Дело №12-277/2022 КОПИЯ
Р Е Ш Е Н И Е
г.Нижний Новгород 5 июля 2022 года
Судья Сормовского районного суда г. Нижнего Новгорода Нутрик А.А.,
с участием с участием защитников Мокеева С.В., Тютяевой Е.Е., представителя МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия Минка С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО Завод «Красное Сормово» на постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, на постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 18.05.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.50, ст.8.1, ч.3 ст.8.21, ч.1 ст.8.2, ч.9 ст.8.2, ст.8.5 КоАП РФ, на постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, на постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении ПАО Завод «Красное Сормово»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № ПАО «Завод «Красное Сормово» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере 200000 рублей.
Постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 18.05.2022 № ПАО «Завод «Красное Сормово» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2, ч.1 ст.8.2, ст.8.1, ст.8.5, ч.3 ст.8.21, ч.1 ст.8.50 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере 50000 рублей.
Постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № главный энергетик ПАО «Завод «Красное Сормово» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере 150000 рублей.
Постановлением Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № главный энергетик ПАО «Завод «Красное Сормово» ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа, в размере 500000 рублей.
Не согласившись с указанными постановлениями, ПАО «Завод «Красное Сормово» обратилось в суд с жалобами, в которых указывает, что наказание должно быть назначено на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, а также на тяжелое материальное положение, обусловленное введением государствами, в которых зарегистрированы контрагенты общества, ограничительных мер в отношении предприятия. Кроме того, фактически нарушений природоохранного законодательства со стороны заявителя допущено не было.
В судебном заседании защитники ФИО4, ФИО3 доводы жалобы поддержали, просили отменить постановление по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Мокеева С.В. состава административного правонарушения. Также указали на наличие оснований для назначение наказания по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия ФИО2 в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколах по делам об административных правонарушениях, просила оставить постановления без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав явивших в судебное заседание лиц, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей и иными документами. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.
Статьей 8.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса
Частью 1 статьи 8.42 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности
Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2, частями 3 и 4 статьи 8.50, статьей 8.51 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 8.45 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение требований по оборудованию хозяйственных и иных объектов, расположенных в границах водоохранных зон, сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды, в случаях, если такие требования установлены законом.
Частью 3 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.51 настоящего Кодекса
Частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ установлена административная ответственность за представление на согласование плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, содержащего заведомо недостоверные сведения (информацию), либо неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом, либо неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям, либо неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.
Из пункта 7 части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с ч.4 ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка (производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Согласно ч.6. ст.46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия: заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 5 Федерального закона от 13.07.2020 № 207-ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», планы, полученные организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии Планов, действуют до дня истечения срока действия указанных Планов или до дня утверждения планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии с пунктами 6-8 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», но не позднее 01.01.2024.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Часть 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Согласно ч. 4 ст. 22 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются для объектов III категории.
Согласно ч.3, 4 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений. Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля утверждены п.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Согласно статье 16.1 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае, если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.
Частью 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники, соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Пунктами 15 и 17 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии от 15.09.2017 №498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа» установлено, что на производственных объектах или на их отдельных территориях должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера. 17. В реестр ГОУ должно вноситься наименование и тип ГОУ, сведения о месте и дате установки ГОУ, о дате последнего капитального ремонта, последней модернизации, выводе из эксплуатации или ликвидации ГОУ.
Частью 2 ст.3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) в отношении ПАО «Завод «Красное Сормово» в период с 08.02.2022 по 02.03.2022 (10 рабочих дней) была проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного экологического контроля (надзора) на объекте №
В ходе плановой выездной проверки установлено следующее:
ПАО «Завод «Красное Сормово» не исполнена обязанность по утверждению в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Указанное обстоятельство образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.8.50 КоАП РФ.
Кроме того, у общества отсутствует документация о проведении инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Отсутствует расчет нормативов допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I,II класса опасности). Искажение экологической информации о количестве источников выбросов на объекте № в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Программа производственного экологического контроля по объекту № не соответствует требованиям приказа Минприроды России от 28.02.2018 № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля». Производственный экологический контроль на источниках выбросов произведен не в полном объеме, а именно: контроль проведен 1 раз за год по источникам ; отсутствуют результаты контроля по источникам ; на источнике № отсутствует контроль по аммиаку; на источнике № контроль не проводился по веществам: азота диоксид, азота оксид, углерод оксид, бенз-а-пирен. Отсутствуют согласованные мероприятий по сокращению выбросов в периоды наступления НМУ на объекте №
Указанные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ.
