Дело № 12-275/16
Р Е Ш Е Н И Е
11 октября 2016 года город Котлас
Судья Котласского городского суда Архангельской области Коломинова Юлия Викторовна, в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: <...>, фл. 3, рассмотрев жалобу
Г., родившегося __.__.__ в поселке .... , ....-б, ...., ....,
на постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области № 59-16а от 16 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.21 ч. 1 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
постановлением заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области № 59-16а от 16 августа 2016 года Г. – внешний управляющий МП «Горводоканал», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 ч. 1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе Г. просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что не был извещен о времени и месте составления протокола, чем нарушено его право на защиту. В дополнениях к жалобе указывает, что решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 октября 2016 года отменено постановление должностного лица в отношении МП «Горводоканал» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, за отсутствием события административного правонарушения.
В судебное заседание Г. не явился, жалобу просил рассмотреть в его отсутствие.
Проверив дело, ознакомившись с доводами жалобы, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 11 января 2016 года жители ........ обратились в МП «Горводоканал» с заявлением провести работы по прокладке водопровода к своим домам с привлечением подрядной организации, имеющей допуск СРО. Письмом от 12 января 2016 года МП «Горводоканал» запретило жителям организацию прокладки уличной водопроводной сети с привлечением иной подрядной организации.
Должностное лицо пришло к выводу, что МП «Горводоканал», являясь субъектом естественной монополии, не давая согласия жителям на организацию прокладки уличной водопроводной сети с привлечением иной подрядной организации, имеющей допуск СРО, фактически отказывает в выдаче технических условий заявителям без соответствующего на то основания, тем самым нарушило пункт 13 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 года №83, в соответствии с которым при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Указанные обстоятельства явились основанием для признания внешнего управляющего МП «Горводоканал» Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 ч. 1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Между тем, полагая о наличии вины внешнего управляющего Г. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, должностное лицо при рассмотрении дела допустило существенное нарушение статьи 24.1 КоАП РФ о задачах производства по делам об административных правонарушениях и положений главы 26 КоАП РФ об оценке доказательств.
В соответствии с п.п. 3, 7 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения является обязательным, поскольку в силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Недоказанность вины в совершении административного правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В нарушение задач производства по делам об административных правонарушениях, установленных статьёй 24.1 КоАП РФ, должностное лицо не приняло мер к всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств данного дела, включая вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона рассматриваемого нарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Правила подключения к системам водоснабжения и водоотведения определены Федеральным законом от 07 декабря 2011 года №416 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона №416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 18 Закона № 416-ФЗ лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 3 статьи 18 Закона №416-ФЗ).
Согласно части 15 статьи 18 Закона №416-ФЗ договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Типовые договоры в области холодного водоснабжения и водоотведения утверждены Постановлением Правительства РФ от __.__.__№.
Из пункта 1 раздела I Предмет договора следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта заказчика и в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) (далее - технические условия) объекта согласно приложению № подключить объект к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия.
Пунктом 2 раздела I Предмет договора установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства до границы земельного участка заявителя, а в случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома - до границы инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в данном многоквартирном доме, осуществляет следующие мероприятия (указывается перечень фактически осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к сетям централизованной системы холодного водоснабжения) проверка выполнения заказчиком технических условий в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим договором; работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных или внутридомовых сетей и оборудования объекта в точке подключения в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим договором.
Из указанных норм следует, что работам по непосредственному подключению (технологическому присоединению), которые выполняет организация водопроводно-канализационного хозяйства, предшествует составление организацией водопроводно-канализационного хозяйства технических условий, выполнение заказчиком технических условий, а организацией водопроводно-канализационного хозяйства выполнение действий по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению до границы земельного участка заявителя, по проверке выполнения заказчиком технических условий в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором.
Согласно Приложению №1 к типовому договору о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения технические условия на подключение (технологическое присоединение) объекта содержат помимо прочих, такую информацию: основание, причина обращения, объект, кадастровый номер земельного участка, наименование заказчика, срок действия условий на подключение, точка подключения к централизованным системам холодного водоснабжения (адрес, координаты), технические требования к объектам капитального строительства заказчика, в том числе к устройствам и сооружениям для подключения, а также к выполняемым заказчиком мероприятиям для осуществления подключения, гарантируемый свободный напор в месте присоединения и геодезическая отметка верха трубы, разрешаемый отбор объема холодной воды и режим водопотребления (отпуска), требования к установке приборов учета воды и устройству узла учета, требования к обеспечению соблюдения условий пожарной безопасности и подаче расчетных расходов холодной воды для пожаротушения, перечень мер по рациональному использованию холодной воды, имеющий рекомендательный характер, границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
При этом технические условия являются неотъемлемой частью договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно пункту 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - договор о подключении). Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
Договор о подключении является публичным для организаций водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 97 Правил № 644).
Как установлено в пункте 88 Правил № 644, орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года №83 (далее - технические условия). В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку, он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий.
Постановлением Правительства РФ №83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – Правила № 83).
Данные Правила № 83 регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения.
Пункт 8 Правил №83 содержит сведения, которые должен содержать запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения. В частности, такой запрос должен содержать: наименование лица, направившего запрос, его местонахождение и почтовый адрес; нотариально заверенные копии учредительных документов, а также документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего запрос; правоустанавливающие документы на земельный участок (для правообладателя земельного участка); информацию о границах земельного участка, на котором планируется осуществить строительство объекта капитального строительства или на котором расположен реконструируемый объект капитального строительства; информацию о разрешенном использовании земельного участка; информацию о предельных параметрах разрешенного строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, соответствующих данному земельному участку; необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения, а также виды подключаемых сетей инженерно-технического обеспечения; планируемый срок ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства (при наличии соответствующей информации); планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации).
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (пункт 9 Правил № 83).
Таким образом, правообладатель земельных участков для подключения (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения должен обратиться в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий в установленном порядке.
Должностное лицо вменило Г. нарушение пункта 13 Правил № 83, выразившееся в отказе в выдаче технических условий.
Из пункта 13 Правил №83 следует, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей инженерно-технического обеспечения, используемых в процессе холодного водоснабжения и водоотведения) в случаях, указанных в пункте 12 указанных Правил, существует: при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса; при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса. Отсутствие на момент запроса указанных резервов является основанием для отказа в выдаче технических условий, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения. При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжении и (или) водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Вместе с тем, из представленного в материалы дела заявления от 11 января 2016 года жителей .... в .... не следует, что это заявление о выдаче технических условий, заявление не соответствует установленным требованиям.
Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок подключения (технического присоединения) к централизованным системам водоснабжения, в пункте 8 Правил № 83 содержатся сведения, которые должен содержать запрос органа местного самоуправления либо правообладателя земельного участка о предоставлении технических условий.
Таким образом, должностное лицо ошибочно установило в действиях Г. нарушение пункта 13 Правил №83, выразившееся в отказе в выдаче технических условий, поскольку заявители к нему с запросом о предоставлении технических условий, о заключении договора в установленном порядке не обращались.
К анализу установления наличия, либо отсутствия технической возможности подключения МП «Горводоканал» не приступал, поскольку, как указывалось ранее, с заявлением о выдаче технических условий, как и с заявлением о заключении договора о подключении к нему не обращались. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Г. события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, следовательно, отсутствовали основания для привлечения заявителя к административной ответственности.
В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, не позволило должностному лицу всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому постановление не является законным, обоснованным и подлежит отмене.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
р е ш и л:
постановление заместителя руководителя управления – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области № 59-16а от 16 августа 2016 года отменить.
Прекратить в отношении Г. производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.В. Коломинова