Дело № 12-277/2019
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009 Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, 6
РЕШЕНИЕ
«09» апреля 2019 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре Попрядухиной И.С., рассмотрев жалобу капитана судна РС «Дружный» ФИО1, защитника Даниленко Н.Г. на постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 18900009860190001335 от 28 февраля 2019 года о признании капитана судна РС «Дружный» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району (далее - старший госинспектор 4 ООРКМ) № 18900009860190001335 от 28 февраля 2019 года капитан судна РС «Дружный» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с постановлением, капитан судна РС «Дружный» ФИО1 и защитник Даниленко Н.Г. обратились в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой о его отмене с прекращением производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление. К тому же считали, если имелся в действиях ФИО1 состав административного правонарушения, просили освободить его от административной ответственности в связи с малозначительностью, либо снизить размер административного штрафа ниже низшего предела. В жалобе сослались на следующие доводы. В оспариваемом постановлении выводы должностного лица пограничного управления являются не мотивированными и противоречат фактическим обстоятельствам дела, в том числе пояснениям капитана судна ФИО1, основанным на сведениях судового журнала PC «Дружный» № 14-5367, которые мотивированной оценки в постановлении не получили, остались без внимания и проверки следующие доводы. 24 января 2019 года в 19 час. 05 мин. с судна PC «Дружный» на электронный адрес ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району было направлено уведомление, согласно Постановлению № 863. К уведомлению была приложена судовая роль, заверенная администрацией капитана порта Петропавловск-Камчатский, по которой устанавливаются члены экипажа и их паспортные данные, в которой паспортные данные ФИО2 указаны правильно, при этом, сведения о его старом паспорте имелись в его новом паспорте. 24 января 2019 года в 21 час. 50 мин. получили «добро» от дежурных пограничных служб (Восход и ПТР-49), судно отошло от причала № 4 СРЗ «Фреза» порт Петропавловск-Камчатский и переменным курсом проследовали на выход из порта, 24 января 2019 года в 22 час. 50 мин. судно пересекло линию мысов Маячный-Безымянный, покинул акваторию порта в координатах 52°52,0" сш 158°40,4" вд. До 8 час. 20 мин. 25 января 2019 года судно PC «Дружный» занималось поиском рыбных скоплений в территориальных водах РФ, осуществлял промысел на основании направленного 03 января 2019 года на электронный адрес ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району уведомления об осуществлении промысловой, исследовательской, изыскательной и иной деятельности во внутренних морских водах РФ, где установлен пограничный режим, и в территориальном море РФ. В 8 час. 20 мин. 25 января 2019 года судно PC «Дружный» пересекло границу территориальных вод РФ на выход и по факту пересечения подал на электронный адрес ПУ ФСБ РФ по восточному арктическому району уведомление с указанием времени и фактических координат места пересечения Государственной границы РФ - 51°30,5"сш 158°10,3?вд. Таким образом, время с момента подачи уведомления и до момента пересечения линии мысов порта Петропавловск-Камчатский составило 3 час. 45 мин., то есть судно PC «Дружный» осуществило выход из порта не за четыре часа после подачи Уведомления, а за 3 час. 45 мин., разница в 15 мин. не является существенной и не может повлиять на возможность пограничного органа осуществлять возложенные на него контрольные функции по охране государственной границы РФ, тем более что фактический выход судно осуществило после получения разрешения на выход из компетентных структурных подразделений пограничного органа. При этом, незначительность расхождения во времени, может быть обусловлена не правильным отображением времени в судовом журнале (погрешности часов), в то время как именно из судового журнала, без какой-либо объективной проверки, административным органом устанавливались фактические обстоятельства дела. Вышеприведенные доводы свидетельствуют о том, что пограничный орган не доказал объективными данными факт выхода судна из акватории порта менее чем за четыре часа до подачи Уведомления, а довод о не возможности при изложенных обстоятельствах осуществить контрольные функции является надуманным. Кроме того, если формально прийти к выводу о наличии всех признаков состава административного правонарушения, оно не создало реальной существенной угрозы охраняемым законам государственным и общественным отношениям, не повлекло каких-либо значимых негативных последствий для общества и государства, в связи с чем, может быть признано малозначительным.
Капитан судна РС «Дружный» ФИО1 в судебном заседании участия не принимал, извещен, ходатайств не направлял.
