались и не исследовались, выводы о совершении правонарушения основаны лишь на информационных сообщениях самого общества. Также административным органом сделан ошибочный вывод об отнесении загрязненного участка к лесам, тогда как фактически загрязнены земли промышленности, что исключает возможность привлечения общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В возражениях на жалобу старший государственный инспектор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместитель начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО3 указала, что ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях является нормой прямого действия и для установления наличия состава указанного административного правонарушения не требуется доказывания нарушений норм и правил при обращении с вредными веществами, отходами производства и потребления и т.д. Данное правонарушение считается оконченным с момента поступления загрязняющих веществ в окружающую среду, при этом правовое значение для квалификации действий по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях имеет лишь доказанность факта и источника такого загрязнения. Таким образом факт загрязнения обществом земель лесного фонда установлен, что подтверждается документами, предоставленными самим обществом. Ссылка общества на то, что ими в ходе производственной деятельности проводятся все необходимые мероприятия для безопасной эксплуатации нефтесборного трубопровода, свидетельствует лишь об исполнении обществом возложенных законодательством обязанностей как на владельца источника повышенной опасности – опасного производственного объекта и не исключают факта допущенного правонарушения. Кроме того, для объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения достаточно сведений об инциденте, предоставленных самим обществом. Отнесение спорного участка к лесному фонду, в том числе лесу, подтверждено материалами дела.

В судебном заседании защитник АО «ННП» ФИО1 доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить и производство по делу прекратить. Суду пояснил, что при направлении сведений об инциденте в Природназор Югры ошибочно была указана категория земель – земли лесного фонда. Впоследствии письмом в Природнадзор Югры было сообщено, что произошла ошибка и земля, где произошел разлив, относится к категории – земли промышленности. Также просил приобщить дополнительные документы.

Представитель Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО2 в судебном заседании пояснил, что получив сведения о разливе, им был сделан запрос в Департамент недропользования с целью определения категории земель, на которых произошел разлив. По сведениям Департамента недропользования указанные в запросе географические координаты относятся к землям лесного фонда Нижневартовского района.

Заслушав в судебном заседании участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы и возражения на нее, судья приходит к следующим выводам.

В силу п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 24.1 задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 118, ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, суд, рассматривая дела об административных правонарушениях, осуществляет функцию правосудия и не должен подменять органы и лиц, предъявляющих и обосновывающих обвинение в административном правонарушении. Обязанность по доказыванию обвинения в совершении административного правонарушения лежит на административном органе.

Частью 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Согласно ч. 1 ст. 60.12 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и другими федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 60.2 Лесного кодекса РФ защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах.

Частью 3 ст. 60.3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2017 года № 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 14 которых при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

Согласно п. 25 названных Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Из материалов административного дела следует, что 15 июля 2019 года в Нижневартовское управление Природнадзора Югры поступило оперативное сообщение об аварии (инциденте) на объектах АО «ННП» от 13 июля 2019 года, а также 29 июля 2019 года поступили сведения об аварии (инциденте) на трубопроводе АО «ННП», согласно которым 13 июля 2019 года на высоконапорном водоводе до кустовой площадки № 23 от точки врезки Кошильского месторождения нефти (географические координаты Пулково 42:N 61°05?58.00? Е 79°11?0.25?) в результате внутренней коррозии на участке трубопровода в окружающую среду излилась подтоварная вода (л.д. 100-103). Площадь загрязнения 0,0100 га (ориентировочная). Категория земель загрязненного земельного участка: земли лесного фонда.

По указанному факту должностным лицом Нижневартовского управления Природнадзора Югры 30 июля 2019 года в отношении АО «ННП» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с проведением административного расследования (л.д. 97-99).

