Дело № 12-275/2019
Р Е Ш Е Н И Е
24 апреля 2019 года г.Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.
при ведении протокола секретарем Фатиховой Г.Р.,
с участием заявителя жалобы ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Автономной некоммерческой организации «Центр реабилитации инвалидов» (далее - АНО «Центр реабилитации инвалидов») ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от Дата о привлечении к административной ответственности АНО «Центр реабилитации инвалидов» по ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и решение от Дата по жалобе на постановление,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды от ...
В жалобе, направленной в суд, просит постановление о назначении административного наказания отменить, поскольку правонарушение является малозначительным, при этом сам факт совершения правонарушения не оспаривает. Указывает, что правонарушение совершено впервые, существенных нарушений охраняемых общественных интересов не допущено. Водный объект использовался для полива цветников. АНО «Центр реабилитации инвалидов» предприняты меры для устранения последствий правонарушения, а именно: поданы документы для участия в аукционе на предоставление водного объекта в пользование. Привлечение к административной ответственности и назначение наказания приведет к невозможности осуществления организацией своей деятельности, наличие задолженности не позволит претендовать на получение грантов на реализацию действующих и новых социальных проектов.
Заявитель жалобы - директор АНО «Центр реабилитации инвалидов» ФИО1 в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, представил документы, обосновывающие пояснения.
Административный орган в судебное заседание представителя не направил, согласно письменному отзыву, возражает против удовлетворения жалобы.
Выслушав участника процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Ответственность, предусмотренная ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, наступает за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пункт 2 ст. 55 Водного кодекса Российской Федерации обязывает физических лиц, юридических лиц при использовании водных объектов физические лица, юридические лица осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 Водного кодекса Российской Федерации к договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, что обеспечивается в первую очередь, выполнением требований природоохранного законодательства, из чего следует, что самовольное занятие объекта, равно как и его использование в нарушение требований вышеназванного законодательства, нарушает интересы и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия
Административный орган, привлекая АНО «Центр реабилитации инвалидов» к административной ответственности по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, доказал факт использования юридическим лицом водного объекта, а также наличие вины в таком использовании.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что прокуратурой Дзержинского района г.Перми инициирована проверка по поручению прокуратуры Пермского края от ...
В ходе проведения обследования установлено, что в границах водоохранной зоны водного объекта – ... на земельном участке с кадастровым номером № располагаются беседки, цветники, деревянная горка со скатыванием посредством воды в водный объект, место временного накопления отходов, биотуалет.
В ходе обследования старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды Дата установлено, что на данной территории осуществляется забор водных ресурсов из реки Мулянка по системе шлангов, в подсобном помещении под горкой расположены насосы для забора воды.
Согласно договору водопользования от Дата в пользование для использования акватории водного объекта получен участок акватории ...
Вина юридического лица АНО «Центр реабилитации инвалидов» подтверждается собранными и исследованными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, актом осмотра территории, фототаблицей, объяснениями ФИО1
Разрешая ходатайство заявителя жалобы о применении к рассматриваемым правоотношениям норм о малозначительности, отмечается следующее.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных отношений.
Учитывая изложенное, квалификация административного правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, применительно к обстоятельствам конкретного деяния.
Согласно Уставу, общество создано для осуществления деятельности в сфере социальной защиты инвалидов путем обеспечения равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических и других прав. В соответствии с Договором № ...
Решением департамента земельных отношений администрации города Перми о размещении объектов № АНО «Центр реабилитации инвалидов» разрешено расположить элементы благоустройства территории, временные павильоны, киоски, пункты проката инвентаря, спортивные и детские площадки, навесы и беседки на территории по адресу: гАдрес
В судебное заседание представлены документы, свидетельствующие о финансовом положении привлекаемого к административной ответственности лица, принимавшего меры для заключения договора водопользования.
Принимается также во внимание, что должностное лицо ранее привлечено к административной ответственности за указанное нарушение по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в связи с чем в данном случае привлечение к административной ответственности и назначение наказания юридическому лицу, с учетом специфики организации, затруднит осуществление деятельности, направленной на обеспечение благоприятной среды для инвалидов и получение разрешающих водопользование документов.
Руководствуясь ч. 3 п. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу директора АНО «Центр реабилитации инвалидов» ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды по Пермскому краю от Дата о привлечении к административной ответственности Автономной некоммерческой организации «Центр реабилитации инвалидов» по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, решение по жалобе, вынесенное главным государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО2 от Дата - отменить, производство по делу прекратить, освободить Автономную некоммерческую организацию «Центр реабилитации инвалидов» от административной ответственности с применением положений статьи 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
Решение в срок 10 дней может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
Судья Е.В.Мухина