Защитник Даниленко Н.Г., действующая на основании доверенности от 09 февраля 2019 года, доводы жалобы поддержала в полном объеме, указала, что капитану судна РС «Дружный» ФИО1 вменили три обстоятельства, связанные с подачей Уведомления о намерении пересечь Государственную границу менее чем за 4 часа до выхода судна из порта Петропавловск-Камчатский, об указании в Уведомлении недостоверных сведений паспорта боцмана ФИО2, в пересечении Государственной границы не в той точке, которая указана в Уведомлении. При этом, должностным лицом пограничного управления не принято во внимание, что судно из порта Петропавловск-Камчатский вышло не в 21 час. 05 мин., как указано в постановлении, это время отхода судна от причала № 4 СРЗ «Фреза», а в 22 час. 50 мин., с этого момента следует отсчитывать время подачи уведомления. Фактически, в ходе рассмотрения дела не определен момент выхода судна РС «Дружный» из порта Петропавловск-Кам-чатский, то есть, не установлено обстоятельство, послужившее основанием вмененного нарушения в этой части, что является процессуальным нарушением. При этом, в ходе рассмотрения дела в отношении АО «Рыбспецпром» установлено, что судно РС «Дружный» из порта Петропавловск-Камчатский вышло в 22 час. 50 мин. на основании информации капитана порта. С января 2019 года судно осуществляло промысловую деятельность, пересечение Государственной границы не планировалось, капитану порта Петропавловск-Камчатский 01 января 2019 года была подана судовая роль с указанием достоверных сведений паспорта ФИО2, затем возникла необходимость в осуществлении деятельности, связанной с пересечением Государственной границы, подали Уведомление, в котором капитан указал недостоверные сведения паспорта ФИО2, на основании его велся промысел до 25 января 2019 года, иную судовую роль не заполняли и не подавали. В Уведомлении в графе «описание маршрута плавания» допущена описка, совсем не подлежало указанию «25.02.2017 г. 08:00 кмч», капитан допустил описку, которую в качестве нарушения вменяют во всех постановлениях. Несмотря на изменение указанных в Уведомлении координат места пересечения государственной границы РФ, капитан ФИО1 после пересечения границы направил 25 января 2019 года в 08 час. 30 мин. на электронный адрес ПУ ФСБ России по восточному арктическому району телеграмму о факте пересечения с указанием времени и координат. 10 февраля 2019 года на электронный адрес ПУ отправлен список экипажа РС «Дружный» с правильными паспортными данными, то есть, в этой части нарушение устранено. Полагала, что имеются основания для признания малозначительным совершенного капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 административного правонарушения и прекращения производства по делу, поскольку отсутствует причинение вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу, государству.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, дополнительно поступившие документы, заслушав защитника Даниленко Н.Г., прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 01 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной границе, в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности) Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.
Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации (абз. 5 ст. 3 Закона о государственной границе).
Прохождение Государственной границы Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, устанавливается на море-по внешней границе территориального моря Российской Федерации (п. «б» ч. 2 ст. 5 Закона о государственной границе).
Статьей 7 Закона о государственной границе установлено, что режим Государственной границы Российской Федерации включает правила, в том числе, пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на государственной границе либо вблизи нее не территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности.
Положениями ст. 9 Закона о государственной границе установлены правила пересечения государственной границы Российской Федерации.
Как следует из ч. 5 ст. 9 Закона о государственной границе, российские и иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пересекают Государственную границу Российской Федерации на море, реках, озерах и иных водных объектах в соответствии с настоящим Законом, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно ч. 21 ст. 9 Закона о государственной границе, необходимыми условиями для возможности неоднократного пересечения Государственной границы без прохождения пограничного (таможенного) контроля является оснащение судна средствами технического контроля, позволяющими передавать информацию о местоположении судна, а также направление соответствующего уведомления в органы пограничного контроля о намерении пересечь Государственную границу.
В силу ч. 23 ст. 9 Закона о государственной границе, правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Вышеуказанные условия являются обязательными при пересечении Государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного (таможенного контроля) российскими судами.
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу судами, указанными в части двадцать первой настоящей статьи, и правила передачи в пограничные органы данных о местоположении судов, указанных в частях двадцать первой и двадцать второй настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 23 ст. 9 Закона о государственной границе).
Правила уведомления пограничных органов о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации российскими судами, имеющими право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного (в части совершения таможенных операций, связанных с прибытием (убытием) судов) и иных видов контроля (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2014 года № 863, далее-Правила № 863).
