Дело № 12-273/2022
РЕШЕНИЕ
город Волгоград 14 марта 2022 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Полубоярова Е.Г.,
рассмотрев протест и.о. заместителя прокурора Центрального района Волгограда Федоренко С.В. на постановление заместителя начальника Управления контроля инфраструктурного и ресурсного обеспечения Федеральной антимонопольной службы России Хисаметдиновой И.Р. от 05 октября 2021 года № 34/04/7.32-244/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ, в отношении Слесаренко Дениса Сергеевича, занимавшего должность врио начальника ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области»,
установил:
постановлением заместителя начальника Управления контроля инфраструктурного и ресурсного обеспечения Федеральной антимонопольной службы России Хисаметдиновой И.Р. от 05 октября 2021 года № 34/04/7.32-244/2021 производство по делу об административном правонарушении в отношении Слесаренко Дениса Сергеевича, занимавшего должность врио начальника ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, прокурором принесен протест, в котором просит постановление отменить, дело возвратить на новое рассмотрение. Мотивирует тем, что прокуратурой Центрального района г. Волгограда в рамках проверки исполнения законодательства в целях обеспечения государственных нужд и выполнения государственного оборонного заказа в период с 15.02.2021 по 15.03.2021 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд при заключении и исполнении государственного контракта на строительство объекта «Реконструкция СИЗО-З УФСИН России по Волгоградской области, г. Фролово Волгоградской области», 2-ой этап строительства, в деятельности ФКУ «Управление строительства УФСИН России по Волгоградской области. 22 декабря 2020 года ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» приняты работы по акту приемки выполненных работ № 85 от 04.12.2020. Согласно представленным в прокуратуре района пояснениям руководителя ФКУ Управление строительства УФСИН России по Волгоградской области» от 12.02.2021, от 01.03.2021 поэтапная приемка отдельно выполненных работ в рамках исполнения контрактных обязательств по государственному контракту № 1820320800472000000000000/47 от 14.12.2018 осуществлена казенным учреждением (государственный заказчик) без проведения соответствующей экспертизы сторонними организациями в связи с отсутствием финансирования на данные цели. Непосредственно силами ФКУ УС УФСИН России по Волгоградской области экспертиза поэтапно выполненных работ также не проводилась ввиду отсутствия штатных единиц (в штате ФКУ УС УФСИН России по Волгоградской области две единицы: начальник управления и главный бухгалтер) и соответствующих специалистов, уполномоченных на проведение таких экспертиз в штате учреждения. Приказом УФСИН России по Волгоградской области от 05.08.2019 № 428 создана комиссия для участия в приемке работ по строительству объекта: «Реконструкция СИЗО-З УФСИН России по Волгоградской области, г. Фролово Волгоградской области», участвующая в приемке выполненных работ в зависимости от их вида. Каких- либо экспертиз указанной комиссией не проводится, каким-либо документом результат работы (заключение экспертизы) не оформляется. В постановлении заместителя начальника Управления контроля инфраструктурного и ресурсного обеспечения ФАС России от 05.10.2021 о прекращении производства по делу № 34/04/7.32-244/2021 об административном правонарушении указано, что согласно объяснениям Слесаренко Д.С., содержащимся в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также объяснениям, представленным в ФАС России письмом от 01.10.2021 б/н, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемки товара, работы, услуги, что подтверждается позициями Минфина России в письмах от 06.02.2018 № 24-03-08/6839 и от 27.10.2017 № 24-03-08/70501, а также Минэкономразвития России в письме от 12.07.2016 № Д28и-1778. Таким образом, акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 от 04.12.2020 № 85 является, по мнению Слесаренко Д.С., документом, подтверждающим проведение экспертизы. Пункт 6.1 государственного контракта не содержит обязательного требования о проведении заказчиком выполненных работ с привлечением эксперта, экспертных организаций. Обязанность заказчика по привлечению к проведению экспертизы экспертов, экспертных организаций законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена. С учетом изложенного должностным лицом административного органа сделан вывод об отсутствии в действиях должностного лица - врио начальника ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» Слесаренко Д.С. события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена 8 ст. 7.32 КоАП РФ. Вместе с тем данный вывод должностного лица административного органа не мотивирован, материалами дела не подтвержден, сделан только на основании объяснений Слесаренко Д.