В реестре ГОУ отсутствуют сведения о дате установки ГОУ, о дате последнего капитального ремонта, последней модернизации, о кассетных фильтрах марки № на источнике выбросов №. Отсутствует программа проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта. Во всех представленных паспортах ГОУ отсутствует информация об объеме и характеристиках образующихся в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов отходов. В паспортах ГОУ на источниках выбросов отсутствует перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу. Проверка эффективности ГОУ на источниках выбросов проведена 1 раз. Циклон на источнике выбросов № работает не эффективно.
Указанные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.8.21 КоАП РФ.
Накопление на необорудованной площадке отхода от сноса и разборки зданий (помещений) загрязненного.
ПАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет передачу отхода IV класса опасности лицу, у которого отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
ПАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет совместное накопление разных видов отходов.
В районе координат выявлено накопление на необорудованной площадке отходов от сноса и разборки зданий (помещений). Отходы накоплены на площади около 10 000 м2 и загрязнены, предположительно, нефтепродуктами.
В целях определения класса опасности указанного отхода и наличия загрязнения нефтепродуктами специалистами испытательной лаборатории по Нижегородской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 09.02.2022 был произведен отбор проб «отхода от сноса и разборки зданий (помещений) загрязненного» на определение токсичности и содержания нефтепродуктов (протокол отбора от 09.02.2022, протокол отбора проб от 09.02.2022 №).
В соответствии с протоколом количественного химического анализа (КХА) от 22.02.2022 массовая доля нефтепродуктов составляет 2,4 %.
Согласно протоколу результатов анализа на токсичность от 22.02.2022 № результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Daphnia magna Straus показали, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на Daphnia magna Straus (количество выживших дафний в тестируемой пробе составило 0 %). Количество выживших дафний при разбавлении пробы в 10 раз составило 97 %. Таким образом, БКР равна 10 раз.
Результаты биотестирования отхода показали, что тестируемая проба по значению индекса токсичности (Ti = 1) имеет высокую степень токсичности, степень разбавления пробы до уровня нетоксичности (Т < 0,4) равна 10 раз (Т2 = 0,36).
В соответствии с Приложением № 5 «Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.12.2014 г. № 536, исследуемый отход относится к IV классу опасности.
Указанные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ.
Кроме того, ПАО «Завод «Красное Сормово» не исполнена обязанность по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, в отношении следующих отходов: отходы теплоизоляционных материалов (шлаковата); отходы кабелей; отходы пленки; отходы резиновой обуви отработанной, утратившей потребительские свойства, незагрязненной; тара полиэтиленовая, загрязненная; тара стеклянная, загрязненная; каски защитные пластмассовые, утратившие потребительские свойства; отход от сноса и разборки зданий (помещений) загрязненный; осадок из ванны промывки после ванн меднения; смесь осадков гальванических ванн; жидкий отход из гальванической ванны; фильтры кассетные очистки атмосферного воздуха с фильтрующим материалом из синтетического волокна отработанные.
В районе координат выявлено накопление на необорудованной площадке отходов от сноса и разборки зданий (помещений). Отходы накоплены на площади около 10 000 м2 и загрязнены, предположительно, нефтепродуктами.
В целях определения класса опасности указанного отхода и наличия загрязнения нефтепродуктами специалистами испытательной лаборатории по Нижегородской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» 09.02.2022 был произведен отбор проб «отхода от сноса и разборки зданий (помещений) загрязненного» на определение токсичности и содержания нефтепродуктов (протокол отбора от 09.02.2022, протокол отбора проб от 09.02.2022 №).
В соответствии с протоколом количественного химического анализа (КХА) от 22.02.2022 № массовая доля нефтепродуктов составляет 2,4 %.
Согласно протоколу результатов анализа на токсичность от 22.02.2022 №, результаты биотестирования отхода показали, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на Daphnia magna Straus (количество выживших дафний в тестируемой пробе составило 0 %). Количество выживших дафний при разбавлении пробы в 10 раз составило 97 %. Таким образом, БКР равна 10 раз.
Результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Paramecium Caudatum показали, что тестируемая проба по значению индекса токсичности (Ti = 1) имеет высокую степень токсичности, степень разбавления пробы до уровня нетоксичности (Т < 0,4) равна 10 раз (Т2 = 0,36).
