Судья Дмитрошкин А.Н. Дело № 12-275/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Буров А. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 11 декабря 2018 года дело по жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской республике и Кировской области на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 23 октября 2018 года, которым Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской республике и Кировской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (Двадцать тысяч) рублей,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 56 мин. произошло возгорание шпиля башни корпуса С3 объекта культурного наследия. На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995г. № «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» объекты недвижимого имущества в составе 6 производственных корпусов, расположенных по адресу: <адрес>, зарегистрированы в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный №) в качестве объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», 1808-1815 гг., 1834-1843 гг. (далее - объект культурного наследия).
Согласно выписок из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ№, №, №, №, №, № производственные корпуса С1 (кадастровый №), С2 (кадастровый №), СЗ (кадастровый №), С4 (№), С5 (кадастровый №), Т (кадастровый №), расположенные по адресу: <адрес>, находятся в собственности РФ. В пользование объект не передан и находится в государственной казне РФ.
Право собственности РФ на объект культурного наследия зарегистрировано 1 октября 2012 года.
Приказом Агентства от 5 апреля 2017 года № «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>.» утвержден предмет охраны объекта культурного наследия.
Приказом Агентства от 15 января 2018 года № утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца.
В ходе проведенных сотрудником Агентства контрольных мероприятий 3 и 5 июля 2018 года установлено, что объекту культурного наследия причинен ущерб – шпиль башни (триумфальная (дорическая) колонна) разрушен вследствие пожара и падения; объект был отключен от инженерных коммуникаций, не охранялся от проникновения третьих лиц; отсутствовали огнетушители, система противопожарной сигнализации, система автоматического пожаротушения, объект захламлен. Противопожарная обработка деревянных конструкций не проводилась.
В соответствии с приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>» башня центрального корпуса, увенчанная «триумфальной колонной» входит в предмет охраны объекта культурного наследия.
В соответствии с п.4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР и Кировской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 19 декабря 2016 г. №, МТУ Росимущество в УР и Кировской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.
В соответствии с пунктом 17 охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденного приказом Агентства от 15 января 2018 года №, при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия МТУ Росимущества в УР и Кировской области обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
В соответствии с п.1 ст.33 Закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу п.1 ст.40 Закона № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст.47.1 Закона № 73-ФЗ, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п.п. 1 - 3 ст.47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия.
На основании подп.1 п.1 ст.47.3 Закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 данного закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 56 мин. произошло возгорание шпиля башни корпуса С3 объекта культурного наследия.
Постановлением от 13 июля 2018 года отказано в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ч.1 ст.219 УК РФ. Данным постановлением установлено, что возгорание произошло в 13 час. 56 мин. ДД.ММ.ГГГГ в центральном корпусе (корпус С3) с башней объекта культурного наследия федерального значения «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>. В результате пожара уничтожен шпиль башни. В ходе осмотра места происшествия установлено на всех этажах и помещениях объекта культурного наследия зафиксировано большое количество тополиного пуха, дощатых конструкций и других горючих элементов, в связи с чем, сделан вывод, что наиболее вероятной причиной пожара является тепловое самовозгорание, а именно: воспламенение скопившегося на шпиле башни тополиного пуха от нагретой металлической поверхности обшивки шпиля башни вследствие воздействия солнечных лучей с последующим распространением горения на деревянные конструкции шпиля башни.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, на которые указано в обжалуемом постановлении.
В соответствии с ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, для юридических лиц предусмотрено наказание виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Рассматривая дело по существу, судья районного суда пришел к выводу, что МТУ Росимущество в Удмуртской Республике и Кировской области приняло все зависящие от него меры по сохранению объекта культурного наследия, не представлено. МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, будучи собственником памятника культурного наследия федерального значения имело возможность исполнить требования охранного обязательства, но не приняло всех зависящих от него меры по его соблюдению, т.е. не осуществляло расходов на содержание памятника культурного наследия и поддержания его в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии. Довод представителя МТУ Росимущества в Удмуртской Республики и Кировской области о том, что неоднократно обращалось в Росимущество с вопросом выделения денежных средств на содержание данного объекта, но денежные средства не выделялись, нельзя признать достаточными мерами.
Указанные выводы судьи районного суда разделить возможности не имею.
Так, в соответствии с ч.4 ст.24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.
При рассмотрении дела по жалобе представлены проекты бюджетных смет на плановые периоды 2017, 2018 и 2019 год, в соответствии с которыми руководитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета вносила предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий по осуществлению охраны объекта культурного наследия «<данные изъяты>» <адрес> в сумме 4 500 000 рублей. При этом, материалы дела не содержат сведений о выделении ассигнований в указанном размере. Законный представитель и защитник Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике свою позицию о невозможности исполнения надлежащим образом мероприятий по содержанию спорного объекта в надлежащем виде основывают на отсутствии финансирования. При таких обстоятельствах, судьей районного суда необоснованно не рассмотрена необходимость применения положений ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, то есть допущены нарушения процессуальных требований, которые не позволили полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.9 КоАП РФ,
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 23 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской республике и Кировской области отменить, производство по делу прекратить по части 4 статьи 24.5 КоАП РФ.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики А.И. Буров