С. с учетом позиций, отраженных в письмах Минфина и Минэкономразвития России. Нормами ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (своими силами или с привлечением экспертов, экспертных организаций). В вынесенном прокуратурой Центрального района г. Волгограда постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении отражено, а также в материалах проверки имеются сведения о наличии представленных объяснений руководителя ФКУ «Управление строительства ФСИН России по Волгоградской области» от 12.02.2021 и от 01.03.2021, согласно которым поэтапная приемка отдельно выполненных работ в рамках исполнения контрактных обязательств по государственному контракту № 120320800472000000000000/47 от 14.12.2018 осуществлена казенным учреждением ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» (государственный заказчик) без проведения соответствующей экспертизы сторонними организациями в связи с отсутствием финансирования на данные цели. Также им указано, что непосредственно силами ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» экспертиза поэтапно выполненных работ также не проводилась ввиду отсутствия штатных единиц (в штате ФКУ УС УФСИН России по Волгоградской области две единицы: начальник управления и главный бухгалтер) и соответствующих специалистов, уполномоченных на проведение таких экспертиз в штате учреждения. При этом надлежащая оценка указанным документам и сведениям при рассмотрении административного дела административным органом не дана, к сведению не принята. Каких-либо приказов о назначении в ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» лиц, ответственных за проведение экспертизы выполненных работ в рамках Закона № 44-ФЗ, в ходе проведения проверки и в ходе рассмотрения административного производства не представлено. Письменные разъяснения Минфина России и Минэкономразвития не являются нормативными документами, не содержат правовых норм или общих правил, имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации в конкретной ситуации.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Слесаренко Д.С., его защитник, помощник прокурора, представитель ФАС России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 8 ст. 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.
На основании ч. 1 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ) исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно ч. 3 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 7 ст. 94 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В судебном заседании установлено, что 14.12.2018 между ФКУ «Управление строительства УФСИН России по Волгоградской области» (государственный заказчик) и ФГУП «Управление строительства по Северо-Кавказскому федеральному округу Федеральной службы исполнения наказаний» (в настоящее время ФГУП «Главное строительное управление ФСИН России») (генеральный подрядчик) в рамках исполнения государственного оборонного заказа заключен государственный контракт №1820320800472000000000000/47 на проведение строительно - монтажных работ и прочих работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта: «Реконструкция СИЗО-З УФСИН России по Волгоградской области, г. Фролово Волгоградской области», 2-ой этап строительства, на сумму 407 023 700 руб.
В декабре 2020 года приняты, кроме прочих, следующие виды работ: - установка фундаментов – столбов бетонных; установка металлических столбов высотой более 4 м с погружением в бетонное основание; окраска металлических огрунтованных поверхностей эмалью ХВ-124; устройство заграждений из готовых металлических решетчатых панелей высотой более 2 м (рядовая секция ОГ1); монтаж ограждающих конструкций стен из полипрофилированного листа на высоте здания до 30 м и прочие работы по акту о приемке выполненных работ от 04.12.2020г. №85.
Порядок проведения экспертизы установлен в разделе 6 государственного контракта от 14.12.2018 № 1820320800472000000000000/47.
Так, пунктом 6.1 контракта определено, что в соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ государственным заказчиком перед подписанием актов выполненных работ проводится экспертиза выполненных работ на соответствие требованиям, установленным контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документации.
Пунктом 6.2 контракта установлено, что экспертиза работ на соответствие требованиям, установленным контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документацией, проводится государственным заказчиком перед подписанием актов выполненных работ, по итогам проведения экспертизы государственный заказчик делает вывод о соответствии (несоответствии) работ требованиям контракта, который должен быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Поэтапная приемка отдельно выполненных работ осуществлена ФКУ «Управление строительства УФСИН России по Волгоградской области», без проведения соответствующей экспертизы, как сторонними организациями, так и непосредственно силами заказчика, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 94 Закона №44-ФЗ и условий государственного контракта.
В этой связи, 10.08.2021г. заместителем прокурора Центрального района г. Волгограда возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ.
05.10.2021г. должностным лицом ФАС России принято оспариваемое постановление.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, заместитель начальника Управления контроля инфраструктурного и ресурсного обеспечения ФАС России Хисаметинова И.Р. пришла к выводу о том, что поскольку п.6.1 государственного контракта не содержит обязательного требования о проведении заказчиком экспертизы выполненных работ с привлечением эксперта, экспертных организаций. Подписанный со стороны заказчика акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 подтверждает удостоверение заказчиком приемки результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта, в связи с чем, прекратил производство, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в несоблюдение требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок о проведении экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги или отдельных этапов исполнения контракта в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации.