В соответствии с Приложением № 5 «Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.12.2014 №, исследуемый отход относится к IV классу опасности.
В корпусном цехе зафиксированы следующие отходы: отходы теплоизоляционных материалов (шлаковата), отходы кабелей, отходы пленки, отходы резиновой обуви отработанной, утратившей потребительские свойства, незагрязненной.
В ходе осмотра 10.02.2022 специалистами испытательной лаборатории по Нижегородской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» был произведен отбор проб следующих отходов:
Отход «осадок из ванны промывки после ванн меднения». Согласно протоколу результатов анализа на токсичность от 22.02.2022 № результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Daphnia magna Straus показали, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на Daphnia magna Straus (количество выживших дафний в тестируемой пробе составило 0 %). Количество выживших дафний при разбавлении пробы в 10 000 раз составило 0 %. Таким образом, БКР составляет более 10 000 раз.
Результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Paramecium Caudatum показали, что тестируемая проба по значению индекса токсичности (Tj = 1) имеет высокую степень токсичности, степень разбавления пробы до уровня нетоксичности (Т < 0,4) равна 100 000 раз (Т2 = 0,37).
В соответствии с Приложением № 5 «Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.12.2014 №, исследуемый отход относится к I классу опасности.
Отход «смесь осадков гальванических ванн». Согласно протоколу результатов анализа на токсичность от 22.02.2022 № результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Daphnia magna Straus показали, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на Daphnia magna Straus (количество выживших дафний в тестируемой пробе составило 0 %). Количество выживших дафний при разбавлении пробы в 10 000 раз составило 100 %. Таким образом, БКР равна 10 000 раз.
Результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Paramecium Caudatum показали, что тестируемая проба по значению индекса токсичности (Ti = 1) имеет высокую степень токсичности, степень разбавления пробы до уровня нетоксичности (Т < 0,4) равна 10 000 раз (Т2 = 0,34).
В соответствии с Приложением № «Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.12.2014 №, исследуемый отход относится ко II классу опасности.
Отход «жидкий отход из гальванической ванны». Согласно протоколу результатов анализа на токсичность от 22.02.2022 № результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Daphnia magna Straus показали, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на Daphnia magna Straus (количество выживших дафний в тестируемой пробе составило 0%). Количество выживших дафний при разбавлении пробы в 10 000 раз составило 0%. Таким образом, БКР составляет более 10 000 раз.
Результаты биотестирования отхода с использованием тест-объекта Paramecium Caudatum показали, что тестируемая проба оказывает острое токсическое действие на Paramecium Caudatum (количество выживших тест-объектов в тестируемой пробе составило 0 %). Количество выживших Paramecium Caudatum при разбавлении пробы в 100 000 раз составило 100 %. Таким образом, БКР равна 100 000 раз.
В соответствии с Приложением № 5 «Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 04.12.2014 №, исследуемый отход относится к I классу опасности.
ПАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет эксплуатацию газоочистных установок (ГОУ). Представлен реестр ГОУ. В соответствии с представленными сведениями о проводимой в настоящее время инвентаризации установлено, что источник №, расположенный в корпусно-обрабатывающем участке корпусного цеха оборудован двумя кассетными фильтрами марки ФВКарт-с/ш-352-215-600 РЕ, осуществляющие очистку промышленных выбросов после дробеметной установки и камеры покраски.
Управлением было направлено требование о предоставлении документов от 14.02.2022 № б/н, в котором была обозначена необходимость представления паспорта на отход «Фильтры кассетные очистки атмосферного воздуха с фильтрующим материалом из синтетического волокна отработанные». Письмом от 16.02.2022 № ПАО «Завод «Красное Сормово» представлен скан паспорта на отход «фильтры воздушные автоматической линии резки и лазерной обработки металлов отработанные».
Таким образом, ПАО «Завод «Красное Сормово» не исполнена обязанность по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, в отношении следующих отходов: отходы теплоизоляционных материалов (шлаковата); отходы кабелей; отходы пленки; отходы резиновой обуви отработанной, утратившей потребительские свойства, незагрязненной; тара полиэтиленовая, загрязненная; тара стеклянная, загрязненная; каски защитные пластмассовые, утратившие потребительские свойства; отход от сноса и разборки зданий (помещений) загрязненный; осадок из ванны промывки после ванн меднения; смесь осадков гальванических ванн; жидкий отход из гальванической ванны; фильтры кассетные очистки атмосферного воздуха с фильтрующим материалом из синтетического волокна отработанные.
