дело №
УИД30RS0№-43
РЕШЕНИЕ
Трусовский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Спицыной В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ПАО «Астраханский порт» ФИО6 на постановление начальника МИФНС России№по <адрес> по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки № специалистом 1 разряда МИФНС № по АО ФИО2, на основании поручения заместителя начальника МИФНС № по АО, на предмет соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ПАО «Астраханский порт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки было установлено, что ПАО «Астраханский порт» производило расчеты при осуществлении валютных операций с физическими лицами – нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В отношении генерального директора ПАО «Астраханский порт» ФИО6 были составлены протоколы об административном правонарушении и вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем ФИО6 были поданы жалобы на:
-постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ. В обоснование жалобы заявитель указал, что постановлением начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ заявитель, как должностное лицо – генеральный директор ПАО «Астраханский порт» была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.09.2019заработной платы за сентябрь 2019 года в сумме 22000 руб. наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
- постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.10.2019заработной платы за октябрь 2019 года в сумме 26200 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
- постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты10.10.2019заработной платы за октябрь 2019 года в сумме 43724,45 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты08.11.2019заработной платы за ноябрь 2019 года в сумме 30980,45 руб. наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
- постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.12.2019заработной платы за декабрь 2019 года в сумме 39300 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения;
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты10.12.2019заработной платы за декабрь 2019 года в сумме 30980,45 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.11.2019заработной платы за декабрь 2019 года в сумме 26200 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты10.10.2019заработной платы за октябрь 2019 года в сумме 30320 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.12.2019заработной платы за декабрь 2019 года в сумме 39300 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.12.2019заработной платы за декабрь 2019 года в сумме 39300 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты10.12.2019заработной платы за декабрь 2019 года в сумме 39524,45 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.12.2019заработной платы за ноябрь 2019 года в сумме 26200 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.10.2019заработной платы за октябрь 2019 года в сумме 26200 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.09.2019заработной платы за сентябрь 2019 года в сумме 7800 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
-постановление № 3023202060002840004 должностного лица административного органа – начальника МИФНС России №5 по Астраханской области от 12.10.2020, которым генеральный директор ПАО «Астраханский порт» ФИО6 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20000 рублей. Основанием для привлечения заявителя к административной ответственности послужил факт выплаты25.11.2019заработной платы за ноябрь 2019 года в сумме 39524,45 рублей наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации работнику ПАО «Астраханский порт» нерезиденту - гражданину Исламской Республики Иран. Заявитель полагает, что указанная валютная операция разрешена действующим законодательством Российской Федерации, а, следовательно, в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.25 КоАП РФ. В связи с изложенным, заявитель просил отменить постановление начальника МИФНС России№по<адрес>№ от 12.10.2020по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ были объединены административные дела № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ по жалобам на Постановления №№, 30№, 3№, 30№, 30№, 30№, 30№, 3№, 30№, 30№, 30№, 30№, 30№, 3№ должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, о привлечении должностного лица – генерального директора ПАО «Астраханский порт» в одно производство.
В судебном заседании представитель заявительФИО3 поддержала доводы жалобы.
Представитель административного органа МИФНС России № по <адрес> в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в обжалуемых постановлениях, просил суд оставить жалобы генерального директора ПАО «Астраханский порт» ФИО6 без удовлетворения.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки № специалистом 1 разряда МИФНС № по АО ФИО2, на основании поручения заместителя начальника МИФНС № по АО, на предмет соблюдения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования ПАО «Астраханский порт» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проведения проверки было установлено, что ПАО «Астраханский порт» производило расчеты при осуществлении валютных операций с физическими лицами – нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ.
МИФНС России№по<адрес>при осуществлении проверки соблюдения требований валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования выявлено, что ПАО «Астраханский порт» в лице генерального директора ФИО1, привлекло в2018-2019годах к трудовой деятельности иностранных работников – граждан Исламской Республики Иран.
Согласно предоставленных документов иностранные работники в2018 и в 2019годах не имели вида на жительство в России, в связи, с чем на основании пп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от10.12.2003N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" являлись нерезидентами.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Астраханский порт» в лице генерального директораФИО6 осуществил выплату заработной платы, нерезидентам - гражданам Исламской Республики Иран наличными денежными средствами в валюте Российской Федерации, тогда как к физическим лицам-нерезидентам, применимы валютные операции, расчеты при которых должны производиться через счета, открытые в уполномоченных банках или осуществляться переводами электронных денежных средств.
В ходе проверки представленных документов установлено нарушение положений валютного законодательства, а именно ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 173-ФЗ, выразившееся в выплате своим работникам (нерезидентам) из кассы наличными денежными средствами заработной платы в валюте РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Кроме того частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ установлен закрытый перечень случаев, при которых юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской Федерации без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Расчеты по выплате работодателем-резидентом работнику-нерезиденту заработной платы в наличной форме не входят в разрешенный частью 2 статьи 14 Федерального закона N 173-ФЗ перечень операций, осуществление которых разрешено без использования банковских счетов в уполномоченных банках.
Таким образом, работодатель-резидент обязан выплачивать заработную плату работнику-нерезиденту исключительно в безналичной форме.
