ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-272/2022 от 15.07.2022 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

15 июля 2022 года

Судья Тосненского городского суда ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «ЭВРИКАл» на постановление мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекращено на основании статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения, ФИО1 объявлено устное замечание.

Из постановления мирового судьи следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минуту по адресу: , ФИО1, являясь заместителем главы администрации МО Тельмановское сельское поселение , нарушил установленный ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 30-дневный срок рассмотрения обращения представителя ООО «ЭВРИКАл» ФИО3, ответ на которое подлежал направлению заявителю не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а направлен почтой 19.02.2022г., при этом в нарушение п.3 ст.5 Закона №-59-ФЗ письменный ответ не содержал информацию по существу поставленных в обращении вопросов и в нарушение п.3 ст.8 Закона № 59-ФЗ в течение семи дней со дня регистрации не направлен в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу.

В жалобе генерального директора ООО «ЭВРИКАл» ФИО2 содержится просьба об отмене данного постановления, возвращении дела на новое рассмотрения. Заявитель указывает, что мировым судьей производство по делу необоснованно прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ, поскольку совершенное ФИО1 административное правонарушение признаков малозначительности не имеет.

Дело рассмотрено в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ в отсутствие ФИО1, генерального директора ООО «ЭВРИКАл» ФИО2, Тосненского городского прокурора, поскольку при наличии сведений об их надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела.

В судебном заседании представитель ООО «ЭВРИКАл» ФИО3 жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Судья, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителя ООО «ЭВРИКАл» ФИО3, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 30.6 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

Рассматривая дело, мировой судья признал доказанным наличие в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.59 КоАП РФ, однако, сославшись на то, что срок направления ответа на обращение руководителя ООО «ЭВРИКАл» нарушен на один день, и такие действия не содержат угрозы личности, обществу либо государству, пришел к выводу о возможности прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Вместе с тем, состоявшееся по делу постановление мирового судьи законным признать нельзя.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе место, время совершения и событие административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 28.4 КоАП РФ о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 настоящего Кодекса. Указанное постановление выносится в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.

В соответствии со статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 названного кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам этих органов, а также порядок рассмотрения таких обращений урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 2 данного Закона граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В силу пункта 3 статьи 5 Закона N 59-ФЗ гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 названного Закона.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона N 59-ФЗ).

Частью 1 статьи 10 данного Закона установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение (пункт 1); запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт 2); принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина (пункт 3); дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Закона (пункт 4); уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (пункт 5).

Согласно частям 3, 4 указанной статьи ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом и направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Частью 1 статьи 12 Закона N 59-ФЗ предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

Из материалов дела следует, что в администрацию МО Тельмановское сельское поселение поступило обращение от 10.01.2021г. представителя ООО «ЭВРИКАл» ФИО3 с требованием о направлении в адрес ООО «ЭВРИКАл» копий протоколов раскопа и эксгумации останков человека, оставленных в результате проведения в мае-октябре 2021 года поисковых работ на Тельмановском рубеже; документов, послуживших основанием для изготовления 18.06.2021г. паспорта -То воинского захоронения; документов, подтверждающих передачу поднятых останков бойцов на хранение в администрацию Тельмановского сельского поселения (л.д. 15-16).

Указанное обращение в администрации МО Тельмановское сельское поселение зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-18).

ДД.ММ.ГГГГ за за подписью заместителя главы администрации МО Тельмановское сельское поселение ФИО1 на обращение представителя ООО «ЭВРИКАл» подготовлен ответ, в котором сообщено, что поскольку поисковые работы проводились в рамках расследования уголовного дела, стороной которого администрация не является, протоколы раскопа и эксгумации человеческих останков в мае-сентябре 2021г. в адрес администрации не поступали; основанием для изготовления паспорта воинского захоронения является информация, полученная от общественной межрегиональной историко-патриотической поисковой организации «Доблесть»; документы, подтверждающие передачу поднятых останков бойцов Красной Армии на хранение в администрацию, в распоряжении администрации, отсутствуют (л.д. 21).

Указанный ответ ДД.ММ.ГГГГ направлен в адрес ООО «ЭВРИКАл» почтовым отправлением (почтовый идентификатор 18703250245519) (л.д. 25).

ДД.ММ.ГГГГ в Тосненскую городскую прокуратуру поступило заявление генерального директора ООО «ЭВРИКал» ФИО2 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении должностных лиц администрации МО Тельмановское сельское поселение , в котором заявитель указывает, что ответ по существу вопросов, изложенных в обращении от 10.01.2021г., в адрес общества администрацией не направлен, истребованные документы не предоставлены (л.д. 12-14).

ДД.ММ.ГГГГ Тосненским городским прокурором ФИО4 составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ, в отношении ФИО1, из которого следует, что заместитель главы администрации МО Тельмановское сельское поселение ФИО1, являясь должностным лицом администрации, уполномоченным на подготовку ответа заявителю, не позднее 24 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и до наступления ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: , не обеспечил своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение обращения представителя ООО «ЭВРИКАл» ФИО3 с предоставлением информации по существу поставленных в нем вопросов: ответ на обращение по почте направил лишь ДД.ММ.ГГГГ, при этом ответ не содержал информации по существу поставленных в нем вопросов, без указания сведений о причинах невозможности предоставления запрашиваемых документов, без разъяснения, куда следует обратиться заявителю для получения указанных документов, тем самым нарушил требования п.3 ст.5, п.1 ч.1 ст.10, ч.1 ст.12 Закона № 59-ФЗ.

Время совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении указано как «не позднее 24 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и до наступления ДД.ММ.ГГГГ».

Между тем, при указании времени совершения правонарушения прокурором не было учтено следующее.

В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Таким образом, поскольку Законом № 59-ФЗ предусмотрен срок, в течение которого администрация МО Тельмановское сельское поселение была обязана рассмотреть письменное обращение представителя ООО «ЭВРИКАл», то событие, квалифицированное прокурором как административное правонарушение, предусмотренное ст. 5.59 КоАП РФ, не является длящимся, и моментом его совершения следует считать день, следующий за последним днем срока исполнения указанной обязанности.

Учитывая, что письменное обращение представителя ООО «ЭВРИКАл» зарегистрировано в администрации МО Тельмановское сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ, а в силу ч.1 ст.12 Закона № 59-ФЗ ответ на обращение должен быть направлен заявителю не позднее 30 дней со дня его регистрации, то срок его рассмотрения начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ, и последним днем срока, установленного для его рассмотрения, являлось ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, административная ответственность за нарушение требований Закона № 59-ФЗ о сроках рассмотрения письменного обращения, начинает течь с 31-го дня со дня регистрации обращения, то есть, в рассматриваемом случае, с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении временем совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.5.59 КоАП РФ, указано время «до наступления ДД.ММ.ГГГГ», когда событие административного правонарушения еще не наступило.

Кроме того, в постановлении прокурора не указано, какая конкретно информация по существу поставленных вопросов не содержится в ответе на обращение. Таким образом, событие административного правонарушения должным образом не описано и не раскрыто. Вместе с тем, такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.

Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами Особенной части КоАП РФ, которым предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.

Пунктом 3 статьи 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.

Существенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении является основанием для возвращения постановления вынесшему его прокурору.

Такая возможность в настоящее время утрачена, возвращение постановления для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы невозможно.

Несоблюдение требований названного Кодекса при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении повлекло нарушение права на защиту лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого судебного постановления.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ, не может быть признано законным и обоснованным, а поэтому подлежит отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основанию пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, в связи с малозначительностью, отменить.

Производство по настоящему делу прекратить по основанию пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ – в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано в порядке надзора в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья ФИО5