Первомайский районный суд г. Омска Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Первомайский районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области
Дело № 12-277/2011
Г. Омск 14 декабря 2011 года
Р Е Ш Е Н И Е
Первомайский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Сактагановой Г.Н., при секретаре Евтушенко Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Игнатенко И.А., проживающего по адресу: А, , работающего на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области ФИО1 от . № № по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ в отношении КУ ОО «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» Игнатенко И.А.,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от ., КУ ОО «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» Игнатенко И.А. признан виновным в совершении при вышеуказанных обстоятельствах административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.29. КоАП РФ (принятие должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятия решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением защитник Игнатенкова И.А. Жук К.А., действующая на основании доверенности от . №, подала жалобу в Первомайский районный суд г. Омска, указав, что с указанным постановлением заявитель не согласен, считает его незаконным и необоснованным, по следующим основаниям: В п. 2.3 постановления указано, что из указанной нормы закона (ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») следует, что размещение заказа путем проведения конкурса возможно только в случае строительства, реконструкции, либо капитального ремонта особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, между тем, из конкурсной документации следует, что предметом конкурса является исключительно демонтаж объектов, не связанных со строительством» Однако, учитывая положения «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг», а именно раздела F, услуги по сносу (код - 4510030) входят в услуги строительные и объекты строительства (код - 4500000). В утвержденном распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236- р перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, предусмотрено примечание к коду - 4500000, по которому «Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона». По ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» решение о способе размещения заказа принимается заказчиком. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры. Кроме того, аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры, считаются особо опасными и технически сложными объектами с момента разработки и принятия решения о строительстве аэропорта и подготовки проекта строительства, в данном случае объекты, подлежащие сносу, по размещенному Учреждением государственному заказу, были предусмотрены постановлением Совета Министров СССР от 27.12.1979 в составе нового аэропорта г. Омска (аэропорта «Омск-Федоровка») и являются неотъемлемыми объектами авиационной инфраструктуры, что подтверждается свидетельством о праве оперативного управления, где указанно местоположение указанных объектов - территория аэропорта «Омск-Федоровка». В соответствии с ч. 10 ст. 1 ГрК РФ объектами капитального строительства являются - «Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек». Таким образом, снос объектов является одним из видов строительства (строительных работ). Данный вид строительных работ (снос) подлежит выполнению на территории аэропорта «Омск-Федоровка» и объекты, подлежащие сносу, являются Объектами авиационной инфраструктуры и тем самым относятся к сложным и особо опасным объектам. Считает, что им был выбран правильный, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» способ размещения заказа. На основании изложенного, просит отменить постановление Омского УФАС России от 31.10.2011 № 03.10.2/58-2011/7.29.
В судебное заседание Игнатенков И.А. не явился, уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суд не уведомил, письменным заявлением просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В судебном заседании представитель Игнатенко И.А., Жук К.А., действующая на основании доверенности от . №, жалобу поддержала, пояснив, что учреждение выбрало способ размещения заказа - открытый конкурс. Раздел F общероссийского классификатора видов экономической деятельности содержит код 4510030 «услуги по сносу», классификатор представляет собой системный свод, следовательно, строительство включает в себя снос, т.к. содержится в одном разделе и является подпунктом кода 4500000. Снос входит в услуги строительные. Нет оснований считать, что снос не является этапом строительства. В Перечне товаров предусмотрено примечание к коду 4500000, в который входят услуги по сносу, где указано, что проводится конкурс или аукцион. В соответствии с данным примечанием размещение заказа может осуществляться как конкурсом, так и аукционом. В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.2011 «Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Работы по сносу (демонтажу) объектов незавершенных строительством на территории аэропорта предусмотрены п. 2.1 «Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей. В соответствии с положениями ст. 52 Градостроительного кодекса РФ снос относится к видам работ по строительству. Исходя из вышеизложенного и на основании ст. 10 Федерального закона № 94-ФЗ определяющей, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме, Игнатенков И.А. выбрал верный и допустимый способ размещения заказов путем проведения открытого конкурса.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее - Омское УФАС России) ФИО2, действующая на основании доверенности от . №, возражая доводам рассматриваемой жалобы, указала, что Омское УФАС России не оспаривает, что аэропорт является технически сложным объектом. Считает вынесенное постановление в отношении Игнатенкова И.