Дело №12-272/2017
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 04 декабря 2017 года
Судья Октябрьского районного суда города Новороссийск Краснодарского края Головин А.Ю.,
при секретаре Семененко С.А.,
с участием представителя АО «Новорослесэкспорт» по доверенности Сердюк Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе АО «Новорослесэкспорт» на постановление государственного инспектора отдела КМАП Южного Межрегионального УГАДН Ространснадзора Шкарбаненко А.А. от 20.10.2017 г. № 4560 о привлечении АО «Новорослесэкспорт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора отдела КМАП Южного Межрегионального УГАДН Ространснадзора Шкарбаненко А.А. от 20.10.2017 г. № 4560 АО «Новорослесэкспорт» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
27.10.2017 г. в Октябрьский районный суд г. Новороссийска поступила жалоба от АО «Новорослесэкспорт» на указанное постановление, в которой просит его отменить как незаконное и производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что 22.08.2017 г. при получении весовых параметров на стационарном оборудовании в режиме покоя на СПВК -1 автодороги М-4 ДОН 1085 км. автотранспортного средства марки МАЗ государственный номер Р153ХО190, в составе полуприцепа СЗАП государственный номер ЕВ622123, был установлен факт движения тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства.
С постановлением о привлечении предприятия к административной ответственности АО «Новорослесэкспорт» не согласно по следующим основаниям. Контейнер MEDU1892291 с грузом «компрессор и аксессуары» 12.08.2017 г. прибыл на теплоходе «MSC CELINE», рейсом АС729А, по коносаменту MSCUKN041583 в соответствии с договором № 1К/15*MSC. Контейнер был опломбирован запорным устройством грузоотправителя № FEX2035208. Грузоотправителем является компания «Хуаньгши Доньгбей Электрикал Апплианс», страна отправления Китай, грузополучатель – ЗАО «Индезит Интернешнал» (адрес получателя - г. Липецк). Во время нахождения на территории АО «НЛЭ» контейнер не вскрывался и вывезен с территории предприятия с этой же пломбой. 21.08.2017 г. в 17 часов 19 минут указанный контейнер был погружен на автомобиль МАЗ с гос. номером Р153ХО190. В тот же день в 17 часов 46 минут транспортное средство вывезено с территории предприятия. К запорному устройству № FEX2035208 представителем Новороссийской таможни дополнительно примерена пломба № 3058818. Визит на вывоз контейнера оформлен компанией-экспедитором ООО «ВАЛ» в соответствии с условиями договора №151/АП от 01.09.2012 г., заключенного с АО «НЛЭ». Таким образом, АО «Новорослесэкспорт» за время нахождения контейнера с грузом на территории предприятия, никаких действий с ним не производило и полномочий в отношении него не имеет. Контейнер прибыл на территорию Общества и был вывезен с нее с пломбой грузоотправителя, которая не нарушалась и не менялась. Предприятие является специализированным морским портом, осуществляющим перевалку грузов, и в своей деятельности руководствуется, наряду с другими нормативными актами, Федеральным законом «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». П. 8 ст. 4 этого закона предусматривает, что оператором морского терминала является транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров. Согласно п. 9 этой же нормы права, перевалка грузов - это комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта. Услуги по перевалке контейнеров осуществляются на договорной основе. В данном случае АО «Новорослесэкспорт» осуществило перевалку контейнера в соответствии с условиями договора № 151-АП/12 от 01.09.2012 г. с компанией ООО «ВАЛ». Согласно п. 3.2.1. соглашения автопредприятие обязалось обеспечивать завоз (вывоз) контейнеров на (с) территорию (и) Оператора Терминала на технически исправном автотранспорте, прошедшем государственный технический осмотр, аккредитованном Оператором Терминала, соответствующем требованиям экологической безопасности. П. 3.2.5 соглашения предусматривает обязанность Автопредприятия обеспечивать завоз (вывоз) контейнеров с соблюдением автотранспортными предприятиями Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Устава автомобильного транспорта, а также требований экологического законодательства РФ. В соответствии с п. 5.2.2. соглашения автопредприятие несет ответственность за нарушение своими работниками/представителями правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, правил перевозки грузов, в том числе опасных, автомобильным транспортом, экологического законодательства