ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-275/2021 от 12.10.2021 Сызранского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

12 октября 2021 года г.Сызрань

Судья Сызранского городского суда Самарской области Суняева Е.И.,

с участием представителя АО «СНПЗ» по доверенности ФИО1,

рассмотрев жалобу АО «СНПЗ» на постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № ПР-865/1026-718-Ю от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

Постановлением государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № ПР-865/1026-718-Ю от <дата> юридическое лицо – АО «СНПЗ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 211 000 рублей.

АО «СНПЗ» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление должностного лица, в которой просят данное постановление отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование доводов ссылается на то, что выявленные нарушения большей частью представляются необоснованными либо малозначительными, связанными с непрерывным осуществлением нефтеперерабатывающим предприятием своей текущей производственной деятельности, часть замечаний появились с введением новых правил и требований законодательства в области промышленной безопасности и устраняются Заявителем по ранее выданным Управлением в его адрес предписаниям, сроки по которым либо не вышли, либо обжалованы; в целях устранения указанных в предписаниях нарушений Заявитель разработал План мероприятий по устранению выявленных нарушений, утверждены и введены в действие компенсирующие мероприятия. Кроме того, Управлением при вынесении Постановления допущен ряд грубых процессуальных нарушений. Проверка проводилась <дата>, что подтверждается протоколами осмотра № ***-ПО от <дата> и № ***-ПО от <дата>. Между тем, требование о предоставлении документов в отношении установки 35/11-600 датировано <дата>, а срок предоставления и вовсе указан до <дата>. Более того, согласно записи журнала проверок от <дата>, данный вид контрольного действия (осмотр) проведён именно в эту дату, а не <дата>, как указано в вышеуказанных протоколах. В материалах проверки, протоколе и постановление отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие вину АО «СНПЗ», то есть отсутствует объективная сторона правонарушения. Государственный инспектор ФИО2 не относится к категории руководителей, заместителей, ведущих или старших специалистов, и таким образом, не имела права осуществлять постоянный государственный контроль (надзор) в отношении ОПО АО «СНПЗ».

В судебном заседании представитель АО «СНПЗ» по доверенности ФИО1 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объёме и дополнил, что по результатам проверки не был составлен акт проверки, что является грубым процессуальным нарушением. Протоколы осмотра составлены не надлежащим должностным лицом, поэтому подлежат исключению из числа доказательств. В журнале проверок полный номер протоколов проверок отсутствует. Не отрицал, что выданные по факту выявленных нарушений Ростехнадзором предписания не оспаривают, все протоколы осмотра, об административном правонарушении и предписания были вручены представителю юридического лица, осмотр проводился в присутствии представителя юридического лица.

Представитель Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности ФИО3, возражал против жалобы, просил постановление ПР-865/1026-718-Ю от <дата> оставить без изменения и пояснил, что приказами Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении графиков осуществления постоянного государственного надзора» № ПР-301-865-О от <дата> и №ПР-301-866-о от <дата> назначены должностные лица, уполномоченные на осуществление постоянного государственного надзора и совершение ими контрольных (надзорных) действий, с которыми юридическое лицо АО «СНПЗ» ознакомлено. По фактам обнаруженных нарушений обязательных норм и правил в области промышленной безопасности <дата> составлены протоколы осмотра опасных производственных № ***-ПО и № ***-ПО. Также государственным инспектором ФИО2<дата> было направлено требование №СНПЗ-08-001 со сроком предоставления до 23 августа для уточнения информации, необходимые материалы государственным инспектором были получены <дата>. После сопоставления обнаруженных нарушений при осмотре ОПО и по результатам полученной информации путем истребования документов протоколы осмотра № ***-ПО и № ***-ПО были направлены <дата> на официальную электронную почту юридического лица для ознакомления. При выявлении нарушений обязательных требований юридическому лицу АО «СНПЗ» 24 августа выданы предписания № ***-П и № ***-П об устранении выявленных нарушений. На основании выявленных нарушений возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Акционерного общества «Сызранский нефтеперерабатывающий завод». АО «СНПЗ» о дате, месте и времени составления протокола об административном правонарушении было уведомлено <дата>. В присутствии представителя АО «СНПЗ» составлен протокол об административном правонарушении от 26.08.2021г. № ПР-865/1026-718-Ю. АО «СНПЗ» о дате, месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении было уведомлено <дата>. При рассмотрении дела об административном правонарушении от юридического лица - АО «СНПЗ» письменные возражения по делу об административном правонарушении не поступали. Наказание юридическому лицу назначено с учётом того, что ранее юридическое лицо уже привлекалось за совершение аналогичного правонарушения. Акт проверки как итоговый документ по результатам проверки Федеральным законом № 248-ФЗ от 31.07.2020г. не предусмотрен.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд считает обжалуемое постановление законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от <дата> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Законе N 116-ФЗ, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Предметами правонарушений, предусмотренных указанной нормой права, являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ (пункт 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ).

