Судья – Залесный С.А. Дело № 12-2773/2014
Р Е Ш Е Н И Е 11 сентября 2014 года г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Леганов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя < Ф.И.О. >9 на основании ордера < Ф.И.О. >4 на постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 сентября 2014 года по делу об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л: Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 сентября 2014 года гражданин Словенки < Ф.И.О. >9., ДАТА года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере <...>. с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель < Ф.И.О. >9 на основании ордера < Ф.И.О. >4 просит постановление судьи изменить в части назначенного наказания, исключив выдворение за пределы Российской Федерации.
Проверив доказательства и материалы дела, проверив и изучив доводы, изложенные в жалобе, выслушав пояснения < Ф.И.О. >9 и его представителя на основании ордера < Ф.И.О. >4, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об изменении обжалуемого постановления судьи в части назначенного наказания, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ДАТА по адресу: АДРЕС, выявлен гражданин Словении < Ф.И.О. >9., ДАТА года рождения, нарушивший режим пребывания на территории РФ, что выразилось в уклонении от выезда за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока временного пребывания, предусмотренного ч. 1 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»; срок
пребывания истек ДАТА.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, в соответствии с которой, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно положениям ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 04 октября 2007 года № 635 «О внесении изменений в Положение об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы», суммарный срок пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации по многократной визе устанавливается при оформлении визы уполномоченным государственным органом, но не более чем 90 дней в течение каждого периода в 180 дней.
Вина < Ф.И.О. >9. в совершении указанного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДАТА; рапортами сотрудников УФМС России по Краснодарскому краю от ДАТА, а также иными доказательствами по делу об административном правонарушении, оцененными судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия < Ф.И.О. >9. верно квалифицированы судьей по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, поскольку, в том числе, в судебном заседании не оспаривался факт его пребывания на территории Российской Федерации сверх установленного законом срока.
Вместе с тем, из представленных материалов видно, что < Ф.И.О. >9 состоит с ДАТА в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации < Ф.И.О. >16., что подтверждается копией свидетельства о заключении брака от ДАТА № НОМЕР, нотариально заверенным переводом свидетельства о браке, в данном браке имеет на иждивении несовершеннолетнего ребенка – дочь < Ф.И.О. >17., ДАТА года рождения, согласно свидетельству о рождении, гражданку России, проживающих в <...>.
Кроме того, из материалов усматривается, что согласно отметкам в паспорте гражданина Республики Словения, < Ф.И.О. >9 получил визу на посещение Российской Федерации на срок 90 дней (с ДАТА по ДАТА) по решению посла РФ в Республике Словения с целю посещению своей семьи, в визе принимающей стороной значится «разъединенная семья».
Как следует из протокола опроса от ДАТА, ДАТА < Ф.И.О. >9 приехал к границе Российской Федерации и Республики Украина на территории Республики Крым, однако, ввиду очереди перед таможенным постом смог подойти к посту лишь в ДАТА
Выяснение этих вопросов требуется в связи с тем, что в соответствии с ч.2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 года), вмешательство со стороны публичных властей в осуществление права на уважение семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В нарушение требований п. 7 ст. 26.1 КоАП РФ о необходимости выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, судьей не было предпринято мер к полному исследованию доказательств, позволяющих оценить необходимость назначения наказания в виде административного выдворения за пределы РФ в качестве единственной меры в целях достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права < Ф.И.О. >9 на уважение семейной жизни.
Санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции могут быть распространены и на административную ответственность.
В постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение < Ф.И.О. >9 наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание изложенную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 года № 4-П правовую позицию о возможности, с учетом конкретных обстоятельств дела, назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, в том числе, приобретенный < Ф.И.О. >9. авиабилет с датой вылета ДАТА, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу об изменении постановления судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 сентября 2014 года путем исключения из него указания на назначение < Ф.И.О. >9 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
Р Е Ш И Л: Постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 августа 2014 года изменить.
Исключить указание о назначении гражданину Республики Словения < Ф.И.О. >9 ДАТА года рождения, наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Ленинского районного суда г. Краснодара от 05 августа 2014 года оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда А.В. Леганов