РФ, и возмещает в связи с этим убытки, причиненные Оператору Терминала, в том числе штрафы, наложенные на Оператора Терминала контролирующими государственными органами. Так как АО «Новорослесэкспорт» никаких полномочий в отношении грузов не имеет, то ч. 1 ст. 23 («Право удержания грузов») Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», если иное не предусмотрено договором перевалки груза, предусматривает единственную возможность для оператора морского терминала на удержание груза (за исключением грузов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с федеральными законами, а также грузов, предназначенных для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка) - в случае неуплаты ему предусмотренных договором перевалки груза и (или) этим Федеральным законом платежей. В этом случае оператор морского терминала вправе удерживать грузы до погашения в полном объеме заказчиком задолженности по платежам, предусмотренным договором перевалки груза и (или) этим Федеральным законом, с учетом расходов оператора морского терминала, связанных с удержанием грузов. Иные случаи, когда оператор морского терминала вправе удержать груз, данным законом, а также действующим гражданским законодательством не предусмотрены. При обнаружении факта превышения веса груза, находящегося в контейнере, АО «Новорослесэкспорт» не имеет полномочий на его удержание до приведения в соответствие с допустимыми нормами. В этом случае на предприятие возлагается риск по убыткам, связанным с хранением удержанных контейнеров, а также возможной порчей или гибелью скоропортящихся грузов. АО «НЛЭ» не является грузоотправителем, не осуществляло погрузку, не является участником договора перевозки и не может нести ответственность за установку опломбированного грузоотправителем контейнера с грузом на полуприцеп, погрузку которого, размещение и крепление груза внутри контейнера осуществлял грузоотправитель. Считают, что принимая решение о привлечении АО «Новорослесэкспорт» к административной ответственности, контролирующий орган формально отнесся к проведению административного расследования по делу, что привело к вынесению необоснованного постановления. Согласно ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Таким образом, обязанность доказывания вины АО «Новорослесэкспорт» в совершении административного правонарушения возложена на заинтересованное лицо. Однако, им в ходе административного расследования не были выполнены совершенно очевидные действия. В частности, представленный Обществу акт по результатам взвешивания не может быть признан допустимым доказательством по делу при отсутствии надлежащего подтверждения соответствия используемого весового оборудования требованиям законодательства и достоверности его показателей. Ссылаясь на нарушение АО «Новорослесэкспорт» требований ч. 12 ст. 11 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее «Устав») контролирующий орган не произвел анализ этого нормативного акта, что привело к нарушению норм материального права. П. 3 ст. 2 Устава определяет груз, как материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке. П. 7 этой же нормы права определяет, что контейнер является оборудованием, имеющим объем не менее одного кубического метра, пригодным для многократного пользования и приспособленным для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза. Таким образом, законодатель не смешивает понятия «груз» и «контейнер», которые по своему содержанию отличны друг от друга. Подтверждение данного вывода содержится в ч.8 ст. 11 Устава, в соответствии с которой погрузка груза в транспортное средство, контейнер осуществляется грузоотправителем, а выгрузка груза из транспортного средства, контейнера - грузополучателем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза. АО «Новорослесэкспорт» не является грузоотправителем и участником договоров перевозки, соответственно и не может нести ответственность за установку опломбированного грузоотправителем контейнера с грузом на полуприцеп, погрузку которого, размещение и крепление груза внутри контейнера, осуществлял грузоотправитель. Это условие Устава не только подтверждает предыдущий вывод, но и совершенно очевидно устанавливает, что ответственность за нарушение требований ч.12 ст. 11 Устава за погрузку груза в транспортное средство должен нести только грузоотправитель, если иное не установлено договором перевозки. Таким образом, системный анализ и толкование соответствующих норм Устава в их взаимосвязи исключает АО «Новорослесэкспорт» из числа юридических лиц (субъектов), которые несут ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1. КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. В соответствии с приказом № 166 от 20.02.2012 г. начальника Новороссийской таможни на территории АО «Новорослесэкспорт» создана постоянная зона таможенного контроля. Согласно п.