№ 12-272/2022
66RS0001-01-2022-001709-58
РЕШЕНИЕ
08 апреля 2022 года город Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Гейгер Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 декабря 2021 года начальнику Управления технологического присоединения акционерного общества «Екатеринбургская электросетевая компания» ФИО1 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. за нарушение срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям.
В жалобе ФИО1 просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие в своих действиях вины в совершении административного правонарушения. Указывает, что технологическое присоединение осуществлено 01 сентября 2021 года. Также просит применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности, поскольку правонарушение не создало угрозу общественным отношениям или государственным интересам.
В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1, доводы жалобы поддержал, просил отменить постановление, представил решение Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2021 года, которым снижен назначенный юридическому лицу административный штраф.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав ФИО1, оснований для отмены постановления не нахожу.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в частности к газораспределительным сетям.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определены Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила № 861).
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6 Правил № 861).
В пункте 7 Правил № 861 прямо предусмотрено, что заключение договора является одним из этапов процедуры технологического присоединения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Правил № 861 договор об осуществлении технологического присоединения должен содержать, в том числе, следующее существенное условие: срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, не может превышать 1 год.
Согласно пункту 18 Правил № 861 мероприятия по технологическому присоединению включают в себя, в том числе, выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) (подпункт «г»).
Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился в АО «ЕЭСК» с заявкой на технологическое присоединение № от 08 июля 2020 года в связи с изменением схемы внешнего электроснабжения (объект: жилой дом по адресу: <адрес>, кадастровый номер земельного участка №, мощность 15 кВт, категория надежности III).
<ФИО>3 относится к категории заявителей, предусмотренных пунктом 14 Правил.
Одним из существенных условий договора, в соответствии с пунктом 16 Правил № 861, который исчисляется со дня заключения договора и для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 данных правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, не может превышать 6 месяцев (абзац восьмой подпункта «б»).
АО «ЕЭСК» в адрес <ФИО>3 направлен счет на оплату № от 31 июля 2020 года. Выданы технические условия присоединения к сетям №. Оплата счета <ФИО>3 произведена 11 августа 2020 года на основании платежного поручения № от 11 августа 2020 года.
Таким образом, с даты оплаты счета № от 31 июля 2020 года заключен договор на технологическое присоединение между АО «ЕЭСК» и <ФИО>3, то есть с 11 августа 2020 года. Следовательно, последний день срока для выполнения мероприятий по технологическому присоединению по договору является 11 февраля 2021 года.
Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано обязательными для сторон правилами, установленными законом или иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, ничтожны (пункт 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, АО «ЕЭСК» не соблюден срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный пунктом 16 Правил № 861 и публичным договором, поскольку акт об осуществлении технологического присоединения, который подтверждает технологическое присоединение устройств заявителя в установленном порядке, между АО «ЕЭСК» и <ФИО>3 составлен только 21 мая 2021 года, то есть за пределами установленного договором срока осуществления мероприятий (11 февраля 20212 года)
На основании вышеизложенного, с учетом требований статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ФИО1, как начальник Управления технологического присоединения АО «Екатеринбургская электросетевая компания», ответственный за своевременное и качественное выполнение договоров о подключении (технологическом присоединении), имея возможность организовать своевременное технологическое присоединение к сетям энергоснабжения, не принял к этому исчерпывающих мер.
По факту выявленного нарушения должностным лицом УФАС по Свердловской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующий требованиям статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела, в том числе: постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 23 сентября 2021 года, о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; сведениями личного кабинета <ФИО>3, из которых следует, что АО «ЕЭСК» 30 марта 2021 года направило уведомление о планируемом 06 апреля 2021 года выезде на объекта заявителя с целью проверки выполнения им технических условий; жалобой <ФИО>3 в УФАС России по Свердловской области; счетом на оплату № от 31 июля 2020, платежным поручением № от 11 августа 2020 года от об оплате <ФИО>3 счета на оплату № от 31 июля 2020; актом об осуществлении технологического присоединения № от 21 мая 2021 года; решением Арбитражного суда Свердловской области от 10 декабря 2021 года по делу №
Оценив добытые доказательства, в совокупности с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно квалифицировав его действия.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено ФИО1 в минимальном размере санкции нормы частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное, не имеется.
Наказание ФИО1 назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанного закона. Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств дела прихожу к выводу об изменении постановления должностного лица в части размера назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 указанного кодекса).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, а именно степень вины ФИО1, то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела технологическое подключение было осуществлено, прихожу к выводу, что назначенное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. является чрезмерно суровым, поэтому полагаю, возможным назначение административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи, в размере 20 000 руб.
Существенного нарушения процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 22 декабря 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника Управления технологического присоединения акционерного общества «Екатеринбургская электросетевая компания» ФИО1 изменить, снизить размер административного штрафа до 20 000 руб., в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области.
Судья Е.Ф. Гейгер