ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-275/2021 от 13.12.2021 Ширинского районного суда (Республика Хакасия)

дело № 12-275/2021

УИД 19MS0033-01-2021-000558-41

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Шира 13 декабря 2021 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия в составе

председательствующего судьи Лейман Н.А.,

при секретаре Быковской Л.В.,

с участием должностного лица административного органа – ведущего специалиста-эксперта правового отдела Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия Лупановой Ж.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу должностного лица – конкурсного управляющего ОАО «Курорт «Озеро Шира» Воронцова А.Е. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Ширинского района Республики Хакасия от 14 октября 2021 года по делу об административном правонарушении в отношении Воронцова А.Е. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

постановлением по делу об административном правонарушении от 14 октября 2021 года мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района Республики Хакасия должностное лицо – конкурсный управляющий ОАО «Курорт «Озеро Шира» Воронцов А.Е. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроках предоставления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

Не согласившись с вынесенным постановлением, должностное лицо – Воронцов А.Е. обратился в Ширинский районный суд с жалобой, в которой просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить. В обоснование жалобы указал следующее. В постановлении по делу об административном правонарушении от 14 октября 2021 года указано, что фактически налоговая декларация за 2020 год представлена в налоговый орган 01 июня 2021 года. Ссылаясь на п. 3 ст. 386 НК РФ и ч. 4 ст. 80 НК РФ указал, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации, предоставленной налогоплательщиком по установленной форме. При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового оправления с описью вложения. Пояснил, что налоговая декларация по налогу на имущество организации за 2020 год была представлена в УФНС по РХ на бумажном носителе с сопроводительным письмом посредством почтовой связи 30 марта 2021 года, в котором было указано по какой причине налоговая декларация была направлена на бумажном носителе. 24 апреля 2021 года в адрес ОАО «Курорт «Озеро Шира» поступило уведомление от 16 апреля 2021 года об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе и (или) о том, что расчет считается не представленным. ОАО «Курорт «Озеро Шира» исправив недочеты в налоговой декларации, указанные в уведомлении от 16 апреля 2021 года, 11 мая 2021 года направило ее посредством почтовой связи в налоговый орган. 25 мая 2021 года поступило уведомление об уточнении налогового документа, где предлагалось в течение пяти дней представить пояснения по выявленным ошибкам. 01 июня 2021 года Обществом получена квитанция о приеме исправленной налоговой декларации (расчета) в электронном виде. Полагает, что первоначальная декларация была представлена в налоговый орган в сроки, установленные налоговым законодательством, а потому у УФНС по РХ отсутствовали основания для привлечения должностного лица к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ. Также указал, что не был в установленном порядке уведомлен о месте и времени составления в отношении него протокола об административном правонарушении. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Воронцов А.Е., будучи уведомлен о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился и не ходатайствовал об отложении судебного заседания в связи с необходимостью личного участия.

Представитель административного органа, должностным лицом которого вынесено обжалуемое постановление, Лупанова Ж.В., представила письменное возражение на жалобу Воронцова А.Е., в котором указала, что налоговая декларация не принята налоговым органам по причине предоставления декларации не по установленной форме, о чем указано в уведомлении об отказе в приеме налогового документа, представленного на бумажном носителе от 16 апреля 2021 года. Пояснила, что направление налоговой декларации в установленный законом срок по почте, но не по установленной форме не свидетельствует об исполнении обязанности. Также указала, что в материалах дела имеется уведомление от 29 июня 2021 года о вручении извещения Воронцову А.Е. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, которое получено им лично 07 июля 2021 года, о чем свидетельствует отметка о вручении и оттиск печати почтового отделения. Считает, что постановление мирового судьи судебного участка №1 Ширинского района Республики Хакасия от 14 октября 2021 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба Воронцова А.Е. без удовлетворения.

В судебном заседании представитель поддержала доводы, изложенные в возражениях, полагала постановление мирового судьи подлежащим оставлению без изменения. Дополнительно указала, что Приказом УФНС России установлен формат и порядок заполнения, первоначально представленная декларация не соответствовала данной форме, поскольку были неверно отражены штрихкоды, и данная декларация была представлена в разрезе трех разделов, а по установленной форме предлагается четыре раздела декларации, подлежащих обязательному заполнению. Указанное обстоятельство явилось основанием для отказа в приеме декларации, в связи с чем она считается неподанной.

Суд определил о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы, изложенные в жалобе, и документы в ее обоснование, выслушав явившихся лиц, исследовав представленные материалы, проверив соответствие выводов мирового судьи установленным по делу обстоятельствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, суд приходит к следующему.

При рассмотрении указанного дела судом первой инстанции каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.

Положениями ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность предоставлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Согласно ч. 3 ст. 80 НК РФ Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

Из ч. 7 ст. 80 НК РФ следует, что формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Частью 6 данной статьи налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с ч. 3 ст. 386 НК РФ налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговым периодом по налогу, признается календарный год (ч. 3 ст. 379 НК РФ).

