ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-274/2021 от 15.04.2021 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0001-01-2021-001850-89

Дело № 12-274/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

15 апреля 2021 года г. Ханты-Мансийск

Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры Черкашин В.В.,

с участием:

представителе юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – Макаровой С.М., действующей на основании доверенности № 174 от 23.12.2020, Почуева А.В., действующего на основании доверенности № 82 от 29.03.2021г.,

представителя Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Никитичевой А.Д. действующей на основании доверенности от 21.01.2021,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» Аксенова С.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ОН от 04.03.2021г., которым юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ОН от 04.03.2021г., юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представитель КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» Аксенов С.В. обратился в суд с жалобой об его отмене, мотивировав доводы жалобы тем, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения <адрес> месторождение имеет протяженность 102,2 км., была передана в собственность <адрес> по договору о безвозмездной передаче имущества в 2008 году и требовала реконструкции, которая производилась по четырем пусковым комплексам (три из них реконструированы и введены в эксплуатацию в период 2012-2017 годы). Реконструкция четвертого пускового комплекса протяженностью 27,9 км, начата в 2019 году. 09 сентября 2019 года между Государственным казенным учреждением Тюменской области «Управление автомобильных дорог» и ООО «<данные изъяты>» был заключен государственный контракт на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги <адрес>, разделом 5 которого предусмотрен срок окончания работ – не позднее 30 ноября 2020 года. Согласно п. 2.28 Контракта обязательства Заказчика с п.2.3 по 2.27 исполняются уполномоченным в установленном порядке лицом, определенным договором от 23.01.2014г. на безвозмездное оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации дорог регионального значения областной целевой программы «Сотрудничество», КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог». Согласно п.2.2.1 Устава КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» осуществляет организацию работ (в том числе осуществление функций заказчика) по проектированию, строительству, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, в связи с чем в обязанности входит исключительно организация работ в качестве заказчика по обеспечению реконструкции автомобильной дороги. Непосредственно работы по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения выполняются подрядными организациями по результатам проведенных торгов. 10.09.2019г. КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» передало строительную площадку подрядчику ООО «<данные изъяты>», которое, согласно раздела 3 контракта, приняло на себя обязательство в период проведения строительно-монтажных работ проводить экологический мониторинг в соответствии с утвержденной программой, выполнить необходимые мероприятия по охране окружающей среды. Подрядной организацией ООО «<данные изъяты>» в 2020 году была произведена плата за негативное воздействие на окружающую среду стационарными объектами за 2019 год, что подтверждено платежным поручением от 21.02.2020г.. плата за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов за 2019 год, что подтверждено платежным поручением от 21.02.2020г. В 2021 году ООО «<данные изъяты>» произведена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2019 год, что подтверждено платежным поручением от 01.03.2021г. и декларацией за 2020 год, плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами за 2019 год, что подтверждается платежным поручением от 01.03.2021г. и декларацией за 2020 год.

В судебном заседании представители КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» Макарова С.М. и Почуев А.В. доводы жалобы поддержали в полном объеме, дав пояснения по существу жалобы.

Представитель административного органа Никитичева А.Д. в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указав на доказанность вины КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» и наличие состава правонарушения в его действиях

Суд, заслушав стороны, изучив доводы жалобы и исследовав письменные материалы дела, установил следующее.

Постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ОН от 04.03.2021г., юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ за то, что 30.10.2020г. в 17:00 часов (время и дата подписания акта проверки), находясь по адресу: <адрес>, в нарушение требований ст. 16, ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» КУ ХЪМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» не выполнены мероприятия по реализации природоохранных мероприятий и компенсационных выплат за негативное воздействие на окружающую среду при реконструкции автомобильной дороги <адрес>, а именно - не произведена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, плата за размещение отходов, образованных в период проведения работ по реконструкции.

Административная ответственность по ст.8.41 КоАП РФ предусмотрена за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения в рассматриваемом деле выступает установленный законодательством РФ порядок по внесению в установленный срок платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Объективную сторону правонарушения образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.

Суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» к административной ответственности по следующим основаниям.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;

Согласно ст.16 вышеуказанного закона плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

В соответствии со ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Пунктом 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Согласно ст.28 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, последним днем для внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год являлось – 01 марта 2020 года.

Как следует из материалов дела, в отношении КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог», на основании приказа -а от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении внеплановой выездной проверки Казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» была проведена внеплановая выездная проверка, в результате которой установлено, что в нарушение требований ст. 16, ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» КУ «Управление автомобильных дорог» не выполнены мероприятия по реализации природоохранных мероприятий и компенсационных выплат за негативное воздействие на окружающую среду при реконструкции автомобильной дороги <адрес> комплекс, а именно - не произведена плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, плата за размещение отходов, образованных в период проведения работ по реконструкции.

Согласно платежному поручению от 01.03.2021г., плата за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за 2019 год произведена только 01.03.2021 года.

В связи с чем, в отношении Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» составлен протокол об административном правонарушении -ОН от ДД.ММ.ГГГГ за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ, каких-либо процессуальных нарушений суд не находит.

Виновность Казенного учреждения ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении -ОН от 05.02.2021г.; копией приказа Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 01.02.2021г. ; Актом внеплановой выездной проверки от 30.10.2020г. ; Приказом о проведении внеплановой выездной проверки КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» от 28.09.2020г. -а; выпиской из ЕГРЮЛ от 01.02.2021г.; копией Устава КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог». копиями платежных поручений.

Указанные доказательства получены с соблюдением процессуальных требований.

Доводы жалобы суд находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они опровергаются представленными по делу доказательствами и основаны на неверном толковании норм закона.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дороги осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно п.6 ст. 3 указанного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (п.11 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, являются должностные лица и юридические лица, ответственные за ремонт и содержание дорог.

Согласно ст. 15. Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных, или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Как следует из Устава БУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог», учреждение создано распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 29.12.2011 года № 783-рп.

Согласно разделу 2 Устава Учреждения, целями деятельности последнего являются развитие автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, обеспечение безопасности дорожного движения, безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта, сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Пунктом 2.2.1 Устава определено, что для достижения своих целей учреждение осуществляет, в частности следующие цели: организация работ (в том числе осуществление функций заказчика) по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения. Как владелец автомобильных дорог учреждение осуществляет согласования в частности выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту пересечений и примыканий других автомобильных дорог с автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения (п.2.2.6 Устава), а также осуществляет иные полномочия владельца автомобильных дорог (п.2.2.22 Устава).

В связи с чем КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» обязано в соответствии с целями, определенными Уставом, обеспечить сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, обеспечить безопасное и бесперебойное движение транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, а также обеспечить выполнение капитального ремонта или ремонта дорог регионального или межмуниципального значения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Таким образом КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» является субъектом вмененного ему административного правонарушения.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Анализ имеющихся доказательств указывает на то, что КУ ХМАО-Югры «Управление автомобильных дорог» не были приняты все необходимые, зависящие от него меры для соблюдения природоохранного законодательства, доказательств обратного суду не представлено.

Законных оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений ст.2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

Данное правонарушение нельзя признать малозначительным, поскольку хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Процессуальных нарушений при составлении административного материала и его рассмотрении, судом не установлено.

При таких обстоятельствах, жалоба представителя Аксенова С.В. на постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ОН от 04.03.2021г. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО5-ОН от 04.03.2021г., которым юридическое лицо – Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Управление автомобильных дорог» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей – оставить без изменения, жалобу представителя КУ ХМАО – Югры «Управление автомобильных дорог» Аксенова С.В. – без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд в течение 10 дней с момента получения копии решения.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда В.В. Черкашин