ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-274/20 от 01.03.2021 Курганского областного суда (Курганская область)

12-274/2020

Дело № 72-51/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Курган 1 марта 2021 года

Судья Курганского областного суда Пшеничников Д.В., рассмотрев жалобу государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Е.В. на решение судьи Кетовского районного суда <адрес> от 27 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Шуховской полигон ТБО»,

установил:

постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Е.В. от 3 сентября 2020г. МУП «Шуховской полигон ТБО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Решением судьи Кетовского районного суда <адрес> от 27 ноября 2020г. удовлетворена жалоба МУП «Шуховской полигон ТБО», постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

В жалобе должностное лицо Росприроднадзора – государственный инспектор Е.В., составившая административный протокол и вынесшая постановление, просит отменить решение судьи районного суда от 27 ноября 2020г., настаивая на законности отмененного постановления и наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ.

Также в жалобе Е.В. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока на ее подачу, пропущенного в связи с временной нетрудоспособностью.

В судебном заседании старший государственный инспектор Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Е.В., представитель административного органа С.В., действующая на основании доверенности, на доводах жалобы настаивали, поддержав ходатайство о восстановлении срока. Дополнительно представили документы – предписание от 5 августа 2020г. об устранении выявленных нарушений, содержащее в числе прочих в п. 3 указание нарушение требований к мониторингу, и которое МУП «Шуховской полигон ТБО» не обжаловано, а также платежное поручение от 15 октября 2020г. об уплате наложенного по постановлению от 3 сентября 2020г. административного штрафа.

Защитники МУП «Шуховской полигон ТБО» по доверенности А.А. и Д.А. с доводами жалобы должностного лица и ходатайством о восстановлении срока не согласились, представили (не в полном объеме) копию программы производственного экологического контроля, утвержденную директором МУП «Шуховской полигон ТБО» 16 апреля 2018г., выражали согласие с выводами судьи районного суда и прекращением производства по делу об административном правонарушении; относительно представленного предписания и оплаченного административного штрафа пояснили, что установленный в предписании срок его исполнения не наступил, а в случае отказа в удовлетворении настоящей жалобы должностного лица предприятие не лишено возможности возврата уплаченного административного штрафа.

Заслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Из материалов дела следует, что копия обжалуемого решения судьи от 27 ноября 2020г. в электронном виде получена Уральским межрегиональным Управлением Росприроднадзора в <адрес> 9 декабря 2020г.; жалоба на решение судьи, подписанная представителем должностного лица, направлена в областной суд посредством организации почтовой связи 18 декабря 2020г., то есть в установленный законом 10-дневнывй срок, после чего определением судьи областного суда от 30 декабря 2020г. была возвращена без рассмотрения, как подписанная и поданная неуполномоченным лицом.

Согласно представленной заявителем электронной выписке ГБУ «Курганская поликлиника » в период с 7 по 29 декабря Е.В. находилась на больничном.

Повторно жалоба, подписанная уполномоченным на ее подачу должностным лицом, направлена государственным инспектором Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Е.В. почтой 13 января 2021г., то есть за пределами срока на обжалование судебного акта.

Принимая во внимание, что в срок, установленный законом, жалоба не могла быть подана уполномоченным должностным лицом по объективной причине в связи с временной нетрудоспособностью, повторно жалоба на постановление судьи районного суда подана госинспектором Е.В., с учетом периода нерабочих праздничных дней с 1 по 10 января 2021г., в разумный срок после выписки к труду, нахожу возможным процессуальный срок на подачу жалобы признать пропущенным по уважительной причине и восстановить.

Вместе с тем, оснований к удовлетворению жалобы должностного лица и отмене решения судьи первой инстанции не нахожу.

Статьей 8.1 КоАП РФ, являющейся бланкетной нормой, установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса,

Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее также Федеральный закона № 89-ФЗ, Закон) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, в числе прочих несут обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 3 ст. 12 Закона).

Порядок подтверждения исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов устанавливается Правительством Российской Федерации (п. 7 ст. 23 Закона).

Как видно из материалов дела, основным видом деятельности МУП «Шуховской полигон ТБО» является осуществление сбора и размещение отходов производства и потребления и твердых коммунальных отходов на полигоне твердых бытовых отходов г. Кургана, расположенном <адрес>.

Указанный полигон ТБО является объектом негативного воздействия на окружающую среду; код объекта П, I категория риска - высокая (2), уровень надзора - федеральный.

Полигон захоронения отходов внесен в государственный реестр объектов размещения отходов приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) от 25 сентября 2014 г. Объект включен в ГРОРО за .

Пунктами 5.1.5, 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет, в числе прочего, в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор.

5 августа 2020 г. по результатам внеплановой выездной проверки МУП «Шуховский полигон ТБО», проведенной на основании Приказа Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 июля 2020 г. № 652, с изменениями, внесенными приказом Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 6 июля 2020 г. № 661, установлено что МУП «Шуховский полигон ТБО» в соответствии с утвержденной программой осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды (осуществляется контроль состояния атмосферного воздуха и почвы – на границе санитарно-защитной зоны, подземных вод – в трех контрольных скважинах и поверхностных вод – в течении реки Ик выше и ниже полигона), но с отступлением от требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016г. № 467 «Об утверждении положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов».

Указанное обстоятельство отражено в акте проверки от 5 августа 2020г. и нашло свое отражение в составленном в отношении МУП «Шуховской полигон ТБО» 20 августа 2020г. протоколе об административном правонарушении и вынесенном 3 сентября 2020г. постановлении о назначении административного наказания по ст. 8.1 КоАП РФ.