п. 6.3., 6.4. этого приказа начальник Новороссийского западного таможенного поста обязан осуществлять контроль за соблюдением должностными лицами предприятия требований таможенного законодательства Таможенного союза, а также обеспечить контроль за товарами, перемещаемыми между грузовыми районами АО «Новорослесэкспорт». В соответствии с ч. 2 ст. 163 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств, перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары. Ч. 23 этой же нормы права предусматривает, что производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства допускается исключительно с разрешения таможенных органов и под их надзором. При этом, согласно ч. 24 этой же статьи, производственная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах зоны таможенного контроля, не должна создавать помехи беспрепятственной работе должностных лиц таможенных органов. В соответствии с ч. 1 ст. 109 Кодекса товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами. Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. Ч. 3 ст. 109 Кодекса предусматривает также, что в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками. Согласно ч. 4 этой же нормы средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. При этом таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы. Нарушение этих требований таможенного законодательства влечет за собой привлечение к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ Указанная статья предусматривает, что уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Таким образом, действующее таможенное законодательство не позволяет хозяйствующему субъекту самостоятельно производить какие-либо действия в отношении грузов, находящихся в опломбированных контейнерах. При этом привлечение работников таможенных органов к действиям по обеспечению безопасности дорожного движения не представляется возможным, так как такая деятельность выходит за пределы компетенции органов таможенного контроля и будет препятствовать исполнению их непосредственных обязанностей. Принимая во внимание, что АО «Новорослесэкспорт» в соответствии с условиями договоров перевалки контейнеров принимает на себя также обязательство по их хранению, следует принять во внимание и требования действующего гражданского законодательства по данному виду договора. По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ч. 1 ст. 886 ГК РФ). Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи ( ч. 1 ст. 891 ГК РФ). Кроме того, ч.ч. 1,2 ст. 900 ГК РФ предусматривают, что хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением (статья 890). При этом вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств. Так как АО «Новорослесэкспорт» принимает на хранение контейнеры, опломбированные органами таможенного контроля и/или грузоотправителями, на предприятие возлагается обязанность произвести возврат этих грузов в таком же виде, Таким образом, АО «Новорослесэкспорт» не имеет не только никаких полномочий в отношении импортных грузов, поступающих в контейнерах, но и не вправе вскрывать контейнеры ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев возникновения какой-либо угрозы. Основанием для освобождения АО «НЛЭ» от ответственности являются обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Так как АО «Новорослесэкспорт» не имеет полномочий в отношении груза и не может повлиять на его вес, а также размещение и крепление в контейнере, то есть полностью соответствует приведенному доводу, оно должно быть освобождено от ответственности по ч.10 ст.12.21.1. КоАП РФ. Принимая во внимание, что АО «Новорослесэкспорт» полномочий в отношении груза не имеет, груз в контейнер был помещен грузоотправителем и им же опломбирован, предприятие на вес контейнера с грузом повлиять не имело возможности, а транспортное средство для его вывоза с территории контейнерного терминала было предоставлено ООО «ВАЛ», которое несет ответственность не только за его техническое состояние, но и за соблюдение требований действующего законодательства в области транспортной безопасности, считает, что общество не может в данном случае нести ответственность по ч. 10 ст. 12.21.1. КоАП РФ.
