ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-275/19 от 11.06.2019 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

№ 12-275/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

11 июня 2019 года г. Челябинск

Судья Ленинского районного суда г. Челябинска Манкевич Н.И. при секретаре Гресь Н.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Челябинска по адресу: <адрес>, жалобу Головко Ю. В. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера УФССП России по Челябинской области Головко Ю. В., <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

установил:

Постановлением заместителя руководителя УФК по Челябинской области Осовской Л.А. от ДД.ММ.ГГГГ начальник финансово-экономического отдела - главный бухгалтер УФССП России по Челябинской области Головко Ю.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000,00 руб.

В жалобе Головко Ю.В., поданной в Ленинский районный суд г. Челябинска, поставлен вопрос об отмене постановления заместителя руководителя УФК по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ ввиду его незаконности и необоснованности, применении положений ст. 2.9 КоАП РФ. Полагает, что при представлении бюджетной отчетности за 2018 год допустила несущественную ошибку, указав дебиторскую задолженность в размере 90 587,71 руб. на ином счете.

Головко Ю.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, ссылалась на то обстоятельство, что какую-либо информацию не скрывала, указала наличие дебиторской задолженности на другом счете.

Представители УФК по Челябинской области - Селиверстова Е.Н., Шафигуллина Н.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, представили письменный отзыв на жалобу (т. 2 л.д. 91-96), указали на невозможность признания административного правонарушения малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Выслушав Головко Ю.В., представителей УФК по Челябинской области - Селиверстову Е.Н., Шафигуллину Н.М., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

В силу ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств формирует бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

При рассмотрении дела должностным лицом установлено, что Головко Ю.В., являясь начальником финансово-экономического отдела - главным бухгалтером УФССП России по Челябинской области, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ допустила представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, а именно, указала в балансе по форме 0503130 ДД.ММ.ГГГГ недостоверный остаток на начало ДД.ММ.ГГГГ по счетам 20531, 40130 в сумме 90 587,71 руб. и соответственно по строке 250 «Дебиторская задолженность по доходам» и строке 570 «Финансовый результат» баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора дохода бюджета (код формы по ОКУД 0503130), который возник в результате того, что в УФССП России по Челябинской области в ДД.ММ.ГГГГ не велся учет сверхлимитных расходов сотрудников по услугам сотовой связи по счетам 20531, 40110, чем нарушила подп. 7 п. 1 ст. 162, п. 2 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ, ч. 2 ст.11, ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности» (утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 г. №260н), п.п. 197, 199 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 г. № 157н), п. 78 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 г. № 162н), п.п. 7, 17 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (утв. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 191н),

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности; никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Поскольку факт совершения административного правонарушения начальником финансово-экономического отдела - главным бухгалтером УФССП России по Челябинской области Головко Ю.В. подтвержден протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении сроков и порядке представления получателями средств федерального бюджета (администраторами доходов федерального бюджета) Федеральной службы судебных приставов, федеральным государственным автономным учреждением «Санаторий» ФССП России «Зеленая долина» квартальной и годовой бюджетной (бухгалтерской) отчетности в 2019 году»; журналом операций расчетов с дебиторами по доходам за январь 2018 года; главной книгой за 2018 года; пояснительной запиской к бюджетной отчетности за 2018 год; сведениями по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; оборотно-сальдовыми ведомостями по счету 30221 «Расчеты по услугам связи» с контрагентом ОАО «МТС» за 2017 год; распоряжением УФССП России по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О проведении инвентаризации финансовых обязательств УФССП России по Челябинской области; инвентаризационными описями расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторам и кредиторами по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ; балансом (форма 0503130) на ДД.ММ.ГГГГ; должностным регламентом начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера УФССП по Челябинской области; информацией о перечне лиц, имеющих право первой и второй подписи финансовых и бухгалтерских документов в УФССП России по Челябинской области; приказом УФССП по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении на должность Головко Ю.В.», иными доказательствами, вывод должностного лица о наличии в действиях Головко Ю.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ, является правильным.

Вина начальника финансово-экономического отдела - главным бухгалтером УФССП России по Челябинской области Головко Ю.В. в совершении административного правонарушения установлена.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что должностным лицом Головко Ю.В. приняты все зависящие от нее меры по соблюдению положений действующего законодательства.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.

Доводы жалобы о малозначительности совершенного правонарушения подлежат отклонению, исходя из следующего.

В силу положений ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не влекущие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения, учитывая, что малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Состав ст. 15.15.6 КоАП РФ формальный, в связи с чем следует учитывать не факт причинения, либо отсутствия какого-либо вреда, а существовала ли угроза охраняемым общественным отношениям, насколько она была реальна и какие последствия могли наступить в результате несоблюдения тех или иных норм бюджетного законодательства.

Учитывая, что выявленные административным органом нарушения законодательства свидетельствуют о потенциальной угрозе публичных интересов в сфере регулируемых государством бюджетных отношений, исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Постановление должностного лица отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ, в нем обоснованно содержится указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, приведены доказательства, подтверждающие обстоятельства дела, и мотивированные выводы о виновности Головко Ю.В.

Вместе с тем, постановление заместителя руководителя УФК по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит изменению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу.

Одним из условий применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ является наличие неисполненного постановления о привлечении к административной ответственности. В настоящее время постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ не исполнено в полном объеме, административный штраф не оплачен.

Статья 15.15.6 КоАП РФ, в редакции закона, действовавшего на момент совершения Головко Ю.В. административного правонарушения, предусматривала административное наказание административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Федеральным законом от 29.05.2019 г. № 113-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях внесены изменения, которые вступили в законную силу с 09 июня 2019 года.

В соответствии с ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, повлекшее представление бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержащей незначительное искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, повлекшее незначительное искажение показателей этой отчетности или не повлекшее искажения показателей этой отчетности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей.

Таким образом, исходя из положений ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, действия Головко Ю.В. подлежат переквалификации со ст. 15.15.6 КоАП РФ на ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

При назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.15.6 КоАП РФ необходимо учесть положения ст. ст. 4.1, 4.2 КоАП РФ, в том числе личность Головко Ю.В.

При таких обстоятельствах, наказание Головко Ю.В. следует назначить в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении начальника финансово-экономического отдела - главного бухгалтера УФССП России по Челябинской области Головко Ю. В. изменить, переквалифицировать её действия со ст. 15.15.6 КоАП РФ на ч. 2 ст.15.15.6 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части это же постановление оставить без изменения, а жалобу Головко Ю. В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Ленинский районный суд г. Челябинска.

Судья: Н.И. Манкевич