ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-276/19 от 29.08.2019 Индустриального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело № 12-276/2019

РЕШЕНИЕ

29 августа 2019 года город Барнаул

Судья Индустриального районного суда города Барнаула Алтайского края Ангерман Н.В., рассмотрев жалобу законного представителя Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Труд» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу - директора ФИО1 на постановление должностного лица – государственного инспектора по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечении Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 25.06.20198 года № 23422/юл, которым ФГКУ комбинат «Труд» Росрезерва, находящийся по адресу: <...> привлечен к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением должностного лица - государственного инспектора по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечении Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 25.06.20198 года № 23422/юл ФГКУ комбинат «Труд» Росрезерва признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, директор ФГКУ комбинат «Труд» ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указано, что ФГКУ комбинат «Труд» Росрезерва является федеральным государственным казенным учреждением Росрезерва. Комбинат самостоятельно, без распоряжения уполномоченного органа государственной власти РФ, не вправе приостанавливать эксплуатацию основных средств, перемещать находящиеся на хранении материальные средства государственного резерва, использовать денежные средства с нарушением правил, предусмотренных БК РФ.

Предписание, за неисполнение которого Комбинат «Труд» привлечено к административной ответственности, не соответствует ст. 38, 221 БК РФ и является неисполнимым из–за отсутствия лимита федерального финансирования и источника финансирования у комбината Труд Росрезерва за счет иной деятельности. Кроме того, Ростехнадзор не обосновал и не произвел расчеты, обосновывающие обязанность исполнения пунктов предписания в конкретный срок, для обращения о выделении дополнительного финансирования из бюджетных средств.

Согласно письму Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу от 25.01.2017 №09/283с Комбинат Труд Росрезерва включен в перечень объектов капитального строительства не включенных в федеральные целевые программы Федерального агентства по государственным резервам по государственному оборонному заказу на 2017 и на период 2018 и 2019 годов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2016 № 1480-58. Работы по реконструкции технологических объектов нефтерезервуарного парка производятся в 8 этапов с 2021 по 2031 годы. Выполнение работ финансируется из федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств на каждый год. Во исполнение федеральной целевой программы заключен контракт от 19.05.2017 на выполнение проектных работ по реконструкции нефтерезервуарного парка. Срок исполнения контракта на выполнение проектных работ – 30 июня 2019.

Таким образом, Комбинат Труд Росрезерва не имеет возможности исполнить вышеуказанные пункты предписания, будучи полностью зависимым от решения собственника имущества, и от выделения бюджетных средств на проведение работ. Поскольку исполнение предписания взаимосвязано с конструктивными изменениями сооружения, заменой оборудования и остановкой выполнения функций работы участков, отделов или кратковременной остановки деятельности комбината в целом, что невозможно без изменения номенклатуры или объема материальных ценностей, подлежащих хранению в неснижаемом запасе государственного резерва, то предписание также нарушает интересы комбината в сфере иных публичных правоотношений, установленных ст.3,4,5 закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве». Труд в сфере иных публичных правоотношений, установленных ст. 3, 4, 5 закона от 29.12.1994 №79-ФЗ «О государственном материальном резерве».

Вместе с тем, комбинатом «Труд» Росрезерва в целях устранения нарушений, указанных в предписании №37А/15п-18 от 27.07.2018 направлено 02.08.2018 в Управление Росрезерва по Сибирскому федеральному округу обращение, в котором со ссылкой на предписание просил выделить дополнительное финансирование для устранения нарушений указанных в предписании.

Согласно ответу заместителя руководителя Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу №09-07/6413 от 13.08.2018 работы по реконструкции технологических объектов нефтерезервуарного парка должны производиться в период с 2021 по 2031. Объемы лимитов бюджетных обязательств на 2018, 2019-2020 утверждены, дополнительного финансирования Росрезерв не гарантирует.