В судебном заседании представитель АО «Новорослесэкспорт» доводы, изложенные в жалобе поддержала, просила жалобу удовлетворить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание представитель Ространснадзора не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Обсудив жалобу, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Установлено, что постановлением государственного инспектора отдела КМАП Межрегионального УГАДН Ространснадзора Шкарбаненко А.А. от 20.10.2017 г. № 4560 АО «Новорослесэкспорт» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
АО «Новорослесэкспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1. КоАП РФ – превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 22.08.2017 г. в 14 часов 18 минут на СПВК № 1 по адресу Ростовская область, 1085 км., а+д М-2 ДОН при проведении весового контроля установлен факт осуществления перевозки неделимого груза (оборудование для бытовых холодильников) грузовым автомобилем марки МАЗ (гос.номер Р153ХО190 с прицепом/полуприцепом марки СЗАП (гос.номер ЕВ622123) под управлением водителя Шаблинского А.Е. на основании транспортной накладной от 21.08.2017 г. № 10317090/210817/0008903 с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10%, без специального разрешения, предусмотренного ч. 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности» в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с «Порядком выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов», утв. Приказом Минтранса № 258 от 24.07.2012 г. Фактическая нагрузка на вторую одиночную двухскатную ось грузового автомобиля МАЗ (гос.номер Р153ХО190 с прицепом/полуприцепом марки СЗАП (гос.номер ЕВ622123) составила 11,56 т. при допустимой (с учетом погрешности весов) 10,20 т. Превышение составило 1.360 т. или 13.6%.
Согласно транспортное накладной от 21.08.2017 г. № 10317090/210817/0008903 погрузчиком является юридическое лицо АО «НЛЭ», которое осуществило погрузку груза в транспортное средство МАЗ (гос.номер Р153ХО190 с прицепом/полуприцепом марки СЗАП (гос.номер ЕВ622123) превысив допустимую нагрузку на вторую ось транспортного средства, что подтверждается актом № 308 от 22.08.2017 г. о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Должностное лицо контролирующего органа пришло к выводу о том, что юридическое лицо АО «НЛЭ» нарушило требования ч.12 ст.11 Федерального закона от 08.11.2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Приложения № 2 Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».Ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, установлено, что АО «Новорослесэкспорт» является оператором морского терминала – субъектом естественных монополий на транспорте, и в данном качестве включено в соответствующий Реестр в раздел III «Услуги портов и (ил) транспортных терминалов».
Производственную деятельность АО «Новорослесэкспорт» осуществляет в соответствии с требованиями ФЗ «О морских портах» №261-ФЗ от 08.11.2007 г. и «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», утв. Приказом Минтранса РФ от 09.07.2014 г. №182, в рамках договоров возмездного оказания услуг, заключаемых с морскими перевозчиками (агентами).
Вступившим 24.07.2015 г. в законную силу Федеральным законом от 13.07.2015 г. №248-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования норм, регулирующих движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств и транспортных средств, осуществляющихперевозки опасных грузов» статья 12.21.1 КоАП РФ дополнена частью 10, предусматривающей административную ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществивших погрузку груза в транспортное средство с превышением допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритовуказанных в специальном разрешении, т.е. дополнен субъектный состав.
Объективную сторону данного правонарушения составляет погрузка в автотранспортное средство груза, в результате которой произошло превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов указанных в специальном разрешении.
Пункт 8 ст. 4 Федерального закона «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что оператором морского терминала является транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств. Согласно п. 9 ст. 4 Закона перевалка грузов –это комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Контейнер MEDU1892291 с грузом «компрессор и аксессуары» 12.08.2017 г. прибыл на теплоходе «MSC CELINE», рейсом АС729А, по коносаменту MSCUKN041583 в соответствии с договором № 1К/15*MSC.
Контейнер был опломбирован запорным устройством № FEX2035208. Грузоотправителем является компания «Хуаньши Доньгбей Электрикал Апплианс», страна отправления Китай, грузополучатель – ЗАО «Индезит Интернешнал» (г. Липецк).
Во время нахождения на территории АО «НЛЭ» контейнер не вскрывался и вывезен с территории предприятия с этой же пломбой. Ввоз контейнера осуществлен 21.08.2017 г. в 17 часов 19 минут автомобилем МАЗ с гос. номером Р153ХО190. В тот же день в 17 часов 46 минут транспортное средство вывезено с территории предприятия.
К запорному устройству № FEX2035208 представителем Новороссийской таможни дополнительно примерена пломба № 3058818. Визит на вывоз контейнера оформлен компанией-экспедитором ООО «ВАЛ».
Таким образом, услуги по перевалке контейнеров осуществляются на договорной основе.
Согласно п. 3.2.1. соглашения автопредприятие обязалось обеспечивать завоз (вывоз) контейнеров на (с) территорию (и) Оператора Терминала на технически исправном автотранспорте, прошедшем государственный технический осмотр, аккредитованном Оператором Терминала, соответствующем требованиям экологической безопасности.
