ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-272/2022 от 25.08.2022 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

25 августа 2022 года г. Улан-Удэ

Советский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Норбоевой Б.Ж., при секретаре судебного заседания Убашеевой Э.С., рассмотрев жалобу начальника отдела управления федеральным имуществом и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия ФИО1 на постановление Административной комиссии Советского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ. №... о привлечении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия к административной ответственности, предусмотренной ст. 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от 05.05.2011 года

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Административной комиссии Советского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от ДД.ММ.ГГГГ и назначено наказание в виде ...

Не согласившись с указанным постановлением, начальник отдела управления федеральным имуществом и взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления в Республике Бурятия Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ отменить и прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения в связи с нарушением процессуальных норм.

В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Управление административного контроля входит в структуру Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ. Оспариваемое постановление вынесено на основании Протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ... за нарушение ст. 21 Закона Республики Бурятия от 05.05.2011 №2003-IV «Об административных правонарушениях». При составлении протокола имеются существенные недостатки, влекущие нарушение процессуальных норм и незаконность вынесенного решения: в событии правонарушения указано, что при осмотре территории, прилегающей к административному зданию памятника архитектуры ..., а также фасада этого здания, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер земельного участка ... выявлены отслоения отделочного покрытия. По данному адресу находится иное нежилое административное здание, не являющееся памятником архитектуры и истории ..., т.е. объектом нарушения. Не указан кадастровый номер объекта недвижимого имущества, на каком праве и за кем закреплен, какое отношение имеет здание, расположенное по адресу: ..., к привлекаемому к ответственности органу, следовательно, не доказано основание привлечения и причастность МТУ Росимущества к нарушению. МТУ Росимущества вменяется нарушение п. 5.2.3 Правил благоустройства территории городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденных решением Улан-Удэнского городского совета депутатов от 30.08.2018 №447-42 и п.п. 6.1 Перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения. Согласно п. 5.2.3 Правил ответственные лица за благоустройство, обязаны при содержании зданий, строений, сооружений обеспечить: содержать здания, строения, сооружения в исправном состоянии. В соответствии с пп. 6.1 Перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения, ремонт и окраска фасадов зданий и сооружений, за исключением фасадов многоквартирных жилых домов, осуществляется по мере необходимости, не реже 1 раза в десять лет или не позднее 2 месяцев с момента обнаружения повреждения отделки. На объекты культурного наследия утверждаются охранные обязательства с указанием сроков выполнения работ по их сохранению, отличных от п.п. 6.1 Перечня работ по благоустройству и периодичности их выполнения. Вышеуказанные нарушения влекут недействительность вынесенного постановления, т.к. имеются существенные нарушения процессуальных норм. Объект недвижимого имущества ...», расположенный по адресу: ... является объектом культурного наследия федерального значения, а также ввиду его историко-культурной ценности, требования к содержанию такого объекта имеют иные правила. Регулирование данных отношений должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» и иными федеральными законами и нормативными актами. Существенные нарушения процессуальных норм, противоречия в указании события административного правонарушения, недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление, отсутствие полномочий у комиссии, влекут его отмену. Комиссия при вынесении постановления сделала вывод о том, что бездействие МТУ Росимущества относится к субъективной стороне административного правонарушения, при этом не учла тот факт, что предприняты все необходимые меры, однако выделение финансирования из федерального бюджета находится вне компетенции МТУ Росимущества. Состав административного правонарушения комиссией не доказан.

В судебном заседании представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержала, суду пояснила, что в отношении объектов культурного наследия установлен специальный правовой режим охраны, содержание которого определятся не муниципальными правовыми актами, а положениями федерального законодательства. Понятие «благоустройство территории» по своей юридической природе не тождественно понятию «ремонтно-восстановительные работы объекта культурного наследия. Согласно пункту 9 ст. 55.25 ГрК РФ правилами благоустройства территории муниципального образования должно осуществляться регулирование форм и порядка участия лиц, ответственных за эксплуатацию здания, строения, сооружения, в именно в содержании прилегающих территорий. Согласно действующему законодательству введен особый режим охраны и использования объекты культурного наследия, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые не совместимы с требованиями федерального закона №73-ФЗ. Наличие статуса объекта культурного наследия автоматически не распространяет требования Правил благоустройства по содержанию объекта. Случаи возложения бремени содержания спорного имущества, могут быть установлены лишь федеральными законами, к которым Правила благоустройства не относятся. Административная комиссия при рассмотрении административного дела превысила свои полномочия, не проанализировала, соответствуют ли Правила благоустройства федеральному законодательству и могут ли они применяться в данной ситуации. МТУ Росимущества не может быть признан субъектом административного правонарушения и не может быть привлечен к административной ответственности, постановление Административной комиссии Советского района г. Улан-Удэ является незаконным.