Указанные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст.8.2 КоАП РФ.
Также в ходе проверки установлено искажение обществом экологической информации о количестве источников выбросов на объекте № в государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Результаты производственного экологического контроля на источниках выбросов № и № являются недостоверными. В государственном реестре объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на объекте № отсутствуют сведения о ГОУ. ПАО «Завод «Красное Сормово» в статистическом отчете по форме № (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2021 год, в первичном учете образования отходов и их дальнейшего движения за 2021 не отражены следующие отходы: отход от сноса и разборки зданий (помещений) загрязненный; осадок из ванны промывки после ванн меднения; смесь осадков гальванических ванн; жидкий отход из гальванической ванны. Искажение информации о категории объекта НВОС №
В 2016 году обществом разработан и утвержден проект нормативов предельно-допустимых выбросов и получено разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 21.07.2016 № сроком действия до 22.05.2021.
В настоящее время Обществом проводится инвентаризация источников выбросов. Согласно справке ПАО «Завод «Красное Сормово» от 14.02.2022 № по предварительным данным инвентаризации на территории объекта имеется 243 источника выбросов, 25 из них неорганизованные. По сравнению с инвентаризацией 2016 года, количество источников выбросов увеличилось на 73 единицы, при этом, ликвидирован 21 источник, в том числе 10, оборудованных ГОУ.
Обществом в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия по объекту №П представлен статистический отчет по форме № (воздух) за 2021 год. Согласно отчету валовый выброс составил 182,175 т/год.
При сравнении отчетности по форме № (воздух) за 2021 год с данными представленными в государственном реестре объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и информации представленной ПАО «Завод «Красное Сормово» об источниках выбросов установлено разночтение информации о количестве источников выбросов на объекте:
В отчетности по форме № (воздух) за 2021 год ПАО «Завод «Красное Сормово» указывает количество стационарных источников на объекте 170 ед., разрешенный выброс 309,84 т.
В государственном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ПАО «Завод «Красное Сормово» указано 159 ед. стационарных источников выбросов с валовым выбросом 317,13446 т/год.
По предварительным данным инвентаризации, на объекте осуществляется выброс 243 источниками выбросов, их них нестационарных - 1 (справка от 14.02.2022 №).
В соответствии с письмом ПАО «Завод «Красное Сормово» от 28.02.2022 № в период с 01.01.2020 по настоящее время новые участки и оборудование не вводились, технологический процесс работы оборудования не изменился. Количество источников промышленных выбросов, учтенных в проводимой в настоящее время инвентаризацией, и инвентаризацией 2016 года отличается ввиду некорректной инвентаризации в 2016 году (не были учтены действующие в 2016 году источники выбросов).
Указанные обстоятельства образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено, что объект ПАО «Завод «Красное Сормово», код № категория объекта - III, категория риска - умеренная (Федеральный государственный экологический надзор), поставлен на учет объектов НВОС 29.12.2016, сведения актуализированы 25.12.2019.
ПАО «Завод «Красное Сормово» имеет двухярусное бетонное причальное сооружение.
08.02.2022 проведен осмотр причала (протокол осмотра от 08.02.2022 №), в ходе которого установлено, что причал не оснащён ливневой системой водоотведения, при этом на причале осуществляется заправка судов топливом.
ПАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет пользование водным объектом (акватория правого берега р. Волга в Сормовском районе) с целью размещения плавательных средств для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений на основании Договора водопользования от 16.10.2017 , выданного Верхне-Волжским бассейновым водным управлением (до 16.10.2037).
ПАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет производственный контроль природной воды в р.Волге в месте пользования акваторией.
По результатам производственного контроля установлены превышения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения (Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13.12.2016 № 552).
Данное обстоятельство образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено, что объект ПАО «Завод «Красное Сормово», код № категория объекта - III, категория риска - умеренная (Федеральный государственный экологический надзор), поставлен на учет объектов НВОС 29.12.2016, сведения актуализированы 25.12.2019.
В соответствии с пояснениями от 15.02.2022 № на ПАО «Завод «Красное Сормово» имеется несколько канализационных систем: хозяйственно-бытовая канализация; производственная канализация; ливневая канализация; производственная канализация гальванического участка.