Таким образом, ФГКУ комбинат «Труд» Росрезерва предпринимало все возможные меры к выполнению выданного ему предписания от 27.07.2018 №37А/15п-18, однако юридическое лицо, является бюджетным учреждением и его финансовое обеспечение осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ, следовательно, в действиях (бездействиях) лица отсутствует умысел на неисполнение законного предписания, следовательно, отсутствует состав административного правонарушения.

Учитывая изложенное, ФГКУ комбинат «Труд» Росрезерва лишено возможности исполнить выданное в его адрес предписание по уважительным причинам.

При рассмотрение жалобы защитник Елясов К.Г., действующий на основании доверенности, доводы жалобы поддержал.

Должностное лицо ФИО2 полагала доводы жалобы необоснованными, указывая на то, что по п.1 предписания Комбинат не предоставлял ответ Росрезерва. Те компенсационные меры, которые выполнены, не достаточны для того, чтобы продлить срок исполнения предписания.

Выслушав позицию защитника, должностное лицо, проверив материалы административного дела, и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что постановление подлежит отмене, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ст. 9 Федерального закона N 116-ФЗ от 21.07.1997 года "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя Сибирского управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 21.05.2019 № 02-37-06/390 проведена проверка в отношении ФГКУ комбината «Труд» Росрезерва. Проверка проведена с целью контроля выполнения ранее выданного учреждению предписания Сибирского управления Ростехнадзора от 27.07.2018 № 37А/15п-18 от 27.07.2018 об устранении выявленных нарушений, срок для исполнения которых истек.

Согласно акту проверки № 37А/22А-19 от 13.06.2019 установлено, что требования вышеуказанного предписания не исполнены в полном объеме, а именно: Пункт №1 (срок устранения 27.04.2019) отсутствует аттестация на право ведения аварийно-спасательных работ у нештатного аварийно-спасательного формирования, созданного согласно приказу от 16.02.2018 № 27-од. Нарушены требования статьи 9, статьи 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Пункт №6 (срок устранения 27.04.2019) на сливоналивной железнодорожной эстакаде не предусмотрены быстродействующие отключающие системы (автоматические устройства), при которых налив автоматически прекращается при: выдаче заданной нормы; достижении предельного уровня заполнения железнодорожной цистерны; нарушении целостности цепи заземления железнодорожной цистерны. Нарушены требования: статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 2.2.11. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461; Пункт №7 (срок устранения 27.04.2019) на сливоналивной железнодорожной эстакаде отсутствует датчики загазованности. Отсутствует автоматическое прекращение слива и налива должен при достижении загазованности воздушной среды выше 50% объемных от нижнего концентрационного предела распространении пламени (далее –НКПРП). Нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.2.27. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461; Пункт №8 (срок устранения 27.04.2019) устройства АСН 100А для верхнего налива нефти и нефтепродуктов в автомобильные цистерны зав. №5, 11, 17, 21, 26, 957, 970, 996 не оборудованы автоматическими ограничителями налива. Нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.3.6. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461; Пункт №9 (срок устранения 27.04.2019) отсутствуют сигнализаторы довзрывных концентраций на площадке автоналива. Не установлены блокировки по прекращению операций слива-налива и сигнализация, оповещающая о запрете запуска двигателей автомобилей при превышении концентрации паров нефтепродуктов на площадке автоналива более 20% объемных от НКПРП. Нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункты 2.3.14., 2.3.15. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461; Пункт №10 (срок устранения 27.04.2019) отсутствует заземление автомобильных цистерн, стоящих под наливом на площадке автоналиива с наличием блокировки, исключающей возможность запуска насосов для перекачки нефтепродуктов при отсутствии замкнутой электрической цепи «заземляющее устройство-автомобильная цистерна». Нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.3.18. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461; Пункт №12 (срок устранения 27.04.2019) резервуарный парк опасного производственного объекта не оснащен средствами автоматического контроля и обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров. Отсутствует регистрация, приборами с выводом показаний в помещение управления (операторной) и документирование, всех случаев обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров. Нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.5.26. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461; Пункт 24 (срок устранения 27.04.2019) отсутствуют приборы с автоматической записью и документированием всех случаев загазованности в продуктовой насосной станции при достижении концентрации горючих газов и паров нефтепродуктов 20% и 50% объемных от НКПРП. Нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.8.15. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 № 461; Пункт 30 (срок устранения 27.04.2019) оОтсутствует система дренирования подтоварной воды из вертикальных цилиндрических резервуарах, предназначенных для хранения нефтепродуктов. Нарушены требования статья 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», пункт 2.5.21. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 07.11.2016 №461.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении и последующем вынесении уполномоченным должностным лицом постановления о привлечении ФГКУ комбинат «Труд» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Давая оценку законности вынесенного в отношении учреждения постановления должностного лица, прихожу к выводу, что факт неисполнения ФГКУ комбинатом «Труд» вынесенного в его адрес предписания с достоверностью установлен собранными по делу доказательствами.