А. законным и обоснованным. Ст. 10 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрены способы размещения заказов: путем проведения торгов и без проведения торгов. Размещение заказа проводится путем проведения аукциона, если имеется функционирующий рынок. Перечень товаров устанавливается постановлением Правительства РФ. Если работы включены в указанный перечень, то проведение торгов не допускается, услуги, включенные в перечень размещаются путем открытого аукциона в электронной форме. Услуги по сносу включены в код 4510000 «услуги по подготовке строительного участка», т.к. выполнение комплекса работ по сносу объектов незавершенного строительством объекта предшествует строительству, но не является этапом строительства, поэтому размещение заказа должно быть осуществлено путем проведения аукциона в электронной форме. По ч. 4 ст. 10 Федерального закона размещение заказа на выполнение работ на особо опасных и технически сложных объектах осуществляется путем проведения открытого конкурса только в случае реконструкции, строительства и капитального ремонта. В данном случае ни один из указанных видов работ не производился, имел место снос, который не является этапом строительства. Размещение заказа должно было осуществлять путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Просит в удовлетворении жалобы отказать.
Заслушав защитника, представителя Омского УФАС России, и изучив представленные и полученные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно положениям ст.1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Статьей 2.1. КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Федеральный закон от 21.06.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон) с последующими изменениями регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ст.1)
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона о размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом в силу ч. 4 ст. 10 Федерального закона размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для нужд заказчиков путем проведения конкурса не допускается и осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи. В случае размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения открытого аукциона в иных случаях (в том числе в случае невключения этих товаров, работ, услуг в указанные перечни) такое размещение заказов осуществляется в соответствии с частью 4.2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для нужд заказчиков осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или открытого аукциона в электронной форме.
Согласно ч. 4.2 ст. 10 Федерального закона размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков в соответствии с частью 4 настоящей статьи осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме.
Перечень товаров, работ, услуг, размещение заказов на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р «Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
В данный перечень включены услуги строительные и объекты строительства (код 4500000). При этом имеется ссылочное примечание о том, что размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.
Следовательно, заказ на выполнение самостоятельных работ по сносу (демонтажу) объектов незавершенных строительством в силу общего правила должен осуществляться путем проведения аукциона в открытой форме.
Сторона защиты делает ссылку в своих возражениях на положения «Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг», указывая, что в разделе F услуги по сносу (код - 4510030) входят в услуги строительные и объекты строительства (код - 4500000), вместе с тем в данные услуги входят, в том числе производство стекольных работ, аренда строительных машин и оборудования с оператором и др.
Суд считает необходимым обратить внимание, что Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1), введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 № 329-ст) (с изменениями №№ 1/2007, 1/2010, 2/2011) входит в состав национальной системы стандартизации Российской Федерации.
ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них.
ОКВЭД ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) используется при решении следующих основных задач, связанных с:
- осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов;
- подготовкой статистической информации для сопоставления на международном уровне.
Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
ОКВЭД включает перечень классификационных группировок видов экономической деятельности и их описания (приложение А).
Таким образом, к данной ситуации не относятся положения Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ и ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона к особо опасным и технически сложным объектам относятся: аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры (в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О государственном регулировании развитии авиации» к авиационной инфраструктуре отнесены аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудования для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техники).
Тот факт, что аэропорт относится к особо опасным и технически сложным объектам, представитель Омского УФАС России не оспаривала.
Из материалов дела усматривается, что . на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов в сети «Интернет» КУ ОО «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» разместило извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнения комплекса работ по сносу (демонтажу) объектов незавершенных строительством на территории аэропорта «Омск-Федоровка» и документацию об открытом конкурсе с начальной максимальной ценой контракта 39 903 980 руб. Дата проведения итогов открытого конкурса назначена на . (л.д. 30-31).