В силу ч. 3 ст. 373 НК РФ ОАО «Курорт «Озеро Шира» является плательщиком налога на имущество организации.В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно выписке Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ОАО «Курорт «Озеро Шира» лицом, имеющим правом действовать от юридического лица без доверенности, значится конкурсный управляющий Воронцов А.Е.

Как следует из материалов дела и протокола №19002118000070300002 об административном правонарушении от 30 августа 2021 года должностным лицом- конкурсным управляющим ОАО «Курорт «Озеро Шира» Воронцовым А.Е. несвоевременно представлена налоговая декларация по налогу на имущество организации за 2020 год, в частности по телекоммуникационным каналам связи 01 июня 2021 года.

Согласно сопроводительному письму от 30 марта 2021 года исх.№56 и описи главным бухгалтером ОАО «Курорт «Озеро Шира» посредством почтовой связи направлена в УФНС России по РХ на бумажном носителе налоговая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Согласно материалам дела данная декларация поступила в налоговый орган 16 апреля 2021 года.

Однако данная декларация не принята налоговым органом ввиду представления декларации не в установленной форме, о чем указано в уведомлении об отказе в приеме налогового документа, которое получено ОАО «Курорт «Озеро Шира» 26 апреля 2021 года.

Формы и формат представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 14 августа 2019 года №СА-7-21/405@.

Согласно сопроводительному письму и описи ОАО «Курорт «Озеро Шира» 11 мая 2021 года повторно направили налоговую декларацию в налоговый орган, однако в связи с допущенными ошибками налогоплательщику было предложено представить пояснения и внести исправления в налоговую декларацию.

Из квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде следует, что в налоговый орган поступила и была принята 01 июня 2021 года налоговая декларация ОАО «Курорт «Озеро Шира».

В соответствии с ч. 4 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

П. 19 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов (утвержден Приказом ФНС России от 08.07.2019 N ММВ-7-19/343@, действует с 5 февраля 2020 года) определен перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации, в нем, в частности, поименован п.3 - Представление декларации не по установленной форме (установленному формату).

В настоящем случае имело место представление налоговой декларации с нарушением установленной формы, в связи с чем отказ в ее приеме налоговым органом обоснованный.

В этой связи направление декларации посредством почтовой связи в последний возможный день ее подачи, но не по установленной форме, верно расценивается как непредставленная. Впоследствии налоговая декларация Обществом в установленной форме подана за пределами срока, определенного законом, что явилось основанием для установления в действиях должностного лица Общества состава административного правонарушения.

Доводы жалобы заявителя Воронцова А.Е. о том, что он не был надлежащим образом уведомлен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 29 июня 2021 года, не могут быть приняты во внимание. В материалах дела имеется почтовое уведомление №20-24я/00703, которое получено адресатом 07 июля 2021 года, о чем свидетельствует отметка о вручении.

Вопреки доводам жалобы постановление о назначении должностному лицу Воронцову А.Е. административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.5 КоАП РФ, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Рассмотрение дела произведено с соблюдением всех принципов административного законодательства, какого-либо ограничения прав должностного лица не допущено.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене обжалуемого судебного акта.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит ограничений применения ст. 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения.

Суд принимает во внимание, что правонарушение, предусмотренное ст. 15.5 КоАП РФ имеет формальный состав, который не предполагает оценки размера вредных последствий деяния, решение вопроса о его малозначительности должно базироваться на анализе всех признаков состава административного правонарушения, а также причин и условий, способствующих его совершению.

Материалы дела не содержат сведений о том, что ранее Воронцов А.Е. привлекался к административной ответственности за совершение аналогичного рода правонарушений. Доказательств обратного административным органом не представлено.

Оценивая совокупность всех указанных выше обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что в данном случае степень нарушения охраняемых общественных отношений была незначительна и ненадлежащее исполнение должностным лицом служебных обязанностей по соблюдению Налогового законодательства не создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Учитывая изложенное, а также исходя из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов, суд находит, что имевшее место правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых законом общественных правоотношений, так как в данном случае возбуждением дела об административном правонарушении, вынесением постановления по делу об административном правонарушении и рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ, применение меры административного наказания будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает, что в данном случае имеются основания для применения положения ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд считает необходимым постановление мирового судьи судебного участка №1 Ширинского района Республики Хакасия отменить, освободив должностное лицо Воронцова А.Е. от административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ с объявлением ему устного замечания и прекращением производство по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении мирового судьи судебного участка № 1 Ширинского района Республики Хакасия от 14 октября 2021 года в отношении Воронцова А.Е., отменить.

Производство по данному делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – в виду малозначительности административного правонарушения.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ Воронцова А.Е. от административной ответственности освободить, ограничившись устным замечанием.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии через Ширинский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий Н.А. Лейман