Пунктом 2 Правил № 863 предусмотрено, что капитан российского судна, судовладелец или уполномоченное им лицо (далее-заявитель) не позднее чем за 4 часа до выхода российского судна из порта или морского терминала, из которого планируется убытие российского судна в целях неоднократного пересечения государственной границы Российской Федерации, направ-ляет по факсимильной связи либо по электронной почте (контактные данные пограничных органов размещены на сайте ps.fsb.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») в пограничный орган по месту нахождения указанного порта или морского терминала (ближайший пограничный орган) уведомление о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации по форме согласно приложению.
В силу п. 3 Правил № 863, к уведомлению прилагаются план перехода российского судна и (или) сведения о районе осуществления деятельности и планируемый маршрут следования судна в указанный район; судовая роль; список пассажиров (при наличии пассажиров).
Правила № 863 не предоставляют капитанам российских судов право по тем или иным причинам не соблюдать установленные законодателем требования.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях наступает в случае нарушения правил пересечения Государственной границы Российской Федерации лицами и (или) транспортными средствами либо нарушения порядка следования таких лиц и (или) транспортных средств от Государственной границы Российской
Федерации до пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в обратном направлении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 18.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, в частности, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Как усматривается из исследованных материалов дела, 09 февраля 2019 года с 03 час. 40 мин. до 04 час. 10 мин., в координатах 53°03?сш 158°33?вд, причал № 2 Авача, государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 1 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, с участием капитана ФИО1, проведен осмотр судна РС «Дружный», составлен Акт осмотра судна, его копию капитан ФИО1 получил, замечаний по проведенному осмотру не имел. В ходе осмотра судна в деятельности капитана судна выявлены нарушения ФЗ «О государственной границе РФ», за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 18.1, ч. 2 ст. 18.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.6).
Из свидетельства о праве собственности на судно следует, на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр морского рыбного порта № 988 от 24 сентября 2008 года, судно «Дружный» принадлежит на праве собственности ООО «АРС-Фиш» (л.д.9).
В соответствии с п. 1.1 Договора аренды судна без экипажа (бербоут-чартер) № 01-01/19 БЧ от 01 января 2019 года (далее – Договор аренды), заключенного ООО «АРС-Фиш» (Арендодатель) и АО «Рыбспецпром» (Арендатор), Арендодатель предоставляет Арендатору для осуществления промышленной деятельности рыболовное судно РС-300 «Дружный» за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (без экипажа) на установленный настоящим договором срок с учетом п. 1.2 названного Договора. Судно передается Арендодателем во временное владение и пользование Арендатора (аренду) после (или в день) подписания настоящего Договора по Акту приема-передачи, отражающему техническое состояние Судна на момент его передачи Арендатору. С момента подписания Акта приема-передачи он становится неотъемлемой частью Договора (п. 1.2 Договора аренды). В силу п. 5.1 Договора аренды, арендные отношения начинаются и заканчиваются с момента подписания Акта приема-передачи по 31 декабря 2019 года (л.д. 14-17).
Как усматривается из свидетельств соответствия ТСК № 8843 от 03 мая 2018 года, № 9261 от 16 июля 2018 года, судно СТР «Дружный» оснащено средствами контроля СЗС, модели SAILOR 6130, идентификационный номер 427309454, серийный номер 16143744, АИС, модели Транзас Т-105, идентификационный номер 273858200, серийный номер 15149294, соответст-вующими требованиям ОСМ (л.д. 11, 12).
Согласно Разрешению на добычу (вылов) водных биоресурсов № 412019020288, пользователю АО «Рыбспецпром», с использованием снюрревода, посредством судна РС «Дружный» (Договор аренды судна без экипажа (бербоут-чартер) № 01-01/19 БЧ от 01 января 2019 года), под руководством капитана ФИО1, в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2019 года, в районе 61.02.2 разрешена добыча (вылов) трески, минтая, камбал дальневосточных, терпугов (л.д. 7).
В силу трудового договора № 48 от 06 декабря 2018 года, заключенного АО «Рыбспецпром» (Работодатель) и ФИО1 (Работник), с 06 декабря 2018 года Работник принят на работу в должности капитана судна РС «Дружный» (л.д.18-23).