В ходе проведенного административного расследования установлено, что 13 июля 2019 года на высоконапорном водоводе до кустовой площадки № 23 от точки врезки Кошильского месторождения нефти (географические координаты: Пулково 42: N 61°05?58.00? Е 79°11?0.25?), который эксплуатируется АО «ННП», в результате внутренней коррозии на участке трубопровода произошла авария (инцидент), вследствие которой в окружающую среду излились химические вещества (подтоварная вода), что повлекло загрязнение земель лесного фонда в квартале № 226 выделе № 44 Охтеурского урочища Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела – лесничества.

По факту выявленного нарушения 03 сентября 2019 года должностным лицом Нижневартовского управления Природнадзора Югры в отношении АО «ННП» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 82-88).

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО «ННП» к административной ответственности, установленной данной нормой (л.д. 61-67).

Как следует из постановления о назначении административного наказания, что при обработке географических координат: 61005’58,00” 79011’0,25” в программном комплексе «ЛесГИС», указанных в сведении об аварии (инциденте) на трубопроводе, установлено, что загрязненный участок расположен на землях лесного фонда в квартале 226 выделе 44 Охтеурского урочища Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела – лесничества.

Вместе с тем, ссылка административного органа о принадлежности указанного участка к землям лесного фонда на основании выписки из государственного лесного реестра, предоставленной Аганским территориальным отделом - лесничеством № 86/007/19/443 от 09.08.2019, в соответствии с которой квартал 226 отнесен к эксплуатационным лесам, выдел 44 – трасса коммуникации не может быть бесспорным доказательством, что место аварии по вышеуказанным координатам относится к землям лесного фонда, так как выписка из государственного реестра, ответ департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО-Югры не содержит указание на координаты.

Допрошенный в судебном заседании заместитель начальника отдела-помощник лесничего Нижневартовского территориального отдела – лесничества ФИО4 пояснил суду, что им давался ответ на запрос природнадзору Югры о том, что точка на земельном участке, с указанными в запросе географическим координатами, расположена на земельном участке, относящегося к землям лесного фонда Нижневартовского территориального отдела – лесничества, Охтеурского участкового лесничества, Охтеурского урочища квартала 226 выдела 44. В данном случае произошел двойной учет земельного участка, что привело к наложению земель лесного фонда и земель промышленности. Какими либо сведениями из ЕГРЮЛ по данному земельному участку они не располают.

Принятие Федерального закона № 280-ФЗ направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра (далее – ГЛР) и Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН), путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.

Карта-схема лесонарушения, составленная должностным лицом Природнадзора Югры, не содержит сведений о программном продукте и картографической основе, которые использовались при её составлении. В составленной схеме отсутствует привязка к линейным объектам, в том числе к трубопроводу, который явился источником загрязнения. Координаты и точка загрязнения нанесены на схему "вручную", сведения о наложении координат программным комплексом "ЛесГис" в схеме не отражены.

Кроме того, ссылка в обжалуемом постановлении об обработке координат в "ЛегГис" и отнесение их к выделу 44 земель лесного фонда, не может являться бесспорным доказательством по делу об административном правонарушении, так как "ЛесГис" не является официальным ресурсом, актуальность и полнота, а также содержащиеся в нем сведения ничем не подтверждены.

Письмом от 23.09.2019 года АО «ННП» на имя начальника Нижневартовского управления Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений, была направлена откорректированная типовая форма сведений об авариях (инцидентах) на трубопроводах по инциденту от 13.07.2019, в которой было указано, что в сообщении № ОР/1737/УНП1(ЦТОРТиЛПА)/035/19/зз, в информации были допущены технические ошибки, а именно не корректная площадь и категория земель.

В откорректированной форме сведения об аварии (инциденте) на трубопроводе, увеличена площадь загрязнения (ориентировочная и подтвержденная) с 0,0100 га до 0,0150 га, категория земель загрязненного земельного участка: земли промышленности.