Выплата заработной платы работнику-иностранцу, не имеющему вида на жительство в России, временно пребывающему в РФ, признается валютной операцией (п. п. "а" п. 7, п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона N 173-ФЗ, абз. 14 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"). В этом случае расчеты с таким работником-нерезидентом необходимо производить только в безналичном порядке, то есть через банковские счета в уполномоченных банках.
Поскольку, в случае выплаты резидентом физическому лицу-нерезиденту заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ, работник является гражданином иностранного государства - нерезидентом, реализация норм трудового права должна осуществляться с соблюдением норм валютного законодательства. Соответственно, локальные нормативные акты работодателя (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить положениям указанного Закона. При этом в данном случае нормы Федерального закона N 173-ФЗ имеют приоритет над положениями Трудового Кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ).
Иностранным работникам, имеющим статус временно проживающих или временно пребывающих, заработная плата может выплачиваться только в безналичном порядке, со счета, открытого в уполномоченном банке.
Кроме того, необходимо отметить, что требования к способу выплаты заработной платы иностранным работникам, помимо статьи 136 Трудового Кодекса РФ, установлены также Федеральным законом N 173-ФЗ.
Требования валютного законодательства РФ о проведении расчетов при осуществлении валютных операций юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, в том числе в части порядка выплаты юридическими лицами- резидентами физическим лицам-нерезидентам заработной платы, не противоречат Трудовому Кодексу РФ.
Как следует из статьи 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено Кодексом, другими федеральными законами или международным договором РФ.
Из указанной нормы можно сделать вывод, что реализация норм трудового права должна осуществляться в соответствии не только с ТК РФ, но и с другими нормативно-правовыми актами, в том числе положениями Федерального закона N 173-ФЗ и локальными ненормативными актами общества (приказы, соглашения, договоры) не должны противоречить требованиям указанного Закона.
Следовательно, при выдаче обществом иностранному работнику заработной платы применению подлежит специальная норма Федерального закона N 173-ФЗ о валютном регулировании.
Как установлено проверкой (акт проверки соблюдения валютного законодательства№ от ДД.ММ.ГГГГ) обществом в нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ была осуществлена выплата заработной платы иностранным работникам Исламской Республики Иран, являющимся нерезидентами, наличными денежными средствами из кассы предприятия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленными платежными ведомостями.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Налоговым органом за неисполнение обязанности по соблюдению части 2 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ, в отсутствие надлежащим образом извещенного заявителя составлены протоколы об административном правонарушении по признакам состава, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Указанные протоколы с письменным разъяснением прав и обязанностей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и определением о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении были направлены заявителю почтой.
ДД.ММ.ГГГГ начальникомМИФНС России № по <адрес> в отсутствие заявителя, вынесены обжалуемые постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В соответствии с ч.1 ст.15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Таким образом, под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством Российской Федерации, так и валютные операции, осуществленные с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, в том числе валютные операции, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1 Федерального закона №173-ФЗ резидентами для целей данного Закона признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации; нерезидентами - иностранные граждане, которых нельзя отнести к лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации; валютные операции - отчуждение резидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имело место выплата ПАО «Астраханский порт», генеральным директором которого является заявитель ФИО6, нерезидентам - гражданам Исламской Республики Иран заработной платы наличными денежными средствами в виде банкнот Банка России, то есть была совершена валютная операция.
Следовательно, при выдаче иностранному работнику заработной платы, то есть осуществление вышеназванной валютной операции не через банковский счет в уполномоченном банке свидетельствует о совершении заявителем незаконной валютной операции и образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что заявителем были приняты все возможные меры для соблюдения требований валютного законодательства и проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.
При указанных обстоятельствах в действиях заявителя, как руководителя общества, усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд исходит из того, что у налогового органа не имелось оснований квалифицировать каждое из выявленных нарушений как самостоятельное административное правонарушение, поскольку правонарушения выявлены в рамках одной проверки, проведенной одним и тем же контролирующим органом, в один день, в отношении одного и того же должностного лица на предмет соблюдения данным лицом валютного законодательства при выдачи денежных средств нерезидентам, осуществляющим трудовую деятельность на данном предприятии.
Согласно части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 9 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.
Исходя из вышеуказанных норм права, если при пересмотре постановления должностного лица судья приходит к выводу о том, что данные положения закона должностным лицом при вынесении постановления не учтены, то он должен объединить поступившие материалы и рассмотреть их в одном производстве с вынесением решения об изменении постановлений путем назначения наказания с учетом требований части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Исходя из изложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для объединения постановлений начальника МИФНС России№по<адрес> 30№, 30№, 3№, 30№, 30№, 30№, 30№, 3№, 30№, 30№, 30№, 30№, 30№, 3№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ в одно производство и назначении генеральному директору ПАО «Астраханский Порт» ФИО6 административное наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В связи с изложенным, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу генерального директора ФИО6 ФИО5 напостановление начальника МИФНС России№по<адрес> по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ, оставить без удовлетворения.
Постановление №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, № должностного лица административного органа – начальника МИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении генерального директора ПАО «Астраханский порт» ФИО1 объединить в одно производство и назначить ей наказание по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Настоящее решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд, через Трусовский районный суд<адрес> течение 10 дней.
Председательствующий судья ФИО4