ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-276/2022 от 22.06.2022 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№12-276/2022

Р Е Ш Е Н И Е

22 июня 2022 года г. Астрахань

Судья Советского районного суда г. Астрахани Марисов И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице в лице гидротехнических сооружений и судоходства-филиала Федерального бюджетного учреждения Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по от 17.12.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица- Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице гидротехнических сооружений и судоходства,

у с т а н о в и л:

Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице гидротехнических сооружений и судоходства- филиала Федерального бюджетного учреждения Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» обратилась в суд с жалобой на постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по от 17.12.2021г., согласно которому оно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в действиях учреждения отсутствовал состав административного правонарушения.

Одновременно заявлено о восстановлении срока на подачу жалобы.

В судебное заседание представитель Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» и гидротехнических сооружений и судоходства - филиала Федерального бюджетного учреждения Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» 1 доводы жалобы поддержал.

Судья, заслушав представителя привлекаемого лица, исследовав материалы, допросив свидетеля- представителя административного органа, изучив жалобу, приходит к следующему.

17.12.2021г. постановлением заместителя руководителя-начальником отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по по делу об административном правонарушении юридическое лицо - Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице гидротехнических сооружений и судоходства привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии со ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьёй или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.

Как следует из материалов дела, копия постановление вручена представителю заявителя 17.12.2022г., жалоба подана в Наримановский районный суд 27.12.2022г., то есть без пропуска десятидневного срока для подачи жалобы, в связи с чем судья считает, что срок для обжалования постановления не пропущен.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесено указанное постановление.

Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: имело ли место событие административного правонарушения, а при наличии такового, виновность либо невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Материалами дела установлено, что в рамках рассмотрения информации отдела предупредительного надзора и охраны среды обитания водных биологических ресурсов Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства о несанкционированном осуществлении АРГСиС работ по дноуглублению на в районе государственными инспекторами отдела рыбоохраны по ВКТУ Росрыболовства 04.10.2021г. проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которых по адресному ориентиру: , 5 км ниже по течению от (46,735223 47,862857) обнаружено проведение дноуглубительных работ з/с Волжский-212 с последующим складированием грунта в акватории водного объекта в районе (46,694760 47,879333).

Из постановления следует, что в период с 20.08.2021г. по 05.10.2021г. привлекаемое лицо допустило проведение дноуглубительных работ в акватории водного объекта рыбохозяйственного значения по адресному ориентиру: , 5 км ниже по течению от и складирования грунта в акватории водного объекта в районе без применения мер по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, имея реальную возможность для соблюдения правил и норм природоохранного законодательства РФ.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно государственного задания на 2021 г. и плана русловой съемки рук. Бузан от АРГСиС принято решение о проведении эксплуатационных дноуглубительных работ на участке 54,7-55,7 км судового хода при помощи земснаряда Волжский-212, с последующим складированием выбранного грунта в акватории водного объекта .

Согласно письму ФБУ «Администрация Волжского бассейна» от юридическим лицом ФБУ «Администрация Волжского бассейна» при проведении дноуглубительных работ в акватории водного объекта рыбохозяйственного значения по адресному ориентиру: , 5 км ниже по течению от и складирования грунта в акватории водного объекта в районе не примененялись меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, предусмотренных законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

АРГСиС является филиалом ФБУ «Администрация Волжского бассейна», целями деятельности которого является: эксплуатация и развитие внутренних водных путей и гидротехнических сооружений; обеспечение судоходства на внутренних водных путях, безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 этой статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (пункт 2 статьи 34 указанного закона).

Понятие «хозяйственная деятельность» определено п. 5.33 «3 52104-2003. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Термины и определения» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от -ст): деятельность, осуществляемая в ходе производственной деятельности индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, независимо от формы собственности и от того, носит она коммерческий или некоммерческий характер.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995г. № 52-ФЗ «О животном мире» под средой обитания животных понимается природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Под объектом животного мира понимаются организм животного происхождения (дикое животное).

Так, согласно пп.1 п.1 ст. 1 Федерального закона от 20.12.2004г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) - рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы.

В силу ст. 22 Федерального закона от №52-ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству.

Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления и обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности (Статья 3).

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона от №166-ФЗ «Орыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон орыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов) при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания. Деятельность, указанная в части 1 статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов).

Однако положениями статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водныхбиологических ресурсов закреплен закрытый перечень видов работ, осуществление которых подлежит обязательному согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, а именно: территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно- строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности.