В соответствии с Уведомлением о намерении пересечь государственную границу Российской Федерации судном, имеющим право на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации без прохождения пограничного, таможенного и иных видов контроля от 24 января 2019 года (далее-Уведомление о намерении), направленным капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 в ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, судно РС «Дружный» намерено выйти из порта Петропавловск-Камчатский в целях осуществления рыбопромысловой деятельности 24 января 2019 года в 22 час. 00 мин. (время кмч). Описание маршрута плавания судна: 25 февраля 2017 года в 08 час. 00 мин. (время кмч)-выход из порта Петропавловск-Камчатский, 24 января 2019 года в 22 час. 00 мин. (время кмч) работа на город, выход из территориальных вод РФ в координатах 51°30,9?сш 158°09,8?вд. Географические координаты района и сроки осуществления деятельности: Юго-Восток Камчатки (61022, Петропавловско-Командорская подзона) 24 января 2019 года-31 декабря 2019 года (л.д. 25-26).
В Уведомлении о намерении изложен список экипажа РС «Дружный», с указанием фамилии, имени, отчества, гражданства, даты рождения, серии и номера паспорта, в том числе, сведения о ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии №№.
Как следует из судовой роли судна РС «Дружный» от 06 февраля 2019 года, капитаном судна являлся ФИО1 (л.д. 27)
В судовой роли от 06 февраля 2019 года указано, что боцман ФИО2 имеет паспорт серии 3018 №. Данное обстоятельство подтверждается копией его паспорта (л.д. 27-28).
Согласно судовому журналу судна РС «Дружный» № 14-5367 (начат 20 декабря 2018 года), 24 января 2019 года в 19 час. 05 мин. подано Уведомление о намерении; -в 21 час. 50 мин. получили «добро» у Восхода и ПТР-49, отошли от причала № 4 СРЗ «Фреза»; -в 22 час. 50 мин. пересекли линию на выход. 25 января 2019 года в 08 час. 20 мин. подали уведомление на выход из территориальных вод РФ; -в 17 час. 00 мин. в координатах 51°27,7?сш 158°05,9?вд пересекли границу территориальных вод РФ на вход (л.д. 29-34).
25 января 2019 года в 08 час. 30 мин. (время кмч) капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 направлено РДО о том, что 25 января 2019 года в 08 час. 20 мин. (время кмч), в координатах 51°30,5?сш 158°10,3?вд, судно РС «Дружный» пересекло государственную границу РФ на выход (л.д. 35).
В ходе производства по делу должностным лицом пограничного органа установлено, что капитан судна РС «Дружный» ФИО1 в 08 час. 20 мин. 25 января 2019 года, в географических координатах 51°30,5?сш 158°10,3?вд, пересек Государственную границу РФ на выход из территориального моря РФ на основании Уведомления, поданного менее, чем за 4 часа до выхода, содержавшего недостоверные сведения данных экипажа судна, период и маршрута плавания судна.
Указанные обстоятельства явились основанием к составлению 12 февраля 2019 года в отношении капитана судна РС «Дружный» ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 1-5).
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения административного правонарушения, о должностном лице-капитане судна РС «Дружный» ФИО1, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
27 февраля 2019 года защитником Даниленко Н.Г. направлено письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела, истребовании доказательств, освобождении капитана судна РС «Дружный ФИО1 от административной ответственности, в связи с малозначительностью содеянного, представлены дополнительные документы, в том числе, копия судового журнала РС «Дружный» № 14-5367 (начат 20 декабря 2018 года), схема акватории порта Петропавловск-Камчатский, копия трудового договора капитана ФИО1 № 48 от 06 декабря 2018 года и старшего помощника капитана ФИО6№ от 19 октября 2018 года, приказы о приеме на работу каждого, их письменные объяснения, судовая роль от 01 января 2019 года (л.д. 48-50, 54-96).
Определением старшего госинспектора 4 ООРКМ от 28 февраля 2019 года, указанные документы приобщены к материалам дела (л.д. 52).
Постановлением старшего госинспектора 4 ООРКМ № 18900009860190001335 от 28 февраля 2019 года капитан судна РС «Дружный» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. (л.д.104-121).
Старший госинспектор 4 ООРКМ, на основании совокупности исследованных при рассмотрении дела доказательств, содержание которых и результаты анализа приведены в постановлении от 28 февраля 2019 года, пришел к выводу о виновности капитана судна РС «Дружный» ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выразившегося в нарушении ч. 5 ст. 9, ч.ч. 21, 23 ст. 9 Закона о государственной границе, п.п. 2, 3 Правил № 863.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, в том числе, место и время совершения административного правонарушения.
