ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-275/2017 от 26.07.2017 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 июля 2017 года город Ноябрьск ЯНАО

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Нигматуллина Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьское управление по повышению нефтеотдачи пластов» на постановление старшего государственного инспектора ЯНАО в области охраны окружающей среды ФИО1 по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением старшего государственного инспектора ЯНАО в области окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «НУПНП» (далее – Общество) подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данным находящемся в <адрес> юридическим лицом не было обеспечено выполнение обязательных требований о необходимости наличия утвержденных территориальным органом Росприроднадзора нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Общество обратилось в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, рассмотреть вопрос о малозначительности правонарушения, освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом в жалобе указано, что состав административного правонарушения в действиях Общества отсутствует, поскольку договор на оказание услуг по разработке проекта заключен, проект разработан и направлен в уполномоченный орган, но в его утверждении было отказано, после чего проект доработан и направлен снова. Плата за негативное воздействие на окружающую среду Обществом вносится с применением повышающего коэффициента, договоры на хранение, утилизацию и вывоз отходов различных видов и классов заключены.

В ходе судебного заседания представитель Общества ФИО2 на жалобе настаивала, поддержала изложенные в ней доводы. Дополнительно указала, что приказ об отказе в выдаче документа об утверждении нормативов с мотивированным обоснованием, а также письмо о наличии в проекте недостатков от ДД.ММ.ГГГГ Обществом получены, в настоящее время Общество занимается обеспечением согласования нового проекта. Еще в ДД.ММ.ГГГГ года имел место отказ в утверждении проекта НООЛР в связи с переполненностью полигона в г.Муравленко, а у владельца полигона в Ноябрьске (ООО «ИнТех») до настоящего времени отсутствует лицензия на размещение отходов. Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ у Общества появился еще один вид деятельности, связанный с использованием автотранспорта (изменения в регистрационную документацию внесены в ДД.ММ.ГГГГ, после назначения управляющего), что потребовало дополнительного увеличения нормативов и лимитов и осуществления новых расчетов. В мае проект был направлен в ДПРР ЯНАО, которым уже после получения ходатайства Общества об утверждении проекта НООЛР была инициирована проверка, по результатам которой и вынесено оспариваемое постановление. Отказ имел место именно в период проверки.

Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, в суд не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено.

Судья полагает возможным рассмотреть дело при данной явке и, выслушав представителя юридического лица, исследовав доводы жалобы и подлинные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему:

В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и прекращения производства по делу по основаниям, указанным в ст.24.5 и ст.2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушений. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения (ст.24.1, 26.2 КоАП РФ).

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами

Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектами названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.

В соответствии со ст.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (далее – Закон об отходах производства и накопления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Размещение юридическим лицом на своей территории отходов производства и потребления, образовавшихся в результате осуществления производственно-хозяйственной деятельности, следует отнести к накоплению отходов.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.

В силу требований п.3 ст.18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов (установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции) и лимитов на их размещение (предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории).

Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании приказа Департамента ПРР ЯНАО (далее – Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена плановая документарная и выездная проверка соответствия осуществляемой ООО «НУПНП» деятельности требованиям природоохранного законодательства РФ в области охраны окружающей среды.

В ходе проверки Департаментом установлено, что в Обществе отсутствует документ, подтверждающий конечный результат исполнения обязанности по разработке проекта нормативов образования и лимитов на размещение отходов, образующихся в результате уставной деятельности, хотя отходы I-V классов опасности при такой деятельности образуются и временно размещаются (накапливаются) в местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства.

Указанное, безусловно, является нарушением утвержденного приказом Минприроды РФ от 25 февраля 2010 года № 50 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Так, п.4, 5, 7 и 12 вышеупомянутого Порядка установлено, что проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов – проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица (их филиалы и другие территориально обособленные подразделения), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, заявление об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (приложение к Порядку) либо решение об отказе в их утверждении направляется (вручается) индивидуальному предпринимателю и юридическому лицу в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Датой утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является дата принятия территориальным органом Росприроднадзора решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами технического отчета по обращению с отходами.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что Общество не в полном объеме выполнило обязанности, предусмотренные природоохранным законодательством, что повлекло отсутствие в утвержденных в установленном порядке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что свидетельствует о наличии в действиях Общества вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, поскольку им нарушены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления.

Обстоятельства совершенного правонарушения и вина Общества подтверждается материалами дела об административном правонарушении, в частности, приказом о проведении плановой документарной и выездной проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ, уведомлением Общества о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений , актом обследования используемых юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности объектов окружающей и производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Общества от ДД.ММ.ГГГГ, приказом об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ДД.ММ.ГГГГ с его мотивированным обоснованием, инвентаризационными ведомостями источников образования отходов и месте их временного накопления, копиями свидетельств о государственной регистрации прав Общества на объекты недвижимости, находящиеся в <адрес>, договорами аренды, из которых следует, что при осуществлении Обществом уставной деятельности в месте расположения упомянутых объектов образуются отходы I-V классов опасности, наличие которых в силу закона требует разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Данные нормативы и лимиты до настоящего времени не утверждены, что свидетельствует о незавершенности процесса их разработки.

Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При этом малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу (п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Как следует из пояснений представителя Общества и подтверждается материалами дела об административном правонарушении, ДД.ММ.ГГГГ Общество направило проект НООЛР в уполномоченный орган, однако в утверждении проекта отказано, проект возвращен на доработку. В настоящее время Общество занимается обеспечением согласования нового проекта. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду Обществом вносятся; договоры на оказание услуг по транспортировке и размещению ТБО, временное накопление отходов, их утилизацию и обезвреживание заключены. Кроме того, еще в ДД.ММ.ГГГГ имел место отказ Обществу в утверждении НООЛР в связи с переполненностью полигона в г.Муравленко, а у владельца полигона в Ноябрьске (ООО «ИнТех») до настоящего времени отсутствует лицензия на размещение отходов.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации о том, что меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 года № 4-П).

Оценивая доводы жалобы и представленные в обоснование жалобы доказательства, исходя из фактических обстоятельств вменяемого правонарушения, принимая во внимание изложенную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации правовую позицию, отсутствие последствий в виде причинения вреда охраняемым общественным интересам, судья приходит к выводу о малозначительности совершенного ООО «НУПНП» административного правонарушения, и возможности применения положений ст.2.9 КоАП РФ.

В связи с указанным, по правилам п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьское управление по повышению нефтеотдачи пластов» удовлетворить.

Постановление старшего государственного инспектора ЯНАО в области охраны окружающей среды ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьское управление по повышению нефтеотдачи пластов» по ст.8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.