Таким образом, положения статьи 34 Закона об окружающей среде, статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов распространяются на строительные и аналогичные работы, проводимые на объектах капитального строительства, вместе с тем указанные законы не распространяют свое действие на путевые работы, сопряженные с необходимостью содержания внутренних водных путей.

В силу статьи 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РоссийскойФедерации (далее - КВВТ РФ) под путевыми работами понимаются дноуглубительные, выправительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие работы, проводимые на внутренних водных путях для содержания судовых ходов.

Путевые работы осуществляются на объектах внутренних водных путей, неявляющихся по смыслу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектами капитального строительства, соответственно, статья 34 Закона об окружающей среде и статья 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов не распространяют свое действие на вышеуказанные работы.

Из материалов дела усматривается, что ФБУ «Администрация Волжскогобассейна внутренних водных путей» осуществляло не строительные и аналогичные работы, а путевые работы (эксплуатационные землечерпательные работы в навигацию 2021 года, связанные с обеспечением судоходных условий) на объекте внутренних водных путей, не являющемся по смыслупункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектомкапитального строительства.

Часть I статьи 47 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование поверхностных водных объектов для целей морского, внутреннего водного транспорта осуществляется в соответствии с законодательством в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области торгового мореплавания и законодательством о морских портах.

Согласно части 1 статьи 8 КВВТ РФ содержание внутренних водных путей, заключающееся в содержании судовых ходов (в том числе проведение путевых работ и осуществление навигационно-гидрографического обеспечения условий плавания судов), проведении работ по устройству и содержанию рейдов в портах общего пользования и подходов к причалам общего пользования, содержании судов технического флота (судов, предназначенных для выполнения путевых, навигационно-гидрографических, вспомогательных работ и других связанных с содержанием судовых ходов работ), содержании инфраструктуры внутренних водных путей, организация технологической связи организаций внутреннего водного транспорта осуществляются за счет средств федерального бюджета, доходов от собственной деятельности, а также из других не запрещенных законом источников.

Работы по содержанию внутренних водных путей осуществляются без специальных разрешений и согласования.

Таким образом, ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» осуществляло эксплуатационные дноуглубительные работы в навигацию 2021 года, связанные с обеспечением судоходных условий на в границах , без каких-либо специальных разрешений на данную деятельность.

Вместе с тем, деятельность, указанная в части 1 статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов).

Таким образом, принимая во внимание требования части 2 статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и положения части 3 статьи 8 КВВТ РФ, путевые работы, проводимые ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» не подпадают под действие части 1 статьи 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.Более того, проводимые ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутреннихводных путей» эксплуатационные дноуглубительные работы в навигацию 2021 года, связанные с обеспечением судоходных условий на в границах , связаны исключительно с обеспечением безопасности судоходства в рамках выполнения государственного задания.

Вместе с тем в Государственном задании ФБУ «Администрация Волжскогобассейна внутренних водных путей» не предусмотрено выделение субсидий или иных бюджетных средств, целью которых является возмещение ущерба воднымбиологически ресурсам, причиненного при производстве работ, направленных на содержание внутренних водных путей.

Указанное выделение субсидий или иных бюджетных средств не предусмотрено в Государственном задании ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей», поскольку КВВТ РФ не содержит прямого положения о том, что бассейновые органы государственного управления внутренним водным транспортом при осуществлении работ по содержанию внутренних водных путей в целях обеспечения безопасности судоходства должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу что ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» проводило путевые работы, на которые не распространяет свое действие статья 34 Закона об окружающей среде и статья 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Более того, проводимые ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» путевые работы не требовали специальных разрешений и согласований с компетентным административным органом в области рыболовства.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице гидротехнических сооружений и судоходства- филиала Федерального бюджетного учреждения Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» не приводило работ указанных в ч.1 ст.8.48 КоАП РФ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, а осуществлено путевые работы, на которые не распространяет свое действие статья 34 Закона об окружающей среде и статья 50 Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.

Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

С учетом изложенного постановление по делу об административном правонарушении от 17.12.2021г. подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ в отношении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Следует также отметить, что в резолютивной части постановления должное лицо указало в качестве привлекаемого лица ФБУ «Администрация Волжского бассейна» АРГСиС, что указывает о несоблюдении должностным лицом положения ст. 24.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице в лице гидротехнических сооружений и судоходства-филиала Федерального бюджетного учреждения Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» на постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по от 17.12.2021г. в отношении юридического лица- Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице гидротехнических сооружений и судоходства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя - начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по от 17.12.2021г. в отношении юридического лица- Федерального бюджетного учреждения «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей» в лице гидротехнических сооружений и судоходства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня получения копии постановления в Астраханский областной суд.

Судья 2