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене, капитан судна РС «Дружный» ФИО1 и защитник Даниленко Н.Г. обратились с жалобой об отмене.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов (п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Частью 3 ст. 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность лица в совершении административного
правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические дан-ные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Поддержав доводы жалобы, защитник Даниленко Н.Г. полагала, что отсутствует нарушение, выразившееся во внесении в Уведомление о намерении недействительных сведений о серии и номере паспорта ФИО2, сославшись на то обстоятельство, что капитану порта Петропавловск-Камчатский была подана 01 января 2019 года судовая роль с указанием достоверных сведений паспорта ФИО2, поскольку на тот момент осуществлялась промысловая деятельность без намерения пересечения государственной границы.
Рассматривая доводы в этой части, прихожу к следующему.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что в Уведомлении о намерении от 24 января 2019 года указан список экипажа, с указанием фамилии, имени, отчества, гражданства, даты рождения, серии и номера паспорта, список содержит сведения о серии и номере паспорта боцмана ФИО2 - №№, при этом, в судовой роли от 06 февраля 2019 года указаны действительные данные его паспорта - №№. Таким образом, факт неверного указания серии и номера документа, удостоверяющего личность члена экипажа судна РС «Дружный» ФИО2, подтвержден материалами дела.
В силу п. 3 Правил № 863, к уведомлению прилагается, в том числе, судовая роль.
Приложением к Правилам № 683 установлена форма Уведомления о намерении, согласно которой, сведения о членах экипажа, их паспортных данных непосредственно в Уведомление о намерении не вносятся.
Вместе с тем, как следует из исследованных материалов дела и пояснений защитника Даниленко Н.Г., капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 судовая роль к уведомлению не прилагалась, список членов экипажа указан непосредственно в Уведомлении о намерении от 24 января 2019 года.
Судовая роль в числе прочих документов предоставляется должностным лицам, прибывшим на судно, для контрольно-проверочных мероприятий.
Соблюдение капитаном судна порядка уведомления пограничного органа поставлено в зависимость от достоверности сведений, указанных в судовой роли. Иное толкование вышеуказанных положений приведет к оценке уведомления как формального оповещения, что не согласуется с требованиями Закона о государственной границе.
Сведений об информировании пограничного органа об изменении сведений, указанных в Уведомлении о намерении, в соответствии с п. 6 Правил № 863, до момента выявления нарушения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, старший госинспектор 4 ООРКМ правильно пришел к выводу о несоблюдении капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 порядка уведомления пограничных органов о намерении пересечь Государственную границу, поскольку изложенная в Уведомлении о намерении судовая роль содержала недостоверные сведения о серии и номера паспорта члена экипажа судна РС «Дружный» ФИО2
Утверждение защитника Даниленко Н.Г. о том, что в администрацию порта Петропавловск-Камчатский была подана судовая роль от 01 января 2019 года с указанием действительных паспортных данных боцмана ФИО2, в данном случае, не имеет значения, поскольку в силу п. 2 Правил № 863 Уведомление о намерении с указанным в нем списком членов экипажа подлежало направлению непосредственно в пограничный орган по месту нахождения порта или морского терминала (ближайший пограничный орган).
Следует согласиться с доводом жалобы капитана судна РС «Дружный» ФИО1 и его защитника Даниленко Н.Г., указавших, что судно PC «Дружный» осуществило выход из порта Петропавловск-Камчатский не в 21 час. 05 мин. 24 января 2019 года, как указано в постановлении, а в 22 час. 50 мин. тех же суток, так как именно в это время судно PC «Дружный» пересекло линию мысов Маячный-Безымянный, покинув акваторию порта в координатах 52° 52,0"сш 158°40,4"вд.
Согласно представленному в деле судовому журналу, капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 Уведомление о намерении подано 24 января 2019 года в 19 час. 05 мин., судно РС «Дружный» 24 января 2019 года в 21 час. 50 мин. получило «добро» у дежурных пограничных служб «Восход» и «ПТР-49», отошло от причала № 4 СРЗ «Фреза», после чего в 22 час. 50 мин. этих же суток пересекло линию на выход, то есть, вышло из порта Петропавловск-Камчатский.
Однако, несмотря на установленное обстоятельство, судно РС «Дружный» вышло из порта Петропавловск-Камчатский спустя 3 час. 45 мин. после подачи Уведомления о намерении, менее, чем за 4 часа, как предусмотрено п. 2 Правил № 863.