Факт того, что Природнадзором Югры данная откорректированная форма сведения об аварии (инциденте) на трубопроводе, была принята во внимание, подтверждается: направленной информации о присвоении новым загрязненным участкам регистрационных номеров Реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов ХМАО-Югры; выпиской из Реестра о загрязненных участках АО «ННП» (№ п/п 69), в которой указана подтвержденная площадь загрязнения – 0,0150 га, а также категория земель: земли промышленности.

Кроме того, Обществом предоставлено географическое изображение с программного комплекса "MapinfoProfessional", с приведенными координатами, которые отнесены к выделу 3 квартала 226 и находятся на землях промышленности".

Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 17.02.2015 года № 86/201/15-47632, выданным Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по ХМАО- Югре, земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000001:7363, общей площадью 3219400 кв.м, относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе (часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, то есть постановка на учет объекта недвижимости, и в связи с прекращением его существования - снятие с учета объекта недвижимости, либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Статьей 7 указанного Федерального закона определен состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости и к ним, в частности, относятся сведения о разрешенном использовании земельного участка (пункт 14 части 2).

Согласно пункту 13 части 2 статьи 7 Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии со ст. ст. 1.5, 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, событие и виновность лица в совершении административного правонарушения, а также другие обстоятельства, предусмотренные ст. 26.1 настоящего Кодекса, подлежат доказыванию.

Проанализировав на основании имеющихся по делу доказательств обстоятельства дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что не доказаны обстоятельства, на основании которых было вынесено постановление. К такому выводу судья приходит по следующим мотивам и основаниям.

Несмотря на то, что дело об административном правонарушении было возбуждено, процессуальной проверки по выяснению, надлежащему исследованию и установлению обстоятельств осуществлено не было.

Судьей установлено, что дело об административном правонарушении состоит из следующих документов: оперативного сообщения АО «ННП» об аварии и сведений об аварии (то есть сведений, полученных вне рамок производства по делу об административном правонарушении); запроса о предоставлении выписки из государственного лесного реестра, выписки из данного реестра; карты-схемы места лесонарушения; определения о возбуждении дела; уведомления о составлении протокола об административном правонарушении; протокола об административном правонарушении; определений о назначении места и времени рассмотрения дела, о вызове лиц на рассмотрение дела; оспариваемого постановления о назначении наказания.

Соответственно, судьей установлено, что сообщение АО «ННП» об аварии не было проверено, несмотря на то, что изначально содержало противоречивые сведения о категории земель.

Так, в сведениях об аварии (инциденте) на трубопроводе от 13.07.2019 указано на земли лесного фонда, а в форме оперативного сообщения об этой же аварии (инциденте) на объектах АО «ННП» от 13.07.2019 – на земли промышленности. Но никаких действий в рамках возбужденного производства по делу об административном правонарушении по выяснению, проверке, фиксации обстоятельств дела, по сбору доказательств административным органом не осуществлено. На место происшествия должностные лица административного органа не выезжали, не проверяли достоверность сведений, сообщенных АО «ННП» об аварии. В частности, не проверено, соответствуют ли действительности координаты места правонарушения, сообщенные юридическим лицом в сведениях об аварии. Не проверив их, должностное лицо административного органа по указанным координатам определило место правонарушения – квартал, выдел, лесничество, после чего, на основании непроверенных данных запросило сведения о характеристике данного лесного участка и изготовило карту-схему лесонарушения. При этом, должностные лица и представители АО «ННП», как и лица, которые должны были принимать участие в ликвидации аварии, ни в ходе административного расследования, ни в последующем в ходе производства по делу об административном правонарушении по обстоятельствам дела не опрашивались.

Кроме того, в АО «ННП» не запрашивались документы, которые могли бы свидетельствовать о наличии либо отсутствии вины юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения.

