ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-273/20 от 31.08.2020 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

город Тверь 31 августа 2020 года

Судья Заволжского районного суда г. Твери Дёмина Н.В.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, его защитника адвоката Соколова О.Д.,

должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, составившего протокол об административном правонарушении заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2,

рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 №148 от 29.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО1,

у с т а н о в и л :

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 №148 от 29.05.2020 ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Как указано в постановлении и следует из материалов дела, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

29 марта 2020 года в 12 часов 33 минуты в ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на особо охраняемой природной территории регионального значения памятнике природы «Комсомольская роща» в г. Твери (далее – ООПТ «Комсомольская роща») (акт мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 29.03.2020). установлено, что на момент осмотра 29.03.2020 в 12 часов 33 минуты владельцем транспортного средства УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак , осуществлено использование механизированного транспорта вне дороги общего пользования (движение на указанном автомобиле с последующей стоянкой) в границах ООПТ «Комсомольская роща». Владельцем автомобиля УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак , является ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Постановлением Правительства Тверской области № 350-пп от 10.12.2018 «Об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Комсомольская роща» утвержден паспорт особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Комсомольская роща» (далее паспорт ООПТ).

В нарушение установленного п. 8 паспорта ООПТ запрета владельцем транспортного средства УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак ФИО1 осуществлено использование механизированного транспорта вне дороги общего пользования (движение с последующей стоянкой)

ФИО1 нарушил установленный режим на особо охраняемой природной территории, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.39 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просил отменить вышеуказанное постановление, отметив, что ему вменяется в вину то, что он 29 марта 2020 года в 12 часов 33 минуты использовал автомобиль вне дороги общего пользования (движение с последующей остановкой) в границах ООПТ «Комсомольская роща», тем самым нарушив границы и установленный запрет на использование особой охраняемой природной территории. Его действия причинили вредные последствия ООПТ «Комсомольская роща». Однако, территория ООПТ «Комсомольская роща» не огорожена, запреты на въезд не установлены. Кроме того, имеются указатели на прилегающей дороге общего пользования, знак 5.15.1 «Движение по полосам», в соответствии с которым разрешен поворот направо. Запретов на въезд на неогороженную территорию ООПТ «Комсомольская роща» не имеется, также не имеется и границ особой территории. Съезд на территорию ООПТ «Комсомольская роща» имеет асфальтированное покрытие и не отличается от дорог общего пользования, предназначенных для движения транспорта. Его автомобиль находился на дороге общего пользования, и не нарушил границу особо охраняемой природной территории, следовательно, он не мог причинить наступление вредных последствий.

В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить по вышеизложенным основаниям. Не оспаривал, что 29.03.2020 на принадлежащем ему транспортному средстве УАЗ, государственный регистрационный знак , с целью отдыха проследовал по Петербургскому шоссе г. Твери в Комсомольскую рощу. При этом каких-либо знаков, запрещающих въезд на указанную территорию, информационных аншлагов, в том числе обозначающих границы ООПТ, не имелось. На Петербургском шоссе имелся знак 5.15.1, разрешающий поворот в сторону Комсомольской рощи. Никаких отличий дорог, расположенных в Комсомольской роще от других автомобильных дорог общего пользования не имелось. Он доехал до Красной поляны, припарковал транспортное средство в соответствии с требованиями ПДД на обочине. Указал, что съезд в Комсомольскую рощу асфальтирован, дорога среднего качества. Комсомольская роща-это традиционное место отдыха горожан на протяжении нескольких десятков лет. В тот день было много отдыхающих на автомобилях. Ширина дороги позволяла проехать автомобилю. Указал, что вред, причиненный природе его транспортным средством, установлен не был.

Защитник ФИО1 адвокат Соколов О.Д. поддержал доводы жалобы, просил постановление отменить. Отметил, что представленными доказательствами полностью подтверждены доводы ФИО1, поскольку отсутствует информация о наличии особо охраняемой природной территории, отсутствуют информационные знаки, запрещающие въезд в ООПТ, проезд транспортных средств на данную территорию свободный. Если бы имелась информация о том, что въезд на территорию ООПТ запрещен, ФИО1 не стал бы нарушать указанный запрет. Какого-либо вреда ООПТ действиями ФИО1 не было причинено, сведений о наличии утечек масла, бензина, установлено не было.