Не свидетельствует об отсутствии нарушения утверждение защитника Даниленко Н.Г. о том, что в Уведомлении о намерении в графе «описание маршрута плавания» допущена описка, совсем не подлежало указанию «25.02.2017 г. 08:00 кмч», капитан допустил описку, которую в качестве нарушения вменяют во всех постановлениях, хотя по факту пересечения границы капитан подал телеграмму, поскольку пересечение Государственной границы осуществлено в иных географических координатах, а не в указанных в Уведомлении о намерении, что подтверждает факт изменении капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 в ходе плавания заявленных названном уведомлении географических координат места пересечения государственной границы РФ.
При установленных обстоятельствах, старший госинспектор 4 ООРКМ правильно пришел к выводу о нарушении капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 п.п. 2,3 Правил № 863, что подтверждает наличие в его действиях объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Вместе с тем, имеются основания для признания малозначительным административного правонарушения, совершенного капитаном судна РС «Дружный» ФИО1
Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.
Положениями указанной нормы настоящего Кодекса не закреплены какие-либо оговорки или исключения о запрете ее применения к определенным составам административных правонарушений, что позволяет ее применение на все составы административных правонарушениях и освобождение лица от ответственности при малозначительности совершенного правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства деяния, виновность лица, характер и размер причиненного ущерба и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия решения по делу (ст.ст. 24.1, 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Как разъяснено в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением, является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Законодатель предоставил правоприменителю право оценки факторов, характеризующих понятие малозначительности. При этом, административный орган и суд обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности конкретного деяния, совершенного конкретным лицом в конкретных условиях и при столь же конкретных последствиях.
Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу, государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
При исследовании вопроса о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на установленный порядок управления в виде режима Государственной границы Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 совершено административное правонарушение, выразившееся в пересечении 25 января 2019 года в 08 час. 20 мин., в географических координатах 51°30,5?сш 158°10,3?вд, государственной границы РФ на выход из территориального моря РФ на основании Уведомления о намерении, поданного менее, чем за 4 часа до выхода из порта, содержавшего недостоверные сведения данных экипажа судна, период и маршрута плавания судна.
При этом, несмотря на изменение в ходе плавания заявленных в Уведомлении о намерении географических координат места пересечения государственной границы РФ, капитан судна РС «Дружный» ФИО1 25 января 2019 года в 08 час. 30 мин. направил на электронный адрес ПУ ФСБ России по восточному арктическому району телеграмму о пересечении 25 января 2019 года в 08 час. 20 мин. (время кмч), в координатах 51°30,5?сш 158°10,3?вд государственной границы РФ на выход из территориального моря РФ.
Установлено, что судно РС «Дружный» вышло из порта Петропавловск-Камчатский спустя 3 час. 45 мин. после подачи Уведомления о намерении, что менее предусмотренного Правилами № 863 времени на 15 мин.
Недостоверное указание в Уведомлении о намерении паспортных данных члена экипажа ФИО2 установлено посредством предъявленного в ходе контрольно-проверочного мероприятия его паспорта.
Сведений о том, что в результате вышеуказанных нарушений, допущенных капитаном судна РС «Дружный» ФИО1, наступили какие-либо неблагоприятные последствия, не имеется, материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих создание существенной угрозы общественным отношениям в области охраны государственной границы, ущерба государству, физическим или юридическим лицам, постановление также не содержит данных о причинении действиями капитана судна РС «Дружный» ФИО1 вреда и наступления последствий, представляющих существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.
Изложенные обстоятельства принимаются во внимание при рассмотрении довода жалобы капитана судна РС «Дружный» ФИО1 и его защитника о малозначительности совершенного административного правонарушения.
Оценив обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения и степень его общественной опасности, принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, допущенное капитаном судна РС «Дружный» ФИО1 административное правонарушение может быть признано малозначительным.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление о признании капитана судна РС «Дружный» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по делу прекращению, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, с объявлением устного замечания.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу капитана судна РС «Дружный» ФИО1, защитника Даниленко Н.Г. - удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биоресурсов 4 ООРКМ ПУ ФСБ России по восточному арктическому району № 18900009860190001335 от 28 февраля 2019 года о признании капитана судна РС «Дружный» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - отменить, производство по делу прекратить, в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Объявить капитану судна РС «Дружный» ФИО1 устное замечание, от административной ответственности освободить.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.П. Лаевская