Дело № 12-273/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 24 мая 2018 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля в составе:
Председательствующего судьи Логвиновой Е.С.,
при секретаре Басковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление от 27.03.2018 г. временно исполняющего обязанности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 в отношении руководителя Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.2. ст.7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением от 27.03.2018 г. № 05-06/41А-18 временно исполняющего обязанности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 руководитель Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 рублей.
Из постановления следует, что УФАС по ЯО, рассмотрев жалобу УФПС Ярославской области - Филиал ФГУП «Почта России» на действия заказчика - Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение № 0171500000417000011)(далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и осуществив внеплановую проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.№44-ФЭ), выявил факт утверждения документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Заказчиком - Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение № 0171500000417000011 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области вместе с аукционной документацией. Начальная (максимальная цена) контракта 500 000 рублей 00 копеек. Согласно пункту 5 раздела 1 «Информационная карта аукциона» документации об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение № 0171500000417000011) срок обеспечения исполнения контракта установлен следующим образом: с момента заключения контракта по 28 февраля 2018 года. Исходя из части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации. Из анализа положений проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлено следующее. Пункт 8.1 раздела 8 «Срок действия контракта. Условия расторжение контракта» проекта государственного контракта устанавливает, что настоящий контракт вступает в силу с момента подписания его Сторонами и действует до 31.12.2018 года. В пункте 4.1 раздела 4 «Обеспечение исполнения контракта» проекта государственного контракта заказчиком указано, что до подписания контракта Исполнитель обязан представить Заказчику обеспечение исполнения контракта в виде безотзывной банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный счет Заказчика в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек на период с момента заключения контракта по 28 февраля 2018 года. Следовательно, заказчик установил в аукционной документации условия обеспечения исполнения контракта, представляемого в виде банковской гарантии (срок действия данной банковской гарантии) не в соответствии с требованиями часта 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (срок действия банковской гарантии меньше срока действия контракта), что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ. Далее, в извещении о проведении электронного аукциона №0171500000417000011 на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Пунктом 2.1.9. раздела 2 «Обязанности сторон» проекта государственного контракта, установлено, что исполнитель обязуется ежемесячно, по состоянию на последнее число месяца, после сверки и согласования отчетных данных с данными ответственных работников отправителей, составлять Акт сдачи-приемки оказанных услуг. Согласно пункту 3.3 проекта государственного контракта, оплата осуществляется заказчиком по факту оказанных исполнителем услуг. Расчетным периодом является календарный месяц. Расчеты производятся путем безналичного перечисления денежных средств в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней на основании счета, счета-фактуры (для плательщиков НДС), с момента подписания заказчиком. Иными словами, заказчиком в проекте государственного контракта в качестве документа о приёмке определён акт сдачи-приемки оказанных услуг, однако оплата за оказанные исполнителем услуги ставится им в зависимость от момента подписания счета, счета-фактуры, которые согласно положениям проекта государственного контракта документами, подтверждающими приёмку заказчиком оказанных исполнителем услуг не являются. Таким образом, заказчиком при установлении в проекте государственного контракта порядка оплаты оказанных исполнителем услуг указанным выше способом допущено нарушение части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ. Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Ярославля с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью деяния. В жалобе указано, что отмеченные в решении от 17.11.2017 по делу № 05-02/323Ж-17 нарушения в части срока действия контракта (до 31.12.2018 года) явились, следствием технической ошибки в проекте государственного контракта, которая не повлияла и не могла повлиять на надлежащее исполнение обязательств по заключаемому государственному контракту. Допущенная техническая ошибка не создавала неопределенности для участника закупки при определении срока действия банковской гарантии, поскольку прямое указание на срок ее действия содержался в извещении, документации об электронном аукционе, проекте государственного контракта. Кроме того, указанные в проекте государственного контракта счет и счет-фактура являются первичными учетными документами, представляемыми одновременно с Актом об оказании услуг, и их подписание означает санкционирование расходов по смыслу Бюджетного кодекса Российской Федерации. Пункты 3.2-3.3 проекта контракта надлежало применять в совокупности. На основании вышеизложенного, полагает, что угроза охраняемым государственным и общественным интересам и отношениям отсутствовала. Действия заявителя не создали существенной угрозы возможности для участия в данном аукционе большего количества лиц, развитию добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исходя из разумного баланса интересов, с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, в соответствии с конституционными принципами соразмерности и справедливости назначения наказания, полагает необоснованным применение к ней административного наказания по ч. 4.2 ест. 7.30 КоАП РФ в виде штрафа, в связи с малозначительностью совершенного деяния.