Представители Административной комиссии Советского района г. Улан-Удэ в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Представитель МУ «Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ» по доверенности ФИО3 возражала против доводов жалобы МТУ Росимущества, полагая, вынесенное Административной комиссией Советского района г. Улан-Удэ постановление о привлечении МТУ Росимущества к административной ответственности за несоблюдение положений Правил благоустройства, законным и обоснованным. Суду пояснила, что в силу п. 1.3 Правил благоустройства Правила действуют на всей территории города Улан-Удэ и обязательны для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Несмотря на то, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении неверно указан адрес, объект административного здания памятника архитектуры установлен верно, подтвержден фототаблицей, указан кадастровый номер земельного участка, на котором располагается само здание. Решение суда о приведении в соответствие памятника архитектуры в настоящее время не исполнено, сроки охранных обязательств истекли.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО4 в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. Ранее в судебном заседании пояснил, что адрес объекта памятника архитектуры был установлен на основании сведений ЕГРН, он ошибочно указал адрес не в полном объеме.

Изучив материалы дела, выслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.

Статья 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от 05.05.2011 года предусматривает административную ответственность за невыполнение или выполнение с нарушением сроков проведения работ по содержанию фасада здания, строения, сооружения, установленных правилами благоустройства, утвержденными муниципальными правовыми актами, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что МТУ Росимущество допустило нарушение п. 5.2.3 Правил благоустройства территории городского округа «город Улан-Удэ», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 г. №447-42, п.п. 6.1 Приложения к ним, а именно, ДД.ММ.ГГГГ в ... часов ... минуты в ходе объезда улиц ... специалистами Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ было выявлено: при осмотре территории, прилегающей к административному зданию памятника архитектуры ..., а также фасада этого здания, расположенного по адресу: ..., согласно Выписки из Федеральной кадастровой палаты Росреестра по РБ ... от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый номер земельного участка ... выявлены отслоения отделочного покрытия. Наибольшая концентрация дефектов отделочного покрытия были отмечены в районе оконных проемов, и в местах расположения колонных аркад. Правообладателем земельного участка является ..., а здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером ..., является объектом культурного наследия федерального значения.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом Управления административного контроля Комитета городского хозяйства ФИО4 в отношении МТУ Росимущество, ОГРН ... протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от 05.05.2011 года.

Протоколом об административном правонарушении №... от ДД.ММ.ГГГГ вменяется нарушение п. 5.2.3 Правил благоустройства территории городского округа «Город Улан-Удэ», утвержденных Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.08.2018 г. №447-42 (далее Правила).

Так, в пункте 1.3. Правил закреплено, что Правила действуют на всей территории ... и обязательны для исполнения всеми юридическими, физическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Раздел 5 Правил посвящен содержанию зданий и сооружений.

В силу п. 5.2.1 Правил требования настоящего раздела распространяются на все здания, строения, сооружения, расположенные в границах ..., независимо от назначения и вида собственности и выполняются лицами, которым здания, сооружения принадлежат на праве собственности или ином законном основании.

Пункт 5.2.2 предусматривает, что ответственные лица за благоустройство в порядке, установленном действующим законодательством и настоящими Правилами, обеспечивают за счет собственных средств содержание зданий и их конструктивных элементов, своевременный ремонт и окраску фасадов зданий, строений, сооружений, заборов, ворот, объектов наружного освещения, а также иных элементов благоустройства, обеспечивают надлежащую эксплуатацию зданий и сооружений, проведение текущих и капитальных ремонтов.

Пунктом 5.2.3 Правил предусмотрено, что ответственные лица за благоустройство обязаны при содержании зданий, строений, сооружений обеспечить, в том числе содержание здания, строения, сооружения в исправном состоянии.

Приложением к Правилам благоустройства территории городского округа "Город Улан-Удэ" предусмотрен Перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Так, в п. 6.1 указано, что ремонт и окраска фасадов зданий и сооружений, за исключением фасадов многоквартирных жилых домов - по мере необходимости, не реже 1 раза в десять лет или не позднее 2 месяцев с момента обнаружения повреждения отделки.

