Дело № 12-275/2022 (76RS0016-01-2022-001330-53)
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 18 мая 2022 года
Судья Кировского районного суда города Ярославля Логвинова Е.С., при секретаре Конаевой Е.А., рассмотрев жалобу Шикина Алексея Николаевича на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1 от 09.03.2022 года № 076/04/7.32-58/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1 от 09.03.2022 года № 076/04/7.32-58/2022 Шикин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 25 000 руб.
Из постановления следует, что в соответствии с положениями Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.1 ст. 4 ГК РФ закупки, извещения о проведении которых размещены в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) до 31.12.2021 (включительно), проводятся по правилам, действовавшим до дня вступления в силу изменений в рамках Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ.
Поскольку извещение № 0171200001921002995 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. размещено в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 24.11.2021, то применению подлежит редакция Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», действующая до дня вступления в силу Федерального закона от 02.07.2021 № 360-ФЗ. (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) 24.11.2021 размещено извещение № 0171200001921002995 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2., вместе с аукционной документацией.
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие
в электронном аукционе № 0171200001921002995 от 03.12.2021, размещенному
заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, заявка
единственного участника закупки ООО «Доступные технологии» признана
аукционной комиссией уполномоченного органа, соответствующей требованиям
аукционной документации, на основании пункта 4 части 1 статьи 71 Федерального
закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ принято решение о заключении контракта с ООО «Доступные технологии».
Порядок заключения контракта урегулирован ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Так, ч.3 ст.83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ определено, что заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации; при этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно пункту 9 извещения № 0171200001921002995 и пункту 9 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации заказчиком и уполномоченным органом установлено ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя): закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Частью 8.1 статьи 96 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, об обеспечении гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Соответственно, при таких условиях закупки победитель закупки представляет обеспечение исполнения контракта в размере, указанном в аукционной документации (5 % от цены контракта) или информацию, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Установлено, что протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0171200001921002995 от 03.12.2021, опубликован в единой информационной системе 03.12.2021, следовательно, заказчик, обязан направить проект государственного контракта победителю закупки не позднее 08.12.2021 года.
03.12.2021 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект государственного контракта.
Соответственно, ООО «Доступные технологии» не позднее 08.12.2021 необходимо было разместить на электронной площадке проект вышеуказанного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации, или информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, или протокол разногласий.
Вышеуказанные документы ООО «Доступные технологии» в регламентированный срок не размещены.
В соответствии с протоколом о признании участника электронного аукциона на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. уклонившимся от заключения контракта от 09.12.2021 (размещенным в единой информационной системе 10.12.2021) заказчиком принято решение о признании ООО «Доступные технологии» уклонившимся от заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. в связи с тем, что в срок, предусмотренный частью 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013, общество не разместило на электронной площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации, или информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке или протокол разногласий.
Ярославским УФАС России установлены следующие обстоятельства дела.
02.12.2021 произошла поломка ноутбука, на котором установлено и настроено необходимое для участия в торгах соответствующее программное обеспечение. 02.12.2021 общество обратилось в сервисный центр ООО «Сигнал Сервис» с заявкой на диагностику и ремонт ноутбука, поломка была устранена только 09.12.2021 (акт технического обследования № 3 от 02.12.2021, подписан 09.12.2021). Таким образом, поломка ноутбука была устранена уже за рамками регламентированного срока для подписания контракта. В день устранения поломки компьютера (09.12.2021) ООО «Доступные технологии» подписало проект государственного контракта, разместило на электронной площадке проект вышеуказанного контракта и информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающую исполнение ООО «Доступные технологии» в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней), а также направило в адрес заказчика информационное письмо с указанием причин пропуска регламентированного срока для подписания контракта (исх. № 148 от 09.12.2021).
Таким образом, проект государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. не был подписан ООО «Доступные технологии» в регламентированный законодательством срок. Изложенные обстоятельства позволяют констатировать, что в рассматриваемом случае имеет место факт уклонения ООО «Доступные технологии» от заключения вышеуказанного контракта. Вышеуказанное нарушение части 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, допущенное участником закупки ООО «Доступные технологии», содержит в себе признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с приказом о приеме работника на работу от 31.08.2018 № 4-К Шикин А.Н. принят в ООО «Доступные технологии» на должность директора.
