№...
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Межгорье, РБ 12 октября 2018 г.
Судья Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан Нагимова К.П.,
при секретаре Ишимовой Л.Г.,
с участием защитника юридического лица: Администрации городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан – ФИО1, по доверенности от ...,
представителей Главного управления МЧС России по ...: ФИО2, ФИО3, по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица: главы Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка по г.Межгорью Республики Башкортостан от ..., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица: Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка по г. Межгорью Республики Башкортостан от ... юридическое лицо: Администрация городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законным представителем юридического лица: главой Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан ФИО4 на постановление мирового судьи судебного участка по г.Межгорью Республики Башкортостан от ... подана жалоба, в которой он просит отменить указанное постановление, как незаконное и необоснованное, указывая на несогласие с нарушениями по протоколу №... пунктов №...; №...; №.... Считает, что на основании Положения об организации в ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ...№... полномочия по созданию на территории ЗАТО Межгорье Республики новых объектов гражданской обороны (убежища, укрытия) возложены не только на - Администрацию, но и на органы федеральной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта - Республики Башкортостан, а также на организации. В силу п.7 Порядка №... план о создании объектов гражданской обороны в мирное время, до Администрации, не доведен. То есть, приступить к созданию в мирное время объектов гражданской обороны на территории ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан при отсутствии разработанного и согласованного в установленном порядке Плана, у Администрации нет правовых оснований. Нарушение в пункте №... протокола №... указано некорректно. Пункт ... не предусматривает создание «укрытия» для работников наибольшей работающей смены организаций, а предусматривает создание «убежищ». Должностное лицо, составившее протокол в нарушении положений Порядка №... неверно указал понятия, что является основанием для исключения пункта №... Протокола №.... Более того, в силу п. 16 пп. 16.4 Положения №... организация в целях решения задач гражданской обороны осуществляет строительство защитных сооружений гражданской обороны для работников организаций в соответствии с Порядком №.... В силу п. 10 Порядка №... организации создают, обеспечивают сохранность существующих объектов гражданской обороны. То есть, обязанность по созданию «убежища» наибольшей рабочей смены возложена на МУП ЖКХ г. Межгорье. Нарушение в пункте №... протокола №... необоснованное. Создание укрытия для населения, проживающего на территориях отнесенных к группам по гражданской обороне в силу п. 7 Порядка №... возможно только на основании разработанного федеральным органом исполнительное власти и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и согласованного с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Плана. На основании п. 8 Порядка №... федеральные органы исполнительной власти организуют создание объектов гражданской обороны; органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют общую потребность, и создают объекты гражданской обороны (п. 9 Порядка №...). То есть, создание укрытия для населения как объекта гражданской обороны на территории ЗАТО Межгорье осуществляется только на основании распоряжения органов как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта, при ‘этом по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Более того, до настоящего времени не определен технический регламент создания объектов гражданской обороны. Нарушение в пункте №... протокола №... необоснованное. В силу ст. 1 Закона №... нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне - формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. Приказом МЧС России от ...№... утвержден типовой порядок создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (далее - НФГО), которым определено, что органы местного самоуправления могут создавать содержать и организовывать деятельность НФГО на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения. План гражданской обороны и защиты населения ЗАТО Межгорье, согласованный в 2018 году Главным управлением МЧС России по ... (далее - План на 2018г.) не предусматривает создание на территории города НФГО. «Быстровозводимые убежища» как понятие в действующем законодательстве не регламентировано, в силу п. 1 убежище - защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых в течение нормативного времени от расчетного воздействия поражающих факторов ядерного и химического оружия и обычных средств поражения, бактериальных (биологических) средств и поражающих концентраций аварийно химически опасных веществ, возникающих при аварии на потенциально опасных объектах, а также от высоких температур и продуктов горения при пожарах. Обеспечение сил и средств для строительства убежища для работников наибольшей рабочей смены, не полномочия Администрации, а обязанность организации, отнесенной к категории гражданской обороны. Вмененное нарушение в пункте №... протокола №... об отсутствии сил и средств для возведения 23 «быстровозводимых убежищ», несостоятельно, так как План 2018 г. указано: «Инженерное обеспечение населения города осуществляется силами и средствами УС-30 и МУП ЖКХ г. Межгорье и предусматривается строительство 23 быстровозводимых убежищ для наибольшей работающей смены организации», то есть это обязанность организации в силу положений указанного Порядка №.... При рассмотрении нарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ необходимо было применять положения ст. 4.4 КоАП РФ. Рассмотрение дел в отношении Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан подведомственно одному мировому судье. При вынесении постановлений от 11.07.2018г. о привлечении к административной ответственности по ч. 1 и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ судья не принял во внимание, что нарушение требований нормативных правовых актов по вопросам невыполнения требований и мероприятий в области гражданской обороны были вменены Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан за совершение одного действия (бездействия), содержащие составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя частями одной статьи, подведомственны одному судье, и незаконно не применил положения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ. При вынесении постановления от ... допущены существенные нарушения материального и процессуального права.