Из объяснений должностного лица, вынесшего оспариваемое постановление, составившего протокол об административном правонарушении - заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 следует, что 29.03.2020 он обследовал территорию Красной поляны ООПТ «Комсомольская роща», расположенной за базой «Динамо». Комсомольская роща является особо охраняемой природной территорией, в соответствии с паспортом ООПТ установлен ряд ограничений, в том числе запрет на движение, стоянку транспортных средств вне дорог общего пользования. Мероприятия по контролю проводились в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ, на основании задания, утвержденного заместителем Министра № 118 от 25.03.2020. С 12 час. 23 мин до 13 час. 00 мин. 29.03.2020 им производилось обследование участка ООПТ «Комсомольская роща», было зафиксировано много транспортных средств, в том числе транспортное средство УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак , принадлежащее ФИО1, которое располагалось вне зоны с твердым водонепроницаемым покрытием, непосредственно на почве. В ходе производства по делу об административном правонарушении был установлен собственник указанного транспортного средства, ФИО1 был приглашен на составление протокола об административном правонарушении, а затем на рассмотрение дела об административном правонарушении. Непосредственно ООПТ «Комсомольская роща» относится к землям общего использования, на сегодняшний день данная территория не огорожена, лишь планируется огородить данную территорию, сделать вход платным. Территория, на которую имеется съезд с Петербургского шоссе г. Твери – подъезд в базе «Динамо», не является территорией ООПТ. За указанным проездом начинается непосредственно территория ООПТ. На территории ООПТ «Комсомольская роща» не имеется дорог общего пользования, имеются асфальтовые пешеходные дорожки. ООПТ «Комсомольская роща» занимает территорию более 400 га, в связи с чем установить повсеместно информационные знаки невозможно. Информационные знаки устанавливаются, но приходят в негодность. ООПТ «Комсомольская роща» поставлена на государственный кадастровый учет. Сведения о границах данной территории имеются как на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, так и на официальном сайте Росреестра. Отметил, что вред окружающей среде приносят не только протечки масла, движением транспортных средств наносится вред воздушному пространству ООПТ. В целях предотвращения загрязнения воздушного пространства использование транспортных средств вне дорог общего пользования в ООПТ «Комсомольская роща» запрещено. Состав правонарушения является формальным. Отметил, что дорожное полотно, имеющееся в ООПТ гораздо уже полотна автомобильной дороги общего пользования, не имело разметки. Сведения об ООПТ «Комсомольская роща» размещены на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области. Неоднократно на информационных сайтах Тверской области размещалась информация об ООПТ «Комсомольская роща». На входе со стороны Петербургского шоссе г. Твери имеется информационный аншлаг, призывающий беречь рощу. Фотосъемку он проводил личным телефоном, который не является средством измерения и не должен проходить метрологическую поверку. Мероприятие по контролю проводилось без взаимодействия с физическими лицами. В акте им было зафиксировано время проведения осмотра и выявления правонарушения. Установка информационных аншлагов не относится к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу, его защитника, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении и вынесшее оспариваемое постановление, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Статья 26.1 КоАП РФ содержит перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу положений статьи 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В соответствии с решением Калининского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ года рождения №55 организован государственный заказник (памятник природы) областного значения «Комсомольская роща».

Постановлением Правительства Тверской области №350-пп от 10.12.2018 «об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Комсомольская роща» утвержден паспорт особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Комсомольская роща» (паспорт ООПТ).

В соответствии с паспортом ООПТ в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Комсомольская роща» имеются пешеходные асфальтированные дорожки, автомобильные дороги общего пользования отсутствуют.

Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории памятника природы «Комсомольская роща» внесены в государственный кадастр недвижимости за учетным номером: 69.40.2.54.

Пунктом 8 паспорта ООПТ установлен перечень запретов, обязательных к соблюдению на территории особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Комсомольская роща» в том числе заезд, движение, остановка, стоянка наземных моторных транспортных средств вне дорог общего пользования и специально оборудованных стоянок.

Как следует из карточки учета транспортного средства, владельцем автомобиля УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак является ФИО1.

В нарушение установленного запрета владельцем автомобиля УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак ФИО1 осуществлено использование данного автомобиля вне дороги общего пользования (движение с последующей остановкой) в границах ООПТ «Комсомольская роща» 29.03.2020 в 12 часов 33 минуты.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 11.05.2020 в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ.

Вина ФИО1 подтверждается собранными по делам доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении №148 от 11.05.2020, в котором указаны фактические обстоятельства совершения правонарушения (л.д. 36-38);

- заданием на проведение мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие должностных лиц министерства природных ресурсов и экологии Тверской области и Государственного казенного учреждения Тверской области «государственная инспекция по охране объектов животного мира и окружающей среды Тверской области» с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от 25.03.2020 (л.д. 16-17);

- актом мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями от 29.03.2020 (л.д. 18-19);

- фотоматериалами (л.д. 20-25);

-схемой к акту мероприятий по контролю (л.д. 26),

- карточкой учета транспортного средства УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак , собственником которого является ФИО1 (л.д. 29);

- ответом УМВД России по Тверской области от 28.04.2020 (л.д. 30-31);

- постановлением Правительства Тверской области об утверждении паспорта особо охраняемой природной территории регионального значения – памятник природы «Комсомольская роща» №350-пп от 10.12.2018 (л.д. 54);

- паспортом особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Комсомольская роща» с приложениями (л.д. 55-60).

