12-277/2021
РЕШЕНИЕ
21 января 2022 года г. Орел
Судья Советского районного суда г. Орла Горбачева Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда жалобу генерального директора акционерного общества «Типография «Труд» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка №3 Советского района г. Орла 07 октября 2021 г. о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Орла от 07 октября 2021 г. генеральный директор акционерного общества «Типография «Труд» (далее- АО «Типография «Труд») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 подана жалоба на указанное постановление по делу об административном правонарушении, в обоснование которой считает неправомерным отказ мирового судьи в удовлетворении поданного ФИО1 ходатайства об отложении слушания дела в связи с невозможностью его явки в судебное заседание назначенное на 07 октября 2021 г., чем полагает нарушено его право на предоставление доказательств, дачу пояснений и рассмотрении дела с его непосредственным участием.
Полагает, что вины заявителя в вменяемом правонарушении не имеется, ответственность за выполнение мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при введении военных действий на него не возложена, в компетенцию генерального директора общества таких обязанности не входят. Выражает несогласие с доводами постановления о том, что им не представлены должностному лицу запрашиваемые документы, ссылаясь на их фактическое представление.
В связи с чем просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г. Орла от 07 октября 2021 г. о привлечении его к административной ответственности по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения или вернуть дело на новое рассмотрение мировому судье ввиду существенного нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В судебное заседание ФИО1 дважды не явился, извещался надлежащим образом, доказательств наличия причин невозможности явиться в судебное заседание не представил, в связи с чем его неявки признана судьей неуважительной.
Должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении- начальник отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.
Исследовав письменные материалы дела, судья находит жалобу ФИО1 не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административном правонарушении установлена административная ответственность.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (статья 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее- Федеральный закон «О гражданской обороне»).
Объективную сторону правонарушения по части 2 статьи 20.7 КоАП РФ составляют действия (бездействие), связанные с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне» организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении плановой выездной проверки от 16 августа 2021 г., принятого заместителем начальника- начальником отдела организации надзорных и профилактических мероприятий управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Орловской области проведена выездная проверка в области гражданской обороны в отношении АО «Типография «Труд».
ФИО1, согласно решению единственного акционера АО «Типография «Труд» от 20 ноября 2018 г., избран генеральным директором общества. На основании приказа АО «Типография «Труд» от 20 ноября 2018 г. ФИО1 назначен на должность директора общества.
11 мая 2005 г. между территориальным управлением Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом по Орловской области и ОАО «Типография «Труд» заключен договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны, в соответствии с которым общество приняло на ответственное хранение и безвозмездное пользование защитное сооружение гражданской обороны (убежище) №***, расположенное по адресу: <...>.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Главного управления МЧС России по Орловской области проведен осмотр указанного защитного сооружения и составлен акт проверки от 03 сентября 2021 г., согласно которому выявлены нарушения, а именно не представлено положение об организации и ведении гражданской обороны в организации; не представлен план основных мероприятий, предусматривающий основные мероприятия по вопросам гражданской обороны; не организовано проведение подготовки в области гражданской обороны сотрудников организации, не утверждены руководителем организации программы курсового обучения работников в области гражданской обороны с учетом особенности деятельности организации; отсутствуют документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с новь принятыми работниками в течении первого месяца их работы в соответствии с разработанной программой; отсутствует свидетельство о прохождении руководителем организации подготовки в области гражданской обороны; в защитном сооружении гражданской обороны не проведены мероприятия по оценке технического состояния фильтров поглотителей; не проводится ежегодный технический осмотр и комплексная оценка один раз в три года технического состояния защитного сооружения гражданской обороны; вспомогательные помещения и санузлы защитного сооружения гражданской обороны, не используемые в гражданских целях, не закрыты инее опечатаны; резиновые гибкие вставки в защитно- герметичных дверях аварийных люков окрашены, запорные механизмы дверей аварийных люков частично находятся в неработоспособном состоянии.
06 сентября 2021 г. ФИО1 лично вручено уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в связи с выявленными нарушениями, что подтверждается подписью ФИО1 в уведомлении.
09 сентября 2021 г. ФИО1 для составления протокола об административном правонарушении не явился, документов либо объяснений, опровергающих указанные в акте нарушения, не представил, в связи с чем начальником отделения надзорных мероприятий в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС Р�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�????????????????
Согласно фабуле протокола об административном правонарушении на объекте надзора не выполнены мероприятия по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
07 октября 2021 г. мировым судьей судебного участка № 3 Советского района г. Орла вынесено постановление по делу об административном правонарушении, на основании которого генеральный директор АО «Типография «Труд» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.7 КоАП РФ, выразившемся в невыполнении обязательных требований по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившихся в том, что:
не представлено положение об организации и ведении гражданской обороны в организации, являющееся нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне», пункта 4 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 № 804 (далее - Положение о гражданской обороне), пункта 5 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 14 ноября 2008 г. № 687 (далее- Положение об организации и ведении гражданской обороны);
не представлен план основных мероприятий, предусматривающий мероприятия по вопросам гражданской обороны, что является нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне», пункта 3 Положения о гражданской обороне, пунктов 3, 4 Положения об организации и ведении гражданской обороны;
не организовано проведение подготовки в области гражданской обороны работников организации, а также не утверждены руководителем организации программы курсового обучения работников в области гражданской обороны с учетом особенностей деятельности организации работников, что является нарушением пункта 1 статьи 9 указанного Федерального закона, подпункта «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 841 (далее - Положение о подготовке населения в области гражданской обороны), пункта 7 Положения о гражданской обороне, пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны;
отсутствуют документы, подтверждающие проведение вводного инструктажа по гражданской обороне с вновь принятыми работниками в течение первого месяца их работы в соответствии с разработанной программой, являющееся нарушением пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О гражданской обороне», подпункт «г» пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, пункт 7 Положения о гражданской обороне, пункт 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны;
отсутствует свидетельство о прохождении руководителем организации подготовки в области гражданской обороны, что является нарушением пункта 1 статьи 9 указанного Федерального закона, подпункт «а» пункта 3, пункт 4, пункта 5 Положения о подготовке населения в области гражданской обороны, пункт 7 Положения о гражданской обороне, пункта 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны;
не проведены в защитном сооружении гражданской обороны мероприятия по оценке технического состояния фильтров поглотителей, что является нарушением пунктов 10, 13 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», пункта 4.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 г. № 583 (далее- Правила № 583);
не проводится ежегодный технический осмотр и комплексная оценка технического состояния защитного сооружения гражданской обороны, что является нарушением пункта. 4.1.3 Правил № 583;
вспомогательные помещения и санузлы защитного сооружения гражданской обороны, не используемые в хозяйственных целях, не закрыты и не опечатаны, что является нарушением пункта 9 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. № 575 (далее- Правила № 575);
резиновые гибкие вставки в защитно-герметичных дверях аварийных люков окрашены, запорные механизмы дверей аварийных люков частично находятся в неработоспособном состоянии, являющимся нарушением пункта 3.2.10 Правил № 583, пунктов 2, 3, 5 Правил № 575.
Вина генерального директора АО «Типография «Труд» ФИО1 в совершении указанного правонарушения подтверждается приведенными выше доказательствами: протоколом по делу об административном правонарушении от №*** от 01 сентября 2021 г., решением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 16 августа 2021 г., протоколом осмотра территории от 01 сентября 2021 г., актом плановой выездной проверки от 03 сентября 2021 г., приказом о назначении ФИО1 на должность генерального директора общества.