В судебном заседании защитник юридического лица: Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан – ФИО1, жалобу поддержала и пояснила аналогично вышеизложенному в жалобе. Просит оспариваемое постановление отменить по доводам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители Главного управления МЧС России по ...: ФИО2 и ФИО3, действующие по доверенностям просили оставить постановление мирового судьи без изменения, а в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 Ко АП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Должностным лицом и судом установлено, что в ходе плановой выездной проверки в области гражданской обороны, проводимой на основании распоряжения №... от ... заместителя начальника Главного управления МСЧ России по ... - начальника управления надзорной деятельности и профилактики работы ... в 10:00 час. в деятельности Администрации городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан выявлены нарушения требований в области гражданской обороны, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а именно: отсутствуют установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей (п. 15.2 Приказа МЧС России от ...№... «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (п. 3 Порядка размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, утвержденный приказом МЧС России, МВД России, ФСБ России от ...№...); не обеспечено укрытие работников наибольшей работающей смены для Муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства г.Межгорье. (п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ...№..., п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ...№...); не обеспечено укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны проживающего на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, находящихся за пределами зон возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и возможных сильных разрушений (п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ...№...; п. 3 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ...№...); отсутствуют силы (нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне-далее НФГО) и средства (запасы ГО) на строительство недостающих защитных сооружений гражданской обороны в военное время предусмотренных Планом гражданской обороной и защиты населения ЗАТО Межгорье Республики (планируется строительство 23 быстровозводимого убежища), (п. 15.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом МЧС России от ...№....
Действия Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан мировым судьей квалифицированы по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу.
В соответствии со ст. 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Частью 1 ст. 29.7 КоАП РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении: проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя (п. 3). При рассмотрении дела об административном правонарушении судья в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ должен выяснить, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принять решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении как дела об административном правонарушении, так и жалобы на постановление на судебное разбирательство в суде второй инстанции.
Как усматривается из материалов дела, судебное извещение с информацией о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица: Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан, назначенном на ... на 15 часов 00 минут, было получено ФИО5 по телефонограмме (л.д. 32), при этом материалы дела не содержат данных о том, что о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении был извещен законный представитель Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан – глава Администрации ФИО4 (согласно сведений ЕГРЮЛ). Вместе с тем, анализируя полномочия ФИО5, указанные в доверенности от ..., глава Администрации ФИО4 не уполномочивает ФИО5 на участие в делах об административных правонарушениях, т.е. полномочия данного лица как защитника Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан материалами дела не подтверждены.
Сведений о том, что о месте и времени судебного заседания юридическое лицо извещалось каким-либо иным способом, в материалах дела также нет.
Таким образом, дело об административном правонарушении было рассмотрено мировым судьей без участия законного представителя или защитника юридического лица: Администрации городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан, при этом как указано в постановлении мирового судьи, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Администрации городского округа ЗАТО г.Межгорье Республики Башкортостан участвовала по доверенности ФИО5.
Таким образом, вынуждена констатировать, что дело рассмотрено мировым судьей с нарушением положений ст. ст. 25.4, 25.15 КоАП РФ, так как законный представитель о месте и времени рассмотрения дела не уведомлялся. При рассмотрении дела мировым судьей не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, что повлекло нарушение права Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан на судебную защиту.
При таких обстоятельствах, с законностью постановления мирового судьи согласиться не представляется возможным. Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу судебного постановления.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка по г. Межгорью Республики Башкортостан от ... вынесенное в отношении юридического лица: Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, подлежит отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в суде второй инстанции срок давности привлечения к административной ответственности Администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан, установленный ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, производство по настоящему делу в силу положений п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решила:
постановление мирового судьи судебного участка по г. Межгорью Республики Башкортостан от ..., которым юридическое лицо: Администрация городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей – отменить.
Производство по данному делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть пересмотрено в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья: К. П. Нагимова