Сам факт оперативного сообщения об аварии (инциденте) на объекте АО"ННП" и сведений об аварии (инциденте) на трубопроводе не может являться бесспорным основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку такое сообщение носит предварительный оперативный характер с целью уведомления контролирующих органов о происшедшем инциденте. Данное требование установлено постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 14.01.2011 года № 5-п " О требованиях к разработке планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, газового конденсата, подтоварной воды на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры", которым утверждена форма оперативного сообщения об аварии (инциденте) и форма сведений об аварии (инциденте) на трубопроводе. Вышеуказанным постановлением Правительства ХМАО-Югры Природнадзор Югры назван среди контролирующих органов, которые извещаются о разливах нефти в течение 24 часов с момента обнаружения разлива нефти и нефтепродуктов с использованием утвержденных типовых форм.

Доводы старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления Природнадзора Югры ФИО3 в части загрязнения обществом земель лесного фонда и отнесение спорного участка к лесному фонду, в том числе лесу, подлежат отклонению и являются недоказанными по существу, поскольку в соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019) в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами наземельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года (Федеральный закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ).

02 октября 2013 года между администрацией Нижневартовского района и ОАО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» был заключен договор аренды земельных участков, общей площадью 340.7800 га. Срок аренды устанавливается с 23 сентября 2013 до 23 сентября 2062 года. Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности иного специального назначения.

В данном случае, принадлежность загрязненного земельного участка с кадастровым номером 86:04:000000:7363 к землям промышленности подтверждается Выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 17 февраля 2015 года и от 08.12.2020 года.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, земельный участок с кадастровым номером 86:04:0000001:7363, загрязненный в результате аварии (инцидента), произошедшей 13.07.2019 года на объектах АО «ННП», относится к категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из презумпции невиновности, установленной ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Между тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении, наличие (отсутствие) вины АО «ННП» административным органом не выявлялось, соответствующие обстоятельства применительно к положениям ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливались и не выяснялись.

Кроме того, в ходе производства по делу об административном правонарушении, информация о наличии загрязнения не проверялась. Должностные лица и представители АО «ННП», как и лица, которые должны были принимать участие в ликвидации аварии, ни в ходе административного расследования, ни в последующем в ходе производства по делу об административном правонарушении по обстоятельствам дела не опрашивались.

Поскольку процессуальных мероприятий по проведению административного расследования не осуществлялось, фактически юридическое лицо привлечено к административной ответственности на основании направленного ими сообщения об аварии. Однако, действительный факт наличия аварии, обстоятельства произошедшего инцидента, причины и последствия не были проверены и установлены должностными лицами административного органа в порядке, регламентированном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В то время, как в соответствии со ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, никакие доказательства не могу иметь заранее установленную силу.

При таких обстоятельствах, констатация административным органом в постановлении только факта инцидента на трубопроводе не является достаточным основанием для привлечения АО «ННП» к административной ответственности, свидетельством доказанности факта виновного совершения правонарушения АО «ННП» не является.

Поскольку процессуальных мероприятий по проведению административного расследования не осуществлялось, фактически юридическое лицо привлечено к административной ответственности только на том основании, что направило сообщение об аварии, действительный факт наличия которой, её обстоятельства, причины и последствия не были проверены и установлены должностными лицами административного органа в порядке, регламентированном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. В то время, как в соответствии со ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Таким образом, судьей установлено, что в ходе производства по данному делу об административном правонарушении в отношении АО «ННП» должностными лицами административного органа не выполнялись какие-либо процессуальные действия по установлению обстоятельств дела и вины юридического лица, что является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов, а также противоречит положениям ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу, что имеющиеся в материалах дела сведения АО «ННП» об аварии (инциденте) на трубопроводе, форма оперативного сообщения об этом, допустимыми, достоверными и достаточными доказательствами признаны быть не могут, поскольку не проверены и объективными данными не подтверждены. В силу положений ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Защитник АО «ННП», выражая несогласие с привлечением к административной ответственности, указывает, что, Обществом в ходе производственной деятельности проводятся все необходимые мероприятия, предусмотренные Приказом Ростехнадзора от 30.11.2017 № 515 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов», водовод введен в эксплуатацию в 2001 году, ежегодно освидетельствовался и признавался годным к эксплуатации, при этом земельный участок географические координаты N 61005’58,00” E 79011’0,25”, имеет кадастровый номер 86:04:0000001:7363 и относится к категории земель промышленности.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации, одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В силу ч. 1, ч. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса. Все названные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования и в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации, категория земель указывается, в частности, в договорах, предметом которых являются земельные участки, государственном кадастре недвижимости, документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В силу ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