Решением ... районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ иск Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия удовлетворен, на Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия возложена обязанность в течение ... с момента вступления настоящего решения суда в законную силу выполнить ремонтно-реставрационные работы по ремонту фасадов здания, включая колонны аркады (ремонт штукатурного слоя с последующей окраской) и кровельного покрытия в соответствии с ранее согласованным проектным решением на объекте культурного наследия федерального значения ..., расположенного по адресу ...

Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ решение ... районного суда ... от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.

Из пояснений представителя МТУ по доверенности ФИО2 следует, что решение суда от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время находится на исполнении, сроки для добровольного исполнения истекли, отсрочки по исполнению решения суда не предоставлялись.

По мнению суда, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от 05.05.2011 года.

Неверное указание в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении о том, что памятник архитектуры и истории ... не находится по адресу: ..., не могут повлечь отмену оспариваемого постановления, поскольку ошибочное указание адреса объекта недвижимости не свидетельствует о невозможности идентифицировать объект недвижимости, в протоколе об административном правонарушении имеется указание на кадастровый номер земельного участка ..., согласно Выписке из ЕГРН местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир административное здание. Почтовый адрес ориентира: ...

В судебном заседании бесспорно установлено, что специалистами Управления административного контроля Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ было выявлено отслоение отделочного покрытия фасада здания памятника архитектуры и истории ..., что также следует из представленной в материалы дела фототаблицы.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы жалобы о том, что объект недвижимого имущества ..., расположенный по адресу: ... является объектом культурного наследия федерального значения, ввиду его историко-культурной ценности, требования к содержанию такого объекта имеют иные правила, соответственно регулирование данных отношений должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и иными федеральным законами и нормативными актами, подлежат отклонению.

Правила благоустройства территории городского округа "Город Улан-Удэ разработаны в целях обеспечения безопасности и повышения комфортности условий проживания граждан, поддержания и улучшения санитарного и эстетического состояния территории города Улан-Удэ.

Согласно статье 6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Правовое регулирование, осуществляемое вышеуказанными правовыми актами, имеет различные цели и задачи.

В силу п. 1.2 Правил, Правила устанавливают комплекс мероприятий по содержанию территории города Улан-Удэ, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий (помещений в них), строений и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, осуществления контроля за соблюдением настоящих Правил.

Мероприятия по содержанию территории города Улан-Удэ включают выполнение требований по содержанию зданий (включая жилые дома), строений, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий, строений и сооружений, в том числе по уборке городских территорий; содержанию территорий жилой, смешанной и промышленной застройки; содержанию мест массового посещения; содержанию объектов транспортной инфраструктуры; содержанию строительных площадок и прилегающих к ним территорий; содержанию подземных инженерных коммуникаций и их конструктивных элементов; содержанию территорий при проведении работ, связанных с земляными работами.

Абзацем 3 пунктом 5.2.5 Правил предусмотрено, что устройство и изменение элементов фасада зданий и сооружений, являющихся объектами культурного наследия, а также зданий и сооружений, находящихся в зонах охраны памятников истории и культуры города Улан-Удэ, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и приказом Республиканской службы госохраны объектов культурного наследия Республики Бурятия от 07.05.2009 N 24 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения города Улан-Удэ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон".

Таким образом, положения Федерального закона N 73-ФЗ сами по себе не исключают необходимость соблюдения требований региональных правил в сфере благоустройства.

Санкция статьи 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от 05.05.2011 года влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до ста десяти тысяч рублей.

Частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ определено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Административная комиссия Советского района г. Улан-Удэ, привлекая Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия к административной ответственности, применила меру наказания в виде ....

Вместе с тем, назначенный размер административного наказания в виде ... не соответствует целям административной ответственности и подлежит снижению до ..., т.е. до минимального размера, предусмотренного ст. 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от 05.05.2011 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, 30.8 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья

РЕШИЛ:

Постановление Административной комиссии Советского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ... о привлечении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия к административной ответственности, предусмотренной ст. 21 Закона Республики Бурятия «Об административных правонарушениях» №2003-IV от 05.05.2011 года изменить в части назначенного наказания, снизив размер административного наказания до ....

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в 10-дневный срок.

Судья Б.Ж. Норбоева