При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.

С доводами жалобы об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения не могу согласиться.

Федеральным законом РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" регулируются отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации.

Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" к особо охраняемым природным территориям относятся, в том числе, памятники природы.

В соответствии с частями 1, 2 ст. 25 Федерального закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного памятника природы регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного памятника природы.

Решением Калининского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № 55 Комсомольска роща признана государственным памятником природы областного значения.

Согласно указанному Решению, памятник природы является особо охраняемой природной территорией, признан таковым в целях усиления охраны природного объекта.

Постановлением Правительства Тверской области от 10.12.2018 №350-пл утвержден паспорт особо охраняемой природной территории регионального значения – памятника природы «Комсомольская роща».

Указанный нормативный акт опубликован 12.12.2018 на официальном интернет-портале правовой информации.

Кроме того, информация об ООПТ «Комсомольская роща» размещена на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, официальном сайте Росреестра.

Данная информация является общедоступной, какие-либо препятствия в получении данной информации у ФИО1 отсутствовали. При этом у него имелась возможность для соблюдения требований нормативных актов, но им не были предприняты все зависящие от него меры, направленные на выполнение требований природоохранного законодательства.

В соответствии с сообщением Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 14.08.2020 №11484-05 охранная зона памятника природы «Комсомольская роща» не устанавливалась, поэтому оснований для установления границ указанной зоны на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками в соответствии с п. 7 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, не имелось.

Запрещающих въезд на территорию ООПТ и движение дорожных знаков, не имелось, поскольку ПДД РФ, в том числе Приложения N 1 и N 2 дорожных знаков и разметки к ним, распространяют свое действие на земли либо поверхности искусственных сооружений, специально обустроенные или приспособленные для движения транспортных средств (дороги).

В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (п. 1.2 ПДД РФ).

ООПТ относится к особо охраняемым природным территориям, которые допускается использовать только в культурно-просветительских, рекреационных, физкультурно-оздоровительных и спортивных целях и на которые не допускается въезд, передвижение либо размещение транспортных средств.

Поскольку территория ООПТ специально не предназначена для движения транспортных средств, действие ПДД РФ на нее не распространяется, а въезд, передвижение и размещение транспортных средств на ней регулируется нормативно-правовыми актами об особо охраняемых природных территориях.

При этом автомобильных дорог общего пользования в ООПТ «Комсомольская роща» не имеется, проезд в направлении к ООПТ «Комсомольская роща» также отсутствует в перечне автомобильных дорог общего пользования муниципального образования город Тверь, утвержденного постановлением Главы администрации города Твери от 28.01.2010 № 116.

Как следует из объяснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении и вынесшего оспариваемое постановление, территория, на которую имеется съезд с Петербургского шоссе г. Твери – это подъезд в базе «Динамо», который не относится к территории ООПТ.

Оснований не доверять объяснениям указанного должностного лица, а также сведениям, отраженным данным лицом в процессуальных документах, у суда не имеется, поскольку они последовательны, логичны, подтверждаются материалами дела, в том числе представленными материалами. Оснований для оговора ФИО1 указанным лицом в судебном заседании не установлено.

Сам ФИО1 в судебном заседании факт следования им по территории ООПТ «Комсомольская роща» на принадлежащем ему транспортном средстве УАЗ Патриот, государственный регистрационный знак , факт остановки и стоянки данного транспортного средства на территории ООПТ «Комсомольская роща» не оспаривал.

Состав административном правонарушения является формальным, в связи с чем сам факт въезда транспортного средства пол управлением ФИО1 на территорию ООПТ уже свидетельствует о наличии в его действиях объективной стороны состава вменяемого правонарушения.

Представленные фотоматериалы, являющиеся приложением к акту мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, отвечают требованиям, предъявляемым Кодексом РФ об административном правонарушении к такого рода доказательствам.

Согласно ч. 1 ст. 26.8 КоАП РФ под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку. Вместе устройство, с применением которого уполномоченным должностным лицом осуществлялась фотосъемка, не относится к специальным техническим средствам.

Действия ФИО1 верно квалифицированы по статье 8.39 КоАП РФ.

С учетом конкретных обстоятельств дела, должностное лицо, не допустив избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначил ФИО1 справедливое наказание в минимальном пределе санкции статьи 8.39 КоАП РФ.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ также не имеется.

Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при принятии постановления о назначении административного наказания по делу не установлено.

Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

Каких-либо неустранимых сомнений по рассматриваемому делу, которые на основании ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу ФИО1, не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление заместителя главного государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области ФИО2 №148 от 29.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья Н.В. Дёмина

1версия для печатиДело № 12-273/2020 (Решение)