На предприятии имеется система повторного водоснабжения, которая позволяет значительно экономить природные, энергетические ресурсы и снижает нагрузку на централизованную систему водоотведения (ЦСВО).
Система повторного водоснабжения состоит из комплекса инженерных сооружений и является замкнутой.
В состав системы повторного водоснабжения входят: механические очистные сооружения (МОС), пруд-накопитель, перекачивающая станция (ПС-9), насосная станция, системы ливневой и производственной канализации, система трубопроводов технического водоснабжения.
Основное назначение системы повторного водоснабжения - обеспечение производственных цехов водой с целью выполнения испытаний на герметичность различных резервуаров и емкостей при строительстве готовой продукции с последующим сливом через систему производственной канализации на МОС и повторным использованием воды.
Ливневые и промышленные сточные воды направляются на механические очистные сооружения, в которых происходит осаждение взвешенных частиц. После механической очистки сточная вода собирается в пруд-отстойник.
Пруд-отстойник представляет собой искусственно вырытый водоем.
09.02.2022 специалистами испытательной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведен отбор проб сточной воды на станции перекачки, вход на механические очистные сооружения и на выпуске с механических очистных сооружений в пруд-отстойник.
В соответствии с экспертным заключением от 25.02.2022 № установлено:
Согласно результатам визуального осмотра очистные сооружения ПАО «Завод «Красное Сормово» находятся в технически не удовлетворительном состоянии: отсутствуют шибера на распределительном лотке, неравномерное распределение потока поступающих сточных вод при параллельном режиме работы секций отстойника, на сооружениях произрастает высшая растительность (поросль кустарников, трава), имеются следы разрушения железобетонных контракций отстойника, территория сооружений не прочищена от снега, побегов высокоствольной и кустарниковой растительности, что затрудняет доступ к сооружениям;
Согласно результатам КХА сточных вод, отобранных на входе на очистные сооружения и на выходе с очистных сооружений, установлено, что эффективность очистки по нефтепродуктам (55,5%) находятся в пределах технических возможностей работы очистных сооружений данного типа.
Очистные сооружения данного типа не предназначены для очистки сточных вод от металлов, хлоридов, сульфатов, аммоний-иона, БПК, ХПК. Соответственно, эффективность очистки сточных вод по железу (24%), по марганцу (13,6%), по меди (5%), по цинку (14,5%), по БПК5 (7,9%), по ХПК (19%), по аммоний-иону (17,4%), по сульфат-иону (6,4%), по хлорид-иону (19,4%) низкая, достигается лишь за счет попутного удаления указанных загрязняющих веществ с взвешенными веществами.
11.02.2022 был организован выезд для проведения геодезических работ по съемке существующих объектов (пруда-отстойника, имеющихся заграждений) в пределах водоохранной зоны и береговой полосы р. Волга в районе расположения ПАО «Завод «Красное Сормово» на берегу Сормовского затона.
Проведена исполнительная съемка обследуемых объектов, установлены фактические координаты территории проведения работ в местной системе координат МСК-52 и Балтийской 1977 г. системе высот.
Создана исполнительная схема территории с нанесением границ объектов в произвольном масштабе. В соответствии с экспертным заключением от 25.02.2022 № установлено нахождение пруда-отстойника в водоохранной зоне р. Волга.
Таким образом, ПАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет сброс сточной воды после механических очистных сооружений в водооохранной зоне реки Волги.
Указанное обстоятельство образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.
В ходе проверки установлено, что объект ПАО «Завод «Красное Сормово», код категория объекта - III, категория риска - умеренная (Федеральный государственный экологический надзор), поставлен на учет объектов НВОС 29.12.2016, сведения актуализированы 25.12.2019.
ПАО «Завод «Красное Сормово» осуществляет пользование водным объектом р.Волга (акватория правого берега р. Волга в Сормовском районе) с целью размещения плавательных средств для эксплуатации судоремонтных и судостроительных сооружений на основании Договора водопользования от 16.10.2017 , выданного Верхне-Волжским бассейновым водным управлением (до 16.10.2037).
ПАО «Завод «Красное Сормово» имеет двухярусное бетонное причальное сооружение.
08.02.2022 проведен осмотр причала (протокол осмотра от 08.02.2022 №б/н), в ходе которого установлено, что причал не оснащён ливневой системой водоотведения, при этом на причале осуществляется заправка судов топливом.