Из извещения о проведении открытого конкурса (л.д. 30-31), конкурсной документации (л.д. 32-48) усматривается, что предметом конкурса является исключительно выполнение комплекса работ по сносу (демонтажу) объектов незавершенных строительством на территории аэропорта «Омск-Федоровка».
Размещение заказа путем проведения конкурса возможно только в случае строительства, реконструкции либо капитального ремонта особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.
Таким образом, из представленных документов следует вывод, что предметом конкурса является только снос (демонтаж) незавершенных строительством объектов, к числу которых отнесены: техническое здание «Иртыш», сооружение (блок емкостей), водонапорная башня, здание котельной с мазутным хозяйством, здание решеток, здание хлораторной, очистные сооружения, ж.д. эстакада на 36 вагон цистерн, приемо-раздаточные пункты, резервуары слива, наземные резервуары, вертикальные стальные резервуары, наружные технологические трудобопроводы, приемо-раздаточные пункты емкостью 1000 л/мин, 5 воздухообогревов грузовых машин (л.д. 39)
Демонтаж часто предполагает ручную разборку строения, которая обходится дороже и увеличивает срок уничтожения объекта, но позволяет не причинять ущерба находящимся рядом строениям. Под сносом принято понимать более быстрый, и, как правило, более доступный способ уничтожения путем обрушения всего объекта с использованием спецтехники.
Суд признает правильными выводы Омского УФАС России о том, что конкурсная документация не содержит сведений о том, что данный вид работ (снос (демонтаж) является одним из видов подготовительных работ по строительству объекта - аэропорта «Омск-Федоровка». Заказчик при размещении заказа на выполнение комплекса работ по сносу (демонтажу) объектов незавершенных строительством на территории аэропорта «Омск-Федоровка» путем проведения открытого конкурса выбрал неправильный способ размещения заказа, чем нарушил требования ч. 4 ст. 10 Федерального закона.
Суд принимает во внимание, что Федеральный закон от 30.12.2009 № 348-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в главе 2, в ст. 5 предусматривает требования безопасности зданий и сооружений, а также связанных с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), т.е. разграничивает снос и строительство.
Таким образом, в нарушение требований норм Федерального закона КУ ОО «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» Игнатенковым И.А. принято решение о размещении заказа (выполнение комплекса работ по сносу (демонтажу) объектов незавершенных строительством на территории аэропорта «Омск-Федоровка» иным способом (конкурсом), в случае, когда размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.
При вынесении . постановления в отношении КУ ОО «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» Игнатенкова И.А. Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области представленные материалы исследовало полно и всесторонне, им дана правильная оценка, Управление Федеральной антимонопольной службы по Омской области обоснованно пришло к выводу о признании Игнатенкова И.А. виновным в совершении административного правонарушения, в связи с чем действия Игнатенкова И.А. по ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ квалифицированы верно, последний правомерно признан виновным в совершении указанного правонарушения, за что Игнатенкову И.А. назначено административное наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, с учетом личности Игнатенкова И.А., характера и обстоятельств правонарушения.
Таким образом, основания для изменений или отмены, в том числе с прекращением производства по делу, постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 31.10.2011 в отношении директора КУ ОО «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» Игнатенкова И.А. отсутствуют, жалоба защитника Жук К.А. подлежит отклонению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 29.10., ст. 30.6., п.1 ч.1 ст. 30.7. и ст. 30.8. КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области ФИО1 от . №.№ о признании КУ ОО «Дирекция по строительству аэропорта «Омск-Федоровка» Игнатенко И.А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, с назначением ему административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, оставить без изменений, жалобу защитника Игнатенкова И.А.- Жук К.А. оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Омский областной суд через Первомайский районный суд г. Омска в течение 10 суток со дня его вынесения, а правонарушителем - в тот же срок со дня вручения или получения копии данного решения.
Решение вступило в законную силу 24.01.2012