Согласно решения единственного участника ООО «Доступные технологии» от 30.08.2018 на должность директора общества с 31.08.2018 назначен Шикин А.Н.
В силу пункта 5.9 Устава ООО «Доступные технологии» единоличный исполнительный орган (директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет интересы и совершает сделки.
В связи с изложенным должностное лицо административного органа пришло к выводу о совершении 09.12.2021 г. Шикиным А.Н. виновного деяния, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 КоАП РФ, выразившегося в уклонении от заключения государственного контракта на предоставление права на использование (простая неисключительная лицензия) программного обеспечения DIRECTUM версии 5.6.2. (извещение № 0171200001921002995).
Не согласившись с указанным постановлением, Шикин А.Н. обратился с жалобой, в которой просит постановление изменить, заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение в соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ. Указывает на то, что должностным лицом У ФАС не были приняты во внимание следующие доводы: 1. ООО «Доступные технологии» является субъектом малого предпринимательства. 2. ООО «Доступные технологии» и Шикиным А.Н. ранее подобных нарушений не допускалось, к административной ответственности за нарушение порядка заключения или исполнения контрактов ранее не привлекались. 3. Допущенное Шикиным А.Н., как директором ООО «Доступные технологии», нарушение не нанесло имущественного ущерба, а также иного вреда или угрозы, указанной в пункте 2 статьи 3.4 КоАП РФ. Полагает возможным применить положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ, заменить административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
В судебном заседании представитель административного органа по доверенности Семенычева Е.К. против удовлетворения жалобы возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Указала, что основания для замены назначенного Шикину А.Н. административного штрафа на предупреждение не имеется.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о слушании дела надлежащим образом в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 ст.7.32 КоАП РФ нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Постановление от 09.03.2022 года № 076/04/7.32-58/2022 вынесено в полном соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ, уполномоченным на то лицом, и основано на полном и правильном исследовании всех в совокупности доказательствах, каждому из которых дана соответствующая правовая оценка. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч. 1 ст. 29.6 КоАП РФ, а также срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.
Шикиным А.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ, так как он, являясь должностным лицом - директором ООО «Доступные технологии», имеющий право действовать от имени победителя аукциона, уклонился от заключения контракта в установленном ч.3 ст. 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сроке и порядке, а именно: не разместил в установленный срок (не позднее 08.12.2021 года) на электронной площадке проект государственного контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, в размере, указанном в аукционной документации, или информацию, содержащуюся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, подтверждающую исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней); при этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке, или протокол разногласий.
Действия Шикина А.Н. должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области квалифицированы правильно.
Виновность Шикина А.Н. подтверждается всей совокупностью представленных доказательств; фактические обстоятельства не оспорены.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно ч.2 ст.3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.32 КоАП РФ, является формальным, поэтому установление последствий от совершенного деяния в рамках дела об административном правонарушении не требуется.
Вместе с тем, анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела, не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Шикина А.Н. административного штрафа на предупреждение, так как в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, установленных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг, что повлекло невозможность в период с декабря 2021 года по январь 2022 года заказчика использовать программное обеспечение и как следствие невозможность исполнять возложенные на него обязанности по управлению информационными системами в сфере здравоохранения Ярославской области.
Само по себе включение юридического лица в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не может являться безусловным основанием для применения положений ст. ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ.
При вышеуказанных обстоятельствах оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением не усматриваю.
При назначении наказания должностным лицом учтены сведения о личности Шикина А.Н., его имущественное и семейное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, наказание назначено в соответствии с санкцией ч. 3 ст. 7.32 КоАП РФ с применением положений части 2.2 ст.4.1 КоАП РФ, оно является минимально возможным и справедливым.
Таким образом, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену постановления, при рассмотрении дела допущено не было.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО1 от 09.03.2022 года № 076/04/7.32-58/2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.7.32 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Доступные технологии» Шикина Алексея Николаевича оставить без изменения, а жалобу Шикина Алексея Николаевича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С.Логвинова