Согласно указанным протоколу и постановлению, МУП «Шуховской полигон ТБО» вменялось нарушение требований при проведении в 2019г. мониторинга состояния атмосферного воздуха и почвы, установленных пп. «а» п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016г. № 467, предусматривающих отбор проб на границе земельного участка объекта размещения отходов, а не на границе санитарно-защитной зоны предприятия.

Отменяя постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Е.В. от 3 сентября 2020г. и прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о необоснованном привлечении предприятия к административной ответственности, поскольку нормы Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, нарушение которых вменено предприятию, в данном случае не применимы.

Нахожу постановленное судьей районного суда решение по жалобе и прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Шуховской полигон ТБО» законными, а выводы об отсутствии в действиях предприятия состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, правильными.

В период спорных правоотношений и до 1 января 2021 г. действовал Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее Порядок мониторинга), утвержденный Приказом Минприроды России от 4 марта 2016г. № 66 (отменен постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2020г. № 1496, вступившим в силу с 1 января 2021г.).

Как предусматривалось утвержденным Порядком, целью осуществления мониторинга является предотвращение, уменьшение и ликвидация (уменьшение) негативных изменений качества окружающей среды, информирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов (п. 2 Порядка).

Именно в указанных целях и для организации работ по наблюдению за состоянием и загрязнением окружающей среды разрабатывается программа мониторинга, утверждаемая лицом, эксплуатирующим объекты размещения отходов, которая в уведомительном порядке направляется в территориальный орган Росприроднадзора на бумажном носителе либо в электронном виде (п. 5 Порядка); результаты мониторинга в виде отчетов представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным (п. 6 Порядка).

При этом, как предусмотрено п.п. 10, 12, 18, 22 Порядка мониторинга, его программа разрабатывается на основе имеющихся данных о состоянии и загрязнении окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, включает ряд разделов, в том числе раздел «Обоснование выбора мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений», в котором приводятся данные, позволяющие сделать вывод об оптимальности расположения и достаточности мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почв, растительного и животного мира (при необходимости).

Решение о расположении и количестве мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений атмосферного воздуха, почв принимается с учетом направлений преобладающих ветров и с учетом видов разрешенного использования земель на прилегающих к объектам размещения отходов территориях.

Решение о расположении мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений подземных вод принимается с учетом: распространенности и условий залегания водоносных горизонтов и водоупорных горных пород; расположения границ областей питания водоносных горизонтов (в пределах территории объекта размещения отходов) и границ областей их разгрузки (в пределах территории объекта размещения отходов или в пределах его воздействия на подземные воды).

Представляемый организацией отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной им программе мониторинга.

Участие территориальных органов Росприроднадзора в разработке программ и, в частности, принятии решения о местах расположения и количестве мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений в ходе мониторинга, данный Порядок не предусматривает.

Как следует из содержания акта проверки и не подвергалось сомнению в судебном заседании должностными лицами административного органа, представленный МУП «Шуховской полигон ТБО» отчет о результатах мониторинга соответствовал разработанной на предприятии и утвержденной им программе мониторинга на 2019г., отбор проб осуществлялся в соответствии с указанной программой, что также подтверждается заключением ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по <адрес> от 11 февраля 2020г., проводившем по назначению территориального органа Росприроднадзора экспертизу отчета МУП «Шуховской полигон ТБО» за 2019г. (л.д. 60-63).

Таким образом, нарушения установленного федеральным органом исполнительной власти порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в области обращения с отходами в части правильности отбора проб параметров среды в 2019г. в деятельности МУП «Шуховской полигон ТБО» отсутствовали.

Положение о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016г. № 467, на нарушение которого ссылается административный орган, принято в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и не регулирует вопросы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды в установленных Приказом Минприроды России от 4 марта 2016г. № 66 целях, а содержит нормативные предписания, соблюдение которых выступает основанием к освобождению плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Между тем, вопрос об освобождении от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с условиями, определенными Положением о подтверждении исключения негативного воздействия, МУП «Шуховской полигон ТБО» не ставил; проверка отчета предприятия о результатах мониторинга по критериям, которые применимы к иным правоотношениям, является произвольной, а результат такой оценки очевидно не мог быть положен должностным лицом в основу привлечения юридического лица к административной ответственности.

Таким образом, мнение административного органа о необходимости правильного отбора МУП «Шуховской полигон ТБО» проб воздуха и почвы в точках, расположенных непосредственно в границах полигона, как это предусмотрено для определения соблюдения нормативов качества окружающей среды пп. «а» п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия, а не на границе его санитарно-защитной зоны, как это закреплено в утвержденной программе мониторинга, не основано на требованиях закона, в связи с чем судья районного суда пришел к верному выводу о необоснованном привлечении юридического лица к административной ответственности.

В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Поскольку в действиях МУП «Шуховской полигон ТБО» состав правонарушения, вмененный юридическому лицу протоколом об административном правонарушении, отсутствовал судьей районного суда при рассмотрении жалобы принято законное и обоснованное решение об отмене постановления должностного лица и прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу в отношении МУП «Шуховской полигон ТБО» не установлено.

При указанных обстоятельствах, оснований для удовлетворения жалобы и отмены либо изменения решения судьи первой инстанции не нахожу.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

р е ш и л :

решение судьи Кетовского районного суда <адрес> от 27 ноября 2020 г. по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Шуховской полигон ТБО» по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – оставить без изменения, жалобу государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Е.В. – без удовлетворения.

Решение может быть пересмотрено председателем Седьмого кассационного суда общей юрисдикции или его заместителем по жалобам лиц, участвующих в деле, а также по протесту прокурора Курганской области или его заместителей.

Судья Д.В.Пшеничников