Как следует из материалов дела, <дата> на основании части 11 статьи 16 Федерального закона от <дата> N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьи 97 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от <дата> № 248-ФЗ, "Положения о федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 1082, приказов Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N ПР-301-866-о от <дата>, N ПР-301-865-о от <дата>, в рамках осуществления постоянного государственного надзора проведены мероприятия по контролю на опасных производственных объектах I класса опасности: «База товарно-сырьевая», «Площадка установок по переработке нефти и нефтепродуктов», эксплуатируемых АО «СНПЗ» по адресу: г. Сызрань, <адрес>.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности, допущенные АО «СНПЗ» при эксплуатации опасных производственных объектов, которые отражены в протоколах осмотра № ***-ПО и № ***-ПО от <дата> и представителем юридического лица не оспаривается.Выявленные нарушения явились основанием для составления предписаний по устранению выявленных нарушений в установленные сроки № ***-П и № ***-П от <дата> и протокола об административном правонарушении от <дата> № ПР-865/1026-718-Ю в отношении АО «СНПЗ» по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ за нарушение обязательных и правил в области промышленной безопасности, допущенные при эксплуатации опасных производственных объектов «База товарно-сырьевая», а именно: на насосной № *** участка 3 цеха № *** и в парке резервуаров (РВС 317, 318); «Площадка установок по переработке нефти и нефтепродуктов», а именно: на технологической насосной № *** и компрессорной гидроочистной установке АО «СНПЗ».

При производстве по делу юридически значимые обстоятельства должностным лицом определены правильно, факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица - АО «СНПЗ» подтверждены имеющимися в деле вышеуказанными доказательствами, которые получили надлежащую оценку.

Доводы представителя юридического лица о неверной дате составления протоколов осмотра, что фактически они были составлены 20.08.2021г., не могут быть приняты во внимание, поскольку юридическим лицом не отрицалось в судебном заседании и представлен журнал проверок, в котором стоит отметка о том, что осмотр проводился <дата>.

Доводы представителя юридического лица о том, что государственный инспектор ФИО2 не относится к категории руководителей, заместителей, ведущих или старших специалистов, и таким образом, не имела права осуществлять постоянный государственный контроль (надзор) в отношении ОПО АО «СНПЗ», также являются несостоятельными.

Под постоянным государственным контролем (надзором), согласно Федерального закона от <дата> № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», понимается режим государственного контроля (надзора), который заключается в возможности постоянного пребывания инспекторов на объектах постоянного государственного контроля (надзора) и совершении ими контрольных (надзорных) действий в целях предотвращения причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, обеспечения соблюдения обязательных требований на таких объектах.

Приказами Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору «Об утверждении графиков осуществления постоянного государственного надзора» № ПР-301-865-О и №ПР-301-866-о от <дата> назначены должностные лица, уполномоченные на осуществление постоянного государственного надзора и совершение ими контрольных (надзорных) действий.

Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от <дата>№ *** «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» должностными лицами, осуществляющий федеральный государственный надзор являются, в том числе, федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» старшей группы должностей в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в ведении которых находятся вопросы федерального государственного надзора.

Согласно главе 5 Указа Президента РФ «О реестре должностей федеральной гражданской службы», государственный инспектор (код должности 11-3-4-050) относится к категории «специалисты» старшей группы должностей.

Таким образом, государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья ФИО2 вправе осуществлять постоянный надзор за опасными производственными объектами АО «СНПЗ», в связи с чем оснований для признания протоколов осмотра № ***-ПО и № ***-ПО от <дата> недопустимыми доказательствами не имеется.

Доводы представителя юридического лица о том, что по результатам проверки не был составлен акт проверки, не являются основанием к отмене обжалуемого постановления должностного лица, поскольку выявленные нарушения отражены в протоколах осмотра, составление которых предусмотрено ст. 76 Федерального закона от <дата> № 248-ФЗ.

Иные доводы представителя заявителя судом также не принимаются во внимание, поскольку приведены с целью уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями статей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором также отражены выявленные нарушения с указанием положений закона, требования которого нарушены.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее правонарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Нарушение требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта допущено по вине юридического лица - АО «СНПЗ», которое своими действиями (бездействием) нарушило требования части 1 статьи 9, статьи 11 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии АО «СНПЗ» необходимых и достаточных мер по исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, а также о невозможности соблюдения норм действующего законодательства, в материалы дела не представлено, как не представлено доказательств невозможности соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта в силу чрезвычайных событий, которые заявитель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия юридическим лицом исчерпывающих мер для соблюдения им указанных требований не имеется. При наличии доказательств в подтверждение нарушений требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов суд считает вину заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения применительно к ст. 2.1 КоАП РФ доказанной.

Должностным лицом при назначении административного наказания юридическому лицу был принят во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность. Учитывая, что юридическое лицо ранее постановлением от 24.07.2021г. привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, оснований для применения при назначении наказания в отношении АО «СНПЗ» положений ч.3.2, ч. 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, не имеется.

Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого административным органом решения при рассмотрении дела об административном правонарушении, не допущено.

Таким образом, оснований к отмене постановления государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № ПР-865/1026-718-Ю от <дата>, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за объектами химического комплекса, взрывоопасными объектами хранения и переработки растительного сырья Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 № ПР-865/1026-718-Ю от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «СНПЗ» оставить без изменения, а жалобу юридического лица АО «СНПЗ» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения либо получения его копии.

Судья Суняева Е.И.