ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-273/19 от 28.08.2019 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Мировой судья судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в городе Омске Захарова Н.Ю.

Дело № 12-273/2019

УИД 55MS0074-01-2019-003200-68

РЕШЕНИЕ

28 августа 2019 года город Омск

Судья Первомайского районного суда г. Омска Карев Е.П., при секретаре Оганян Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Центр реабилитации «Рассвет» на постановление мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в городе Омске от 26 июня 2019 года (резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2019 года) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка в Первомайском судебном районе в городе Омске от 26 июня 2019 года (резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2019 года) ООО «Центр реабилитации «Рассвет» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Защитник ООО «Центр реабилитации «Рассвет», не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в обоснование которой указал, что распоряжением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области от 12.03.2019 г. в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» был установлен срок проведения проверки с 28.03.2019 г. по 29.04.2019 г. (т.е. в течение более двадцати рабочих дней). На основании указанного незаконного распоряжения, должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Омской области, пыталось 03.04.2019 г. в 10-00 часов произвести проверку в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет», но на контрольно-пропускном пункте, принадлежащем ООО «», не было допущено в ООО «Центр реабилитации Рассвет». Санкциями ч. 1 ст. 19.4.1. КоАП РФ не предусмотрена ответственность за воспрепятствование незаконной деятельности должностных лиц. В связи с чем, воспрепятствование должностному лицу Управления Роспотребнадзора по Омской области, пытавшемуся произвести проверку в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» на основании Распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области от 12.03.2019 г. , которым в нарушение п. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ установлен срок проведения проверки в более двадцати рабочих дней (т.е. воспрепятствование должностному лицу осуществлявшему незаконную деятельность) не образует состава правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, поскольку данные административные санкции применяются только за воспрепятствование законной деятельности должностного лица. ООО «Центр реабилитации «Рассвет» 03.04.2019 г. не воспрепятствовало законной деятельности должностного лица Управления Роспотребнадзора по Омской области, поскольку законному представителю ООО «Центр реабилитации «Рассвет» не было предоставлено Распоряжения о проведении проверки в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» в котором срок проведения проверки соответствовал п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, т.е. не превышал 20 рабочих дней. На основании изложенного, в связи с не предоставлением законному представителю ООО «Центр реабилитации «Рассвет» распоряжения о проведении проверки в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» в котором срок проведения проверки соответствовал п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ, т.е. не превышал 20 рабочих дней, в действиях по не допуску 03.04.2019 г. должностного лица Управления Роспотребнадзора по Омской области для проведения проверки в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» с нарушением п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ отсутствует состав правонарушения предусмотренный ч. 1 ст. 19.4.1. КоАП РФ. На основании изложенного, просил отменить постановление мирового судьи, производство по делу прекратить.

В судебном заседании законный представитель ООО «Центр реабилитации «Рассвет» участия не принимал, юридическое лицо явку защитника не обеспечило, о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала постановление мирового судьи законным и обоснованным, доводы жалобы несостоятельными, поскольку при вынесении распоряжения о проведении проверки была допущена описка, которая устранена путем вынесения распоряжения руководителем контролирующего органа. Распоряжение Управления Роспотребнадзора по Омской области обжаловалось в Арбитражный суд Омской области, решением которого требования ООО «Центр реабилитации «Рассвет» о признании незаконным распоряжения оставлены без удовлетворения.

Выслушав представителя административного органа, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.

Судья, в соответствии со ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, в том числе законность и обоснованность привлечения лица к административной ответственности.

В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

В соответствии со ст. 11 Федерального Закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а так же постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии со ст. 50 указанного Федерального закона, должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством РФ беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий.

Согласно ч. 5 ст. 12 Федерального закона РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ наступает за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса,

Из материалов дела следует, что 03.04.2019 г. в 10-00 час. ООО «Центр реабилитации «Рассвет» не предоставило доступ на свою территорию должностным лицам Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области» осуществивших выход для проведения плановой выездной проверки ООО «Центр реабилитации «Рассвет» на основании распоряжения от 12.03.2019 г., срок проведения проверки с 28.03.2019г. по 24.04.2019г.

По данному факту 17 апреля 2019 года уполномоченное должностное лицо составило в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.4.1. КоАП РФ.

Оценивая имеющиеся в деле доказательства, во взаимосвязи с изложенными нормами права и пояснениями участников процесса, суд приходит к выводу, что действия ООО «Центр реабилитации «Рассвет» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела фактические обстоятельства правонарушения были установлены исходя из положений ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ.

Выводы о доказанности наличия в действиях ООО «Центр реабилитации «Рассвет» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, находят полное подтверждение совокупностью согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств: протоколом об административном правонарушении от 17.04.2019 г.; уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении; отчетами об отслеживании почтовых отправлений, списками почтовых отправлений; распоряжением от 12.03.2019 г. о проведении проверки; уведомлением-требованием от 01.04.2019 г.; решением от 01.04.2019 г.; сведениями сайта ООО «ЦР «Рассвет», видеозаписью, иными материалами.

Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих виновность юридического лица, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.

Таким образом, мировым судьей верно установлено наличие в действиях ООО «Центр реабилитации «Рассвет» состава административного правонарушения, в связи с чем юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса.

Оценивая доводы защитника юридического лица, суд исходит из следующего.

Так, податель жалобы указывает, что распоряжение от 12.03.2019 г. о проведении проверки является незаконным, поскольку срок проведения проверки установлен более 20 рабочих дней. В связи с чем, воспрепятствование должностному лицу, осуществлявшему незаконную деятельность не образует состава правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1. КоАП РФ, поскольку данные административные санкции применяются только за воспрепятствование законной деятельности должностного лица.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом (пункт 12 статьи 9).

Из материалов дела следует, что в соответствии с вышеуказанными нормами и согласно реестру плановых проверок Управления Роспотребнадзора по Омской области 2019 год, проведение плановой проверки в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» запланировано на март 2019 года, распоряжение (приказ), контролирующим органом вынесен 12.03.2019 г.

Согласно выкопировки с электронной почты распоряжение (приказ) от 12.03.2019 г. было направлено ООО «Центр реабилитации «Рассвет» 22.03.2019 г. на адрес электронной почты, указанный на официальном сайте юридического лица в сети интернет и зарегистрировано обществом 22.03.2019 г. вх. (л.д. 42).

Поскольку вышеуказанной нормой Федерального закона № 294-ФЗ предусмотрено право контролирующего органа на уведомление лица, в отношении которого вынесен соответствующий акт о проведении проверки, уведомить его об этом посредством, в том числе электронного документа, доводы заявителя о не предоставлении им распоряжения, являются не состоятельными.

Таким образом, ООО «Центр реабилитации «Рассвет» заблаговременно было извещено о предстоящей проверки.

Доводы жалобы относительно нарушений контролирующим органом Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при назначении проверки, в том числе в части срока ее проведения, доказательственного подтверждения в материалах дела не нашли.

Так, в соответствии со статьей 13 Федерального закона № 294-ФЗ, срок проведения в том числе плановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней.

Как следует из распоряжения (приказ) Управления Роспотребнадзора по Омской области от 12.03.2019 г. (пункт 8), срок проведения проверки предусмотрен не более 20 рабочих дней (начало 28.03.2019 г., окончание проверки 24.04.2019 г.).

При этом, в связи с допущенной технической ошибкой в сроках проведения мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки, указанных в пункте 11 (с 28.03.2019 г. по 29.04.2019 г.), руководителем Управления Роспотребнадзора по Омской области вынесено решение от 01.04.2019г. о внесении изменений в пункт 11 распоряжения (приказ) Управления Роспотребнадзора по Омской области о проведении проверки юридического лица.

Согласно данного акта, были уточнены сроки проведения мероприятий (с 28.03.2019 г. по 24.04.2019 г.).

Указанное решение Управления Роспотребнадзора по Омской области от 01.04.2019 г. о внесении изменений в пункт 11 распоряжения (приказ) Управления Роспотребнадзора по Омской области, было также направлено в адрес ООО «Центр реабилитации «Рассвет» на его адрес электронной почты 03.04.2019 г. и заказным письмом с уведомлением 05.04.2019 г., что подтверждается реестром внутренних почтовых отправлений).

Кроме того, ООО «Центр реабилитации «Рассвет» обращалось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Омской области о признании недействительным распоряжения (приказа) от 12.03.2019 г. . Решением Арбитражного суда Омской области от 06.06.2019 г. по делу № А46-5610/2019 (оставленным без изменения постановлением 8 Арбитражного апелляционного суда от 22.08.2019 г.), требования ООО «Центр реабилитации «Рассвет» к Управлению Роспотребнадзора по Омской области о признании распоряжения (приказа) от 12.03.2019 г. незаконным, оставлены без удовлетворения.

Обстоятельств, исключающих возможность привлечения ООО «Центр реабилитации «Рассвет» к административной ответственности не установлено.

Нарушений процессуальных норм КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении судом не усматривается.

Оснований для признания совершенного ООО «Центр реабилитации «Рассвет» правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ по делу не установлено.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.5, ст. 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ, для юридических лиц и является справедливым.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд не находит оснований для отмены постановления мирового судьи и удовлетворения жалобы.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 29.10, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 74 в Первомайском судебном районе в городе Омске от 26 июня 2019 года (резолютивная часть решения оглашена 24 июня 2019 года)) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ в отношении ООО «Центр реабилитации «Рассвет» оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Центр реабилитации «Рассвет» – без удовлетворения.

Судья Е.П. Карев