П. 3.2.5 соглашения предусматривает обязанность Автопредприятия обеспечивать завоз (вывоз) контейнеров с соблюдением автотранспортными предприятиями Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, Устава автомобильного транспорта, а также требований экологического законодательства РФ.
В соответствии с п. 5.2.2. соглашения автопредприятие несет ответственность за нарушение своими работниками/представителями правил дорожного движения, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, правил перевозки грузов, в том числе опасных, автомобильным транспортом, экологического законодательства РФ, и возмещает в связи с этим убытки, причиненные Оператору Терминала, в том числе штрафы, наложенные на Оператора Терминала контролирующими государственными органами.
В соответствии с п.2 ст. 20, п.1 ст. 22 ФЗ «О морских портах» и п.59, 60 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах», грузополучатель обязан принять и вывезти груз. При этом транспортное средство должно быть пригодным для перевозки вывозимого груза (ст.791 ГУ РФ, п.22, 23, 29 «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом»). Согласно Приложению № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, параметры данного транспортного средства должны соотноситься с параметрами груза таким образом, чтобы нагрузки, приходящие на оси транспортного средства, не превышали значений, установленных законодательством РФ. Выдача контейнера автомобильному перевозчику была осуществлена на основании предоставленных указанным перевозчиком товарораспределительных документов: коносамента и транспортной накладной, а также на основании полученного от заказчика распоряжения, оформленного в виде релиза на выпуск груза в контейнере с территории контейнерного терминал АО «Новорослесэкспорт».
Исчерпывающий перечень оснований, наделяющих оператора морского терминала правом отказать в перевалке груза, определен в п.51 «Правил оказания услуг по перевалке грузов в морских портах». Указанные правила регулируют технологические процессы перевалки грузов, определяют правила приема и сдачи/выдачи грузов и являются обязательным для участников правоотношений, возникающих при оказании услуг в морском порту (п.2 ст.1).
Превышение допустимых нагрузок на ось транспортного средства ни ФЗ «О морских портах», ни «Правилами оказания услуг по перевалке грузов в морских портах» к таким основаниям не отнесено. Кроме того, поскольку выдача груза посредством его погрузки на транспортное средство является обязательством оператора морского терминала перед заказчиков по договору перевалки, имеющиеся у АО «Новорослесэкспорт» права в отношении груза ограничены правам и, которыми его наделил заказчик по данному договору и правами, которые у него есть в соответствии с ФЗ «О морских портах», регулирующим его деятельность (удержание груза в случае наличия задолженности контрагента).
Таким образом, в соответствии с нормами законодательства, устанавливающего прядок осуществления деятельности в морских портах и, в том числе, оказания в них услуг, оператор морского терминала не вправе отказать заказчику в погрузке груза на транспортное средство в случае превышения допустимых нагрузок на ос транспортного средства.
Нормы п.3 и п.7 ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта устанавливают понятия груз и контейнер, согласно которым груз – материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке. Контейнер – оборудование, имеющее объем не менее одного кубического метра, пригодный для многократного пользования и приспособленный для погрузки, выгрузки груза, его перегрузки с одного транспортного средства на другое транспортное средство без промежуточной перегрузки груза. Таким образом, законодатель не смешивает понятия «груз» и «контейнер», которые по своему содержанию отличны друг от друга.
Из смысла положений ст. 11 ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» следует, что: - груз может быть погружен в транспортное средство или в контейнер; - погрузка груза в транспортное средство или контейнер осуществляется грузоотправителем (физическим или юридическим лицом, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной) либо перевозчиком, если это предусмотрено договором перевозки груза; - если грузоотправитель (либо перевозчик) осуществляет погрузку груза в транспортное средство, он не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства; - груз может быть погружен без превышения допустимой массы и (или) допустимой нагрузки на оси транспортного средства и эта возможность зависит от лица, осуществляющего погрузку груза (грузоотправителя либо перевозчика), что возможно только при погрузке на автотранспортное средство делимого груза. Перечень и порядок осуществления работ по погрузке грузов в транспортное средство, контейнер устанавливаются «Правилами перевозок грузов» (п.10 ст.11).