В судебном заседании защитник ФИО1 по доверенности ФИО2 доводы жалобы поддержал.
Должностное лицо УФАС по Ярославской области ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, указала, что оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью не имеется. ФИО1 с совершенным административным правонарушением была не согласна.
Заслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела об административном правонарушении, нахожу жалобу ФИО1 обоснованной, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению.
Из материалов дела следует, что на основании обращения УФПС Ярославской области - Филиал ФГУП «Почта России» на действия заказчика - Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение № 0171500000417000011)(далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) УФАС по Ярославской области была осуществлена внеплановая проверку в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05.04.2013г.№44-ФЭ).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать сведения о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Заказчиком - Агентством по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0171500000417000011 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области вместе с аукционной документацией.
Между тем, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ заказчик установил в аукционной документации условия обеспечения исполнения контракта, представляемого в виде банковской гарантии (срок действия данной банковской гарантии) не в соответствии с требованиями часта 3 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ (срок действия банковской гарантии меньше срока действия контракта).
Далее, в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: 1).проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; 2).осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Исходя из части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ, в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
В извещении о проведении электронного аукциона №0171500000417000011 на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области установлены ограничения в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Между тем, в нарушение части 8 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ заказчиком в проекте государственного контракта в качестве документа о приёмке определён акт сдачи-приемки оказанных услуг, однако оплата за оказанные исполнителем услуги ставится им в зависимость от момента подписания счета, счета-фактуры, которые согласно положениям проекта государственного контракта документами, подтверждающими приёмку заказчиком оказанных исполнителем услуг не являются.
Таким образом, заказчиком при установлении в проекте государственного контракта порядка оплаты оказанных исполнителем услуг указанным выше способом допущено нарушение.
Согласно распоряжению Губернатора Ярославской области от 08.06.2017 № 193-лс ФИО1 назначена с 13 июня 2017 года на должность государственной гражданской службы Ярославской области руководителя агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области.
В соответствии с пунктом 2 раздела 1 служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Ярославской области и замещении должности государственной гражданской службы Ярославской области (далее — служебный контракт) гражданский служащий обязуется исполнять должностные обязанности по должности руководитель агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области.
Пунктом 5.3 раздела 5 Положения об агентстве по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 16.12.2016 № 1304-п (далее — положение) установлено, что руководитель агентства: руководит агентством, организует и контролирует его деятельность; действует на принципах единоначалия; подписывает от лица агентства государственные контракты, договоры, соглашения, другие документы гражданско- правового характера, а также иные документы в пределах установленного полномочия.
Согласно титульному листу документации об электронном аукционе в электронной форме на право заключения контракта на оказание почтовых услуг ос приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение № 0171500000417000011), данная документация утверждена руководителей Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области Трифоновой Марией Павловной 31.10.2017г.
Таким образом, нарушение допущено ФИО1 - руководителем Агентства по обеспечению деятельности мировых судей Ярославской области.
Частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, подтверждается материалами дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, совершенное ФИО1 деяние, выразившееся в утверждении документации об электронном аукционе на право заключения контракта на оказание почтовых услуг по приему, доставке, вручению, хранению и возврату корреспонденции для нужд судебных участков мировых судей Ярославской области (извещение № 0171500000417000011) с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, правильно квалифицировано по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Доводы жалобы ФИО1, касающиеся отсутствия вреда и нарушения прав и интересов участников закупок вследствие совершения административного правонарушения, заслуживают внимания.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 24.03.2005 № 55 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснил, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Принимая во внимание характер нарушения, отсутствие значимых негативных последствий, отсутствие причиненного вреда охраняемым правоотношениям, считаю, что совершенное ФИО1 деяние является малозначительным, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении в отношении нее следует прекратить, объявить ФИО1 устное замечание.
На основании изложенного и руководствуясь ст.2.9, ст. 30.6, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Жалобу ФИО1 на постановление от 27.03.2018 г. № 05-06/41А-18 временно исполняющего обязанности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление от 27.03.2018 г. № 05-06/41А-18 временно исполняющего обязанности Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с малозначительностью деяния, объявив ей устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня вручения копии решения.
Судья Е.С. Логвинова