ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-272/2021 от 11.11.2021 Усольского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

11 ноября 2021 года г.Усолье-Сибирское

Судья Усольского городского суда Иркутской области Янова О.В., с участием ФИО1, ее защитника Сычевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу № 38RS0032-01-2021-005454-86 (12-272/2021) должностного лица ФИО1 на постановление от 16.08.2021 о назначении административного наказания № АТ-566/3 (Исорг-20001057-931-21/20001057) вынесенного ФИО2, ведущим специалистом – экспертом отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятии в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, предусмотренного ч.10 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № АТ-566/3 (Исорг-20001057-931-21/20001057), вынесенного ведущим специалистом – экспертом отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятии в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории от 16.08.2021 года, должностное лицо инженер (эколог) войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,0 рублей.

В жалобе, поданной в Усольский городской суд Иркутской области ФИО1 не соглашаясь с постановлением должностного лица, просила признать его незаконным и отмене, в обоснование указав, что считает привлечение ее к административной ответственности незаконным по следующим основаниям. Основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности выразилось в том, что отходы нефтепродуктов не учтены в журнале в области обращения с отходами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.10.1999 № 1165 «О реализации высвобождаемого военного имущества», Приказа Министра обороны РФ от 15.04.2013 № 300 дсп «Об утверждении Руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в Вооруженных Силах Российской Федерации» отработанные масла нефтепродуктов, образующиеся в войсковой части 35020 являются категорированными материальными ценностями и подлежат передаче в довольствующий орган, соответственно не могут быть отнесены к отходам производства и потребления и не подлежат внесению в журнал в области обращения с отходами. Кроме того, инженер (эколог) войсковой части 35020 Министерства обороны Российской Федерации, не является должностным лицом, на которую может быть наложен административный штраф, так как должность ФИО1 не предусматривает организационно-распределительных, а также административно-хозяйственных функций.

Просили постановление признать незаконным и отменить.

При рассмотрении жалобы заявитель ФИО1, защитник Сычева А.А. доводы жалобы поддержали в полном объеме.

Государственный инспектор ведущий специалист –эксперт отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Иркутской области и Байкальской природной территории ФИО2 на рассмотрение жалобы не явился, учитывая, что он был извещен о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, судья считает возможным рассмотреть жалобу без его участия, поскольку его явка обязательной судьей не признана.

Исследовав с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, обозрев оригиналы материалов по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Порядок учета в области обращения с отходами утвержден приказом Минприроды России от 01.09.2012 года № 721.

При рассмотрении жалобы установлено, что в период с 01.06.2021 по 18.06.2021 военной прокуратурой Иркутского гарнизона по результатам проверки исполнения войсковой части 35020 (Иркутская область, п.Средний, в/ч35020) законодательства в области охраны окружающей среды.

В ходе проведенной проверки установлены нарушения природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно: в ходе визуального осмотра территории войсковой части 35020 установлено, что в результате хозяйственной деятельности, а именно работы и обслуживания автотранспорта, образуются отходы нефтепродуктов, которые накапливаются на специально оборудованных пунктах сбора отработанных масел территории войсковой части 35020. Отходы нефтепродуктов не учтены в журнале в области обращения с отходами. Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии в действиях (бездействиях) инженера (эколога) войсковой части 35020 ФИО1 признаков административного правонарушения, предусмотренного 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившиеся в неисполнении обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении №АТ-566/3 (Исорг-20001057-931-21/20001057) от 16.08.2021 года следует, что в период с 01.06.2021 по 18.06.2021 специалистом Управления на основании требования временно исполняющего обязанности военного прокурора Иркутского гарнизона, майора юстиции ФИО3, приказа Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории от 31.05.2021 № 556-од, принято участие в проверке Войсковой части 35020 по адресу осуществления деятельности: Иркутская область, Усольский район, п.Средний, войсковая часть 35020. По результатам участия специалиста Управления в проверке были выявлены нарушения требований законодательства в области окружающей среды, а именно: войсковой частью 35020 нарушен порядок ведения учета в области обращения с отходами – не учтены отходы нефтепродуктов в журнале в области обращения с отходами.

Ответственным лицом за исполнение обязанности требований природоохранного законодательства в войсковой части 35020 является должностное лицо –инженер (эколог) войсковой части 35020 ФИО1 Полномочия ФИО1 подтверждается выпиской о назначении на должность инженера (эколога) от 01.12.2015 № 1, должностной инструкцией в которой указано, что инженер (эколог) войсковой части 35020 обязан в том числе разрабатывать и вести документацию по обеспечению экологической безопасности воинской части.

По постановлению установлена вина должностного лица ФИО1 нарушены требования п.1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления».

Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятии в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории № АТ-566/3 (Исорг-20001057-931-21/20001057) к административной ответственности была привлечена инженер (эколог) ФИО1.

Временем совершения правонарушения установлено 01.06.2021 года.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Как следует из оспариваемого постановления, должностным лицом вменяется в вину у войсковой части 35020, а именно ФИО1 нарушения порядка ведения учета в области обращения с отходами- не учтены отходы нефтепродуктов в журнале в области обращения отходами.

При этом при вынесении в качестве доказательства учтен акт № 1045 у которого отсутствует дата утверждения. Справка от 29.06.2021 № 7-4-26/192 указывает на то, что на бухгалтерском учете числятся материальные ценности, а не отходы, должностным лицом административного органа не установлено, совпадает ли количество с количеством отходов, поскольку визуальный осмотр указанный в заключении не может подтвердить данные об нахождении отходов у войсковой части.

Так же суду не представлены сведения о том, какие отходы находятся в войсковой части.

В ходе проверки пробы не брались, их лабораторное исследование не проводилось. Доказательств того, что эти отходы должны быть учтены административный орган не представил.

Вывод должностного лица о том, что войсковой частью не учтены отходы нефтепродуктов в журнале в области обращения отходами, сделан без проведения специальных лабораторных исследований, без доказательств их эксплуатации, использования.

Так же должностным лицом административного органа не учтен приказ министра обороны РФ № 300 ДСП от 15.04.2013, приказ заместителя министра обороны РФ № 939 от 28.08.2020.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что постановление вынесено без установления всех обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, в связи с чем, является незаконным и необоснованным, подлежит отмене.

С учетом изложенного следует признать, что меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела не приняты. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста не вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы, и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное, обеспечив соблюдение процессуальных прав всех участников производства по настоящему делу, надлежаще проверив с учетом положений действующего законодательства обстоятельства.

Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление от 16.08.2021 о назначении административного наказания № АТ-566/3 (Исорг-20001057-931-21/20001057) вынесенного ФИО2, ведущим специалистом – экспертом отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятии в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории, предусмотренного ч. 10 статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица ФИО1 – отменить, дело направить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения в Иркутский областной суд.

Судья О.В. Янова