В соответствии с Приложением № 7 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом погрузка включает в себя выполнение следующего перечня работ: 1. Подготовка груза, контейнера к перевозке: а) упаковка и затаривание груза в соответствии со стандартами, техническими условиями на груз, тару, упаковку и контейнер; б) маркировка и группировка грузовых мест по грузополучателям; в) размещение груза, контейнера на месте загрузки. 2. Подготовка транспортного средства к загрузке: а) размещение транспортного средства на месте загрузки; б) открытие дверей, люков, бортов, снятие тентов, подготовка и установка на транспортном средстве приспособлений, необходимых для загрузки, разгрузки и перевозки груза, и приведение их в рабочее состояние. 3. Загрузка груза в транспортное средство: а) подача груза, контейнера в транспортное средство; б) размещение, укладка груза в транспортном средстве. 4. Крепление груза в транспортном средстве: а) приведение в рабочее состояние крепежных, стопорных и защитных приспособлений, закрытие дверей, люков, бортов транспортного средства, установка тентов; б) подготовка загруженного транспортного средства к движению. Поскольку опломбированный контейнер с грузом является неделимой грузовой единицей, параметры которой не могут быть изменены в процессе его погрузки на автотранспортное средство, и поскольку предметом договора автомобильной перевозки является перевозка именно этого контейнера с его индивидуальными характеристиками, обеспечить необходимое соотношение груза и автотранспортного средства может только перевозчик.
В связи с чем, следует вывод, что контейнер является не грузом, а транспортной единицей.
Таким образом, АО «Новорослесэкспорт», осуществляя выдачу автомобильному перевозчику контейнера, который, согласно п.п. 38, 79 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту был опломбирован и который, в соответствии с отметкой таможни в транспортной накладной находился в режиме таможенного транзита, не мог оказать влияния на значение нагрузок на оси транспортного средства.
Оператор морского терминала не является стороной по договору автомобильной перевозки груза, он не вправе распоряжаться транспортным средством, предоставленным грузополучателем для вывоза принадлежащего ему (грузополучателю) груза, определять пригодность указанного транспортного средства для перевозки груза или отказаться от его использования. В соответствии со ст. 93 «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» указанными правами наделены только перевозчик и заказчик по договору перевозки. Следовательно, правоотношения сторон, возникающие при оказании услуг по перевалке груза в морском порту, не являются предметом регулирования ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», Приложения № 2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2011 №22 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Само по себе перемещение контейнера с грузом на автотранспортное средство не делает оператора терминала субъектом прав и обязанностей сторон по договору автомобильной перевозки, которые регламентируются положениями указанных законов.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза при ввозе на таможенную территорию таможенного союза товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.
В соответствии с приказом № 166 от 20.02.2012 г. начальника Новороссийской таможни на территории АО «Новорослесэкспорт» создана постоянная зона таможенного контроля.
Согласно п.п. 6.3., 6.4 приказа начальник Новороссийского западного таможенного поста обязан осуществлять контроль за соблюдением должностными лицами предприятия требований таможенного законодательства Таможенного союза, а также обеспечить контроль за товарами, перемещаемыми между грузовыми районами АО «Новорослесэкспорт».
В соответствии с ч. 2 ст. 163 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» зоны таможенного контроля могут быть созданы вдоль Государственной границы Российской Федерации, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в местах осуществления таможенных операций, в местах разгрузки и перегрузки (перевалки) товаров, их таможенного осмотра и таможенного досмотра, в местах стоянки транспортных средств перевозящих находящиеся под таможенным контролем товары.
Ч. 23 этой же нормы права предусматривает, что производственная и иная хозяйственная деятельность, связанная с перевозкой, разгрузкой и перегрузкой (перевалкой), хранением товаров, находящихся под таможенным контролем, обслуживанием юридических и физических лиц, перемещающих через Государственную границу Российской Федерации товары и транспортные средства допускается исключительно с разрешения таможенных органов и под их надзором.