В подтверждение доводов жалобы и несогласия с вмененными в вину АО «ННП» обстоятельствами дела защитник юридического лица представил схему Кошильского месторождения нефти, составленную при осуществлении производства маркшейдерских работ; договор аренды земельных участков № 3820 от 02.10.2013, по которому АО «ННП» в аренду были переданы земельные участки, в том числе 86:04:0000001:7363 под коридоры коммуникаций Кошильского лицензионного участка. В п. 1. данного договора указана категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Принадлежность указанного земельного участка к землям промышленности подтверждается также сведениями из кадастровых паспортов данного земельного участка.

В соответствии с договором аренды земельных участков № 3820 от 02.10.2013 и по данным государственного кадастра недвижимости, юридическому лицу АО «ННП» был передан земельный участок площадью 321,9400 га с кадастровым номером 86:04:0000001:7363 (под коридор коммуникаций Кошильского лицензионного участка), который относится к землям промышленности.

В оспариваемом постановлении имеется ссылка на выписку из Государственного лесного реестра ХМАО-Югры № 86/007/19/443 на выдел 44 Охтеурского урочища Охтеурского участкового лесничества Нижневартовского территориального отдела – лесничества, которая, при вышеуказанных сведениях, вызывает у судьи сомнение относительно достоверности изложенных в ней данных о категории земель.

В связи с наличием в сведениях об аварии (т. 1 л.д. 102), дополнительно указаны рукописно внесенные географические координаты N 61°06"00.54" Е 79° 10"57.11", суд посчитал необходимым указать данные координаты в запросе направленном в адрес МБУ «Управление имущественными и земельными ресурсами» Нижневартовского района.

В ответе на запрос суда № 31-1597/о от 13.11.2020 МБУ «Управление имущественными и земельными ресурсами» МБУ Нижневартовского района сообщает точки с географическими координатами (система WGS-84): N 60°05"58.00" Е 79°11 "00.25"", N 61°06"00.54" Е 79° 10"57.11" расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 86:04:0000001:7363, категория земель - земли промышленности.

Вышеуказанный земельный участок предоставлен администрацией Нижневартовского района в аренду АО «ННП» по договору от 2 октября 2013 года № 3820 под коридор коммуникаций.

В силу ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Лесного кодекса Российской Федерации. При таких обстоятельствах, выписки из государственного лесного реестра недостаточно для подтверждения категории земель, на которых выявлено загрязнение.

Учитывая совокупность установленных фактов, а именно, факт не проведенной по делу надлежащей процессуальной проверки, факт не доказанности обстоятельств попадания подтоварной воды на земли леса, не подтверждения административным органом категории загрязненных земель, отсутствия доказательств разлива нефтесодержащей жидкости именно на земли лесного фонда, а также наличие обстоятельств, исходя из которых должностным лицом административного органа была установлена вина АО «ННП» только на основании направленного ими сообщения об аварии, которое само по себе не может являться единственным и достаточным доказательством вины в совершении вменяемого юридическому лицу административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья полагает, что оспариваемое постановление подлежит отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Отменить постановление старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нижневартовского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ФИО3 от 11 сентября 2019 года № 02-777/2019 в отношении Акционерного общества «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по данному делу в отношении АО «Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие» по ч. 2 ст. 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нижневартовский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: <данные изъяты> А.Г. Пересыпкин

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>