Указанное обстоятельство образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.45 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства, подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании: решением о проведении внеплановой выездной проверки от 27.01.2022 №, актом проверки, протоколами осмотра, протоколами отбора проб, протоколами результатов анализов, экспертными заключениями, ответами ПАО «Завод «Красное Сормово» и другими доказательствами.
Оценивая каждое доказательство с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а все их в совокупности с точки зрения достаточности для разрешения дела суд приходит к выводу, что при получении доказательств не допущено существенных процессуальных нарушений, которые, в соответствии с требованиями КоАП РФ, могут повлечь отмену вынесенных постановлений.
Суд приходит к выводу, что указанные доказательства в совокупности могут быть положены в основу постановлений по делу об административном правонарушении.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену обжалуемого постановления должностного лица, в результате исследования материалов дела судом не установлено.
Оснований не доверять фактам и обстоятельствам произошедшего, изложенным в исследованных документах, при рассмотрении дела не имеется.
В соответствии с приказом от 11.04.2017 № 331а-н «О назначении ответственного», ответственным лицом за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, а также за обеспечение экологической безопасности предприятия, назначен главный энергетик ПАО «Завод «Красное Сормово» ФИО3 (приказ о назначении на должность от 17.01.2014 №/к). Кроме того, в соответствии с п. 4.1 положения об отделе главного энергетика ПАО «Завод «Красное Сормово» главный энергетик обязан обеспечивать выполнение задач и функций, установленных положением. Одной из основных задач и функций отдела главного энергетика является оперативное руководство охраной окружающей среды, производственный экологический контроль состояния окружающей среды и ее изменения под влиянием деятельности ПАО (п. 4 раздела 3 положения об отделе главного энергетика ПАО «Завод «Красное Сормово»).
Согласно Программе производственного экологического контроля, ответственным лицом за проведение производственного экологического контроля является главный энергетик ФИО3
Несмотря на то, что ФИО3 был привлечен к административной ответственности, обществом не были приняты какие-либо меры, направленные на устранение нарушений природоохранного законодательства, в силу чего, оснований для применения положений ч.4 ст.2.1 КоАП РФ не имеется.
В силу изложенного, суд приходит к выводу, что должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ПАО «Завод «Красное Сормово» составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.50, ч.3 ст.8.21, ч.1 ст.8.2, ч.9 ст.8.2, ст.8.1, ст. 8.5, ч.4 ст.8.13, ч.1 ст.8.42, ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.
Принимая во внимание общественную опасность и значимость правонарушений, суд приходит к выводу, что оснований для прекращения производства по делу на основании ст.ст.2.7, 2.9 КоАП РФ не имеется.
В силу частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания. В случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается: в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения; в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа; в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.
В силу изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемых постановлений путем назначения наказания по правилам частей 2 и 3 статьи 4.4 КоАП РФ.
Наибольший административный штраф предусмотрен ч.1 ст.8.45 КоАП РФ.
При этом, согласно бухгалтерской отчетности за 1 квартал 2022 года, у предприятия отсутствует прибыль и имеется убыток в размере 226 231 000 рублей.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, финансовое положение, в целях исключения избыточного ограничения прав, о наличии оснований для назначения наказания с учетом положений части 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ
Следовательно, обжалуемые постановления подлежат изменению путем назначения наказания в размере 250000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
РЕШИЛ:
жалобу ПАО Завод «Красное Сормово» удовлетворить частично.
Постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.42 КоАП РФ, постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 18.05.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.50, ст.8.1, ч.3 ст.8.21, ч.1 ст.8.2, ч.9 ст.8.2, ст.8.5 КоАП РФ, постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, постановление МУ Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 01.04.2022 № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, в отношении ПАО Завод «Красное Сормово» изменить: признать ПАО Завод «Красное Сормово» виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.50, ч.3 ст.8.21, ч.1 ст.8.2, ч.9 ст.8.2, ст.8.1, ст. 8.5, ч.4 ст.8.13, ч.1 ст.8.42, ч.1 ст.8.45 КоАП РФ, назначить ему наказание в виде административного штрафа, в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
В части отмены постановлений и прекращения производств по делам об административных правонарушениях жалобы ПАО Завод «Красное Сормово» оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение 10 дней в Нижегородский областной суд.
Судья А.А. Нутрик Копия верна
Подлинник хранится в дела № 12-277/2022 (УИД 52RS0006-01-2022-000634-70) в Сормовском районном суде г. Нижний Новгород.
Судья А.А. Нутрик