ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-278/17 от 28.06.2017 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

«31» августа 2017 года г.ФИО6

Судья Ленинского районного суда г.ФИО6ФИО6,

с участием защитника ФИО3, действующей на основании доверенности от 28.06.2017 года,

рассмотрев по жалобе Лодышкина А.В. дело в отношении

Лодышкина Александра Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г.ФИО6<адрес>, гражданина РФ, работающего директором Департамента экономического развития и торговли <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> г.ФИО6<адрес>,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ Лодышкин А.В. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей.

Обстоятельства совершения правонарушения подробно изложены в постановлении.

Из жалобы Лодышкина А.В. следует, что с постановлением он не согласен. Он не оспаривает факт заключения Соглашения о предоставлении субсидии, получения <адрес>ю субсидии, недостижение показателей результативности использование субсидии. В срок до ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в федеральный бюджет не возвращены, что является нарушением обязанности, предусмотренной Соглашением. Однако, ссылаясь на положения п.11 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2015 году» (далее - Правила), Лодышкин А.В. указывает, что невозврат до ДД.ММ.ГГГГ средств в федеральный бюджет за недостижение показателей результативности не является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов, за которое предусмотрена ответственность по ст.15.15.3 КоАП РФ.

В судебное заседание Лодышкин А.В., будучи надлежащим образом уведомленным о дате и месте и времени рассмотрения дела, не явился, его интересы в судебном заседании представляет защитник. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало ни от Лодышкина А.В., ни от его защитников, в связи с чем, руководствуясь ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие Лодышкина А.В.

Защитник ФИО3 поддержала доводы жалобы в полном объеме. Также просила в случае, если доводы защиты суд посчитает необоснованными, то рассмотреть возможность применения ст.2.9 КоАП РФ.

И.о. руководителя УФК по <адрес>ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении жалобы Лодышкина А.В. без их участия, направив письменные возражения, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УФК по <адрес>.

В возражениях указано, что постановление вынесено законно и обоснованно. С правовой позицией Лодышкина А.В. согласиться нельзя. Правилами предусмотрены условия предоставления субсидии не только в п.11. Одним из условий в соответствии с п.35 Правил является заключение соглашения о предоставлении субсидии, которым предусматривается ответственность сторон за нарушение условий Соглашения, последствия неисполнения субъектами РФ условий соглашения и недостижение значений показателей результативности использования субсидии. П.32 Правил предусмотрена ответственность за нарушение обязательств по выполнению показателей результативности в виде возврата в доход федерального бюджета размера средств, рассчитанных по формуле. Следовательно, невозврат средств в федеральный бюджет является нарушением условий предоставления межбюджетных трансфертов. По данному факту в соответствии со ст.306.3 БК РФ принято решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету <адрес> в размере 8.964.600,89 рублей.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, рассмотрев доводы жалобы, заслушав стороны, прихожу к следующим выводам:

Согласно ст. 30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Оценка исследованных при рассмотрении дела доказательств указывает на правильность выводов заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2 о совершении Лодышкиным А.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст.15.15.3 КоАП РФ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ), нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных ст.15.14 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Плановая выездная проверка УФК по <адрес> проведена в соответствии с действующим законодательством, положениями гл.26 НК РФ. Фактов превышения полномочий со стороны УФК по <адрес> в ходе рассмотрения жалобы не выявлено. Проверялось соблюдение условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы РФ «Экономическое развитие и инновационная экономика».

Виновность Лодышкина А.В. в совершении правонарушения подтверждается: соглашением -МБ-15 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении <адрес> субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства с установлением значений показателей результативности; отчетами о достижении значений показателей результативности использования субсидии в соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ; актом выездной проверки УФК по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, где выявлено неэффективное использование средств субсидии; актов выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, установившей, что не проведен возврат средств в федеральный бюджет в сумме 2.238.275 рублей; приказом от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО5 на должность члена <адрес> – директора Департамента экономического развития и торговли <адрес>; пояснениями ФИО5 в ходе досудебного производства; протоколом об административном правонарушении.

Утверждение Лодышкина А.В., что условия предоставления межбюджетных трансфертов в рассматриваемом случае указаны только в п.11 Правил, не соответствует действующему законодательству.