Вместе с тем, в силу части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), иным должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

В жалобе, поданной в районный суд, ФГКУ комбинат «Труд» ссылалается на отсутствие своей вины, в том числе в связи с тем, что, являясь бюджетным учреждением, оно предпринимало все возможные меры к выполнению выданного ему предписания № 37А/15п-18 от 27.07.2018.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 02 августа 2018 года ФГКУ комбинат «Труд» направляло в Управление Росресзерва по Сибирскому Федеральному округу обращение, в котором со ссылкой на выданное Сибирским Управлением Ростехнадзора предписание № 37А/15п-18 от 27 июля 2018 года просило выделить дополнительное финансирование в размере 96 905 000 рублей для устранения указанных в предписании нарушений (в том числе тех нарушений, которые указаны в оспариваемом постановлении).

Согласно ответу заместителя руководителя Управления Росрезерва по Сибирскому федеральному округу №09-07/6413 от 13.08.2018 работы по реконструкции технологических объектов нефтерезервуарного парка должны производиться в период с 2021 по 2031. Во исполнение федеральной целевой программы заключен контракт от 19.05.2017 на выполнение проектных работ по реконструкции нефтерезервуарного парка. Объемы лимитов бюджетных обязательств на 2018 и плановый 2019-2020 утверждены, дополнительного финансирования Росререзрв не гарантирует. Возможности увеличения ЛБО нет.

Кроме того, как до выдачи предписания, так и после, ФГКУ комбинат «Труд» направляло в Управление Росресзерва по Сибирскому Федеральному округу обращение – 22.03.2018, 19.04.2019, в котором просило выделить дополнительное финансирование на обучение аварийно-спасательного формирования, созданного на основании приказа от 16.02.2018. Между тем, Управления Росрезерва дан аналогичный ответ об отсутствии увеличения лимитов.

Также из материалов дела видно, что ФГКУ комбинат «Труд» принимало меры компенсационного характера, обращалось с заявлением о продлении срока, установленного предписанием.

При таких обстоятельствах, поскольку ФГКУ комбинатом «Труд», являющимся бюджетным учреждением, были приняты меры для получения бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения предписания об устранения выявленных нарушений, однако денежные средства на указанные цели не были выделены, ФГКУ комбинат «Труд» было лишено возможности исполнить выданное в его адрес предписание, что свидетельствует об отсутствии его вины в совершении вменяемого административного правонарушения, в связи с чем, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанного учреждения подлежит прекращению на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу законного представителя Федерального государственного казенного учреждения комбинат «Труд» Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу - директора ФИО1 удовлетворить, постановление должностного лица – государственного инспектора по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечении Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО2 от 25.06.2019 года № 23422/юл, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФГКУ комбинат «Труд» Росрезерва прекратить на основании части 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Индустриальный районный суд города Барнаула либо непосредственно в Алтайский краевой суд в десятидневный срок со дня получения его копии.

Судья Н.В. Ангерман