При этом, согласно ч. 24 этой же статьи, производственная и иная хозяйственная деятельность, осуществляемая в пределах зоны таможенного контроля, не должна создавать помехи беспрепятственной работе должностных лиц таможенных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 109 Кодекса товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.
Идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей изготовления масштабных изображений, фотографии, иллюстрации, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами.
Ч. 3 ст. 109 Кодекса предусматривает также, что в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками.
Согласно ч. 4 этой же нормы средства идентификации могут изменяться, удаляться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения, за исключением случаев, если существует реальная угроза уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров. При этом таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства существования указанной угрозы.
Нарушение этих требований таможенного законодательства влечет за собой привлечение к административной ответственности по ст. 16.11 КоАП РФ.
Указанная статья предусматривает, что уничтожение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или повреждение либо утрата таких средств идентификации - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Таким образом, действующее таможенное законодательство не позволяет хозяйствующему субъекту самостоятельно производить какие-либо действия в отношении грузов, находящихся в опломбированных контейнерах. При этом привлечение работников таможенных органов к действиям по обеспечению безопасности дорожного движения не представляется возможным, так как такая деятельность выходит за пределы компетенции органов таможенного контроля и будет препятствовать исполнению их непосредственных обязанностей.
Принимая во внимание, что АО «Новорослесэкспорт» в соответствии с условиями договоров перевалки контейнеров принимает на себя также обязательство по их хранению, следует принять во внимание и требования действующего гражданского законодательства по данному виду договора.
По договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности (ч. 1 ст. 886 ГК РФ).
Хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи ( ч. 1 ст. 891 ГК РФ).
Кроме того, ч.ч. 1,2 ст. 900 ГК РФ предусматривают, что хранитель обязан возвратить поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, ту самую вещь, которая была передана на хранение, если договором не предусмотрено хранение с обезличением (статья 890). При этом вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств.
Так как АО «Новорослесэкспорт» принимает на хранение контейнеры, опломбированные органами таможенного контроля и/или грузоотправителями, на предприятие возлагается обязанность произвести возврат этих грузов в таком же виде. Таким образом, АО «Новорослесэкспорт» не имеет не только никаких полномочий в отношении импортных грузов, поступающих в контейнерах, но и не вправе вскрывать контейнеры ни при каких обстоятельствах, за исключением случаев возникновения какой-либо угрозы.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьёй 24.5 настоящего Кодекса.
Исходя из установленных обстоятельств, прихожу к выводу о том, что АО «Новорослесэкспорт» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, поскольку АО «Новорослесэкспорт» осуществило погрузку транспортной единицы — контейнера на транспортное средство, и не участвовало в погрузке груза в данную транспортную единицу. В то время, как норма ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку именно груза в транспортное средство.
Кроме того, в действиях АО «Новорослесэкспорт» отсутствует какая-либо форма вины (умысел либо по неосторожности), поскольку АО «Новорослесэкспорт» в силу действующего законодательства и договорных отношений с грузоотправителями, грузополучателями и автотранспортным предприятием не имеет права вскрывать опломбированные контейнеры и выполнять перетарку (перемещение) груза в контейнере для равномерного распределения груза в контейнере. В противном случае, такие действия АО «Новорослесэкспорт» влекут не только договорную ответственность, но и ответственность, предусмотренную нормами КоАП РФ.
Имеющиеся в деле доказательства не доказывают наличие в действиях (бездействии) АО «Новорослесэкспорт» вины в совершении административного правонарушения по ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, в действиях АО «Новорослесэкспорт» отсутствует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ.
Следовательно, обжалуемое постановление является незаконным, подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании положений п.3 ч. 1 ст.30.7 30.7, п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
жалобу АО «Новорослесэкспорт» удовлетворить.
Постановление государственного инспектора отдела КМАП Южного Межрегионального УГАДН Ространснадзора Шкарбаненко А.А. от 20.10.2017 г. № 4560 о привлечении АО «Новорослесэкспорт» к административной ответственности, предусмотренной ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ, - отменить, производство по делу прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вынесения или получения копии решения.
Судья Головин А.Ю.