Согласно части 1 статьи 41 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Слесаренко Д.С., далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) заказчики должны привлекать экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.
Частью 3 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с названным Федеральным законом.
Частью 4.1 названной статьи определено, что Правительство Российской Федерации вправе определить случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.
Таким образом, сам по себе факт не проведения экспертизы результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, не свидетельствует о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административная ответственность по указанной норме данного Кодекса наступает в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок к проведению такой экспертизы заказчик обязан привлечь экспертов, экспертные организации.
В сентябре 2020 года ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» приняты работы по следующим актам приемки выполненных работ: № 66, 67, 68, 69,70.
Порядок проведения экспертизы установлен в разделе 6 государственного контракта от 14.12.2018 № 1820320800472000000000000/47.
Так, пунктом 6.1 контракта определено, что в соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ государственным заказчиком перед подписанием актов выполненных работ проводится экспертиза выполненных работ на соответствие требованиям, установленным контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документации.
Пунктом 6.2 контракта установлено, что экспертиза работ на соответствие требованиям, установленным контрактом и предусмотренной им нормативной и технической документацией, проводится государственным заказчиком перед подписанием актов выполненных работ, по итогам проведения экспертизы государственный заказчик делает вывод о соответствии (несоответствии) работ требованиям контракта, который должен быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству Российской Федерации.
Поэтапная приемка отдельно выполненных работ осуществлена ФКУ «Управление строительства УФСИН России по Волгоградской области», без проведения соответствующей экспертизы, как сторонними организациями, так и непосредственно силами заказчика, что свидетельствует о нарушении ч. 3 ст. 94 Закона №44-ФЗ и условий государственного контракта.
В этой связи, 10.08.2021 заместителем прокурора Центрального района г. Волгограда возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ.
05.10.2021 должностным лицом ФАС России принято оспариваемое постановление.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, заместитель начальника Управления контроля инфраструктурного и ресурсного обеспечения ФАС России Хисаметинова И.Р. пришла к выводу о том, что п.6.1 государственного контракта не содержит обязательного требования о проведении заказчиком экспертизы выполненных работ с привлечением эксперта, экспертных организаций. Подписанный со стороны заказчика акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 подтверждает удостоверение заказчиком приемки результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта, в связи с чем, прекратил производство, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Судья соглашается с указанными выводами должностного лица.
Позиция Минфина России в письмах от 06.02.2018 N 24-03-08/6839 и от 26.10.2017 N 24-03-08/70501 заключается в том, что если заказчик не привлекает экспертов (экспертные организации) для приемки товаров (работ, услуг), то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги). Иными словами, отдельный документ о проведенной экспертизе может не составляться. Вместе с тем, заказчик должен в одном документе отразить и факт проведения экспертизы, и факт приемки. То есть, по итогам приемки заказчик должен оформить акт приема-передачи, в котором будет указано, что при приемке проводилась экспертиза по критериям (количество, качество, комплектность и т.п.).
Из представленных в материалы дела актов приемки следует, что подписанный со стороны заказчика акт о приемке выполненных работ по форме КС-2 подтверждает удостоверение заказчиком приемки результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта.
Таким образом, в соответствии с условиями государственного контракта заказчик не был обязан привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.8 ст.7.32 составляет один год.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в пункте 4 части 1 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Следовательно, на настоящий момент срок давности привлечения к административной ответственности по факту, указанному в протесте прокурора, истек.
При таких обстоятельствах, основания для отмены постановление заместителя начальника Управления контроля инфраструктурного и ресурсного обеспечения Федеральной антимонопольной службы России Хисаметдиновой И.Р. от 05 октября 2021 года № 34/04/7.32-244/2021 отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7. КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя начальника Управления контроля инфраструктурного и ресурсного обеспечения Федеральной антимонопольной службы России Хисаметдиновой И.Р. от 05 октября 2021 года № 34/04/7.32-244/2021, которым производство по делу об административном правонарушении в отношении Слесаренко Дениса Сергеевича, занимавшего должность врио начальника ФКУ «УС УФСИН России по Волгоградской области» прекращено, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 7.32 КоАП РФ – оставить без рассмотрения, протест и.о. заместителя прокурора Центрального района Волгограда Федоренко С.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Г. Полубоярова