В силу ст.6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со ст.130 БК РФ, межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. При несоблюдении органами государственной власти субъектов Российской Федерации условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством Российской Федерации, в случаях, предусмотренных гл.30 НК РФ, Министерство финансов Российской Федерации вправе принять решение о приостановлении (сокращении) в установленном им порядке предоставления межбюджетных трансфертов соответствующим бюджетам субъектов РФ до приведения в соответствие с требованиями настоящей статьи положений, обуславливающих условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1605 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году" утверждены "Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" в 2015 году".

В соответствии с п.11 указанных Правил, субсидии предоставляются на софинансирование мероприятий при соблюдении субъектами РФ следующих условий:

а) наличие утвержденных государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программы (подпрограммы), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) муниципальном бюджете на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования на исполнение государственной программы (подпрограммы) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальной программы (подпрограммы), содержащих мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства;

в) использование типовой проектной документации, которая разработана для аналогичного объекта капитального строительства и информация о которой внесена в реестр типовой проектной документации (при наличии такой документации), - в отношении субсидий, за счет которых осуществляется софинансирование строительства объектов капитального строительства.

Кроме этого, в соответствии с п.28 Правил, критериями конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии, являются соблюдение условий предоставления субсидий, указанных в пункте 11 Правил, наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых государственными программами (подпрограммами) субъекта РФ и (или) муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, значениям показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями.

В соответствии с п.35 Правил, предоставление субсидии бюджету субъекта РФ осуществляется на основании соглашения, предусматривающего, в том числе, сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, а также о достижении показателей результативности использования субсидии; последствия неисполнения субъектами РФ условий соглашения, а также недостижения значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением; обязательство субъекта РФ по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых государственными программами (подпрограммами) субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными программами (подпрограммами), значениям показателей результативности использования субсидии, установленным соглашением.

В соответствии с п.37 Правил, основаниями для отказа в заключении соглашения являются непредставление или представление в неполном объеме документов, необходимых для получения субсидии.

В соответствии с п.31 Правил, в случае несоблюдения субъектом РФ требований и условий предоставления субсидии, а также критериев конкурсного отбора перечисление субсидии приостанавливается в соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ.

В соответствии с п.32 Правил, в случае если субъектом РФ по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии субъект РФ обеспечивает возврат в доход федерального бюджета в срок до 1 июня текущего финансового года размера средств, рассчитанного по определенной формуле.

Таким образом, указанные Правила содержат большое количество условий, при соблюдении которых субъекту РФ предоставляется субсидия, помимо положений п.11 Правил. В частности, одним из условий получения субсидии является обязательное включение в соглашение о предоставлении субсидии положений, устанавливающих последствия неисполнения субъектами РФ условий соглашения, в том числе по достижению значений показателей результативности использования субсидии.

Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ установлены показатели результативности исполнения мероприятий, для финансирования которых предоставляется субсидия. Департамент обязуется обеспечивать достижение значений показателей результативности исполнения указанных мероприятий, предоставлять соответствующий отчет. В случае, если допущены нарушения обязательств по выполнению показателей результативности использования субсидии, <адрес> обеспечивает возврат в доход федерального бюджета в срок до 01 июня текущего финансового года средств в установленном размере.

В нарушение п.32 Порядка, п.4.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, Департамент экономического развития и торговли <адрес> как уполномоченный орган по реализации указанного соглашения не выполнил условия предоставления субсидии, не выполнил принятую на себя обязанность вернуть денежные средства в федеральный бюджет при наступлении определенных обстоятельств. Необходимые денежные средства были взысканы ДД.ММ.ГГГГ в порядке применения бюджетной меры принуждения.

В силу п.1 ст.306.1 БК РФ, бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Согласно п.3 ст.306.1 БК РФ применение к участнику бюджетного процесса, указанному в п.1 этой статьи, бюджетной меры принуждения не освобождает его должностных лиц при наличии соответствующих оснований от ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Лодышкин А.В., являясь директором Департамента, который несет ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и полномочий, надлежащую организацию работы по исполнению Соглашения, не обеспечил выполнение обязанности по возврату денежных средств в федеральный бюджет, являющейся условием предоставления субсидии. Выполнение данной обязанности входило в должностные обязанности Лодышкина А.В. как руководителя Департамента экономического развития и торговли <адрес>.

При этом, считаю доказанным, что Лодышкин А.В. знал о необходимости возврата средств, так как это напрямую следовало из результатов проверки проведенной УФК по <адрес> в Департаменте в сентябре 2016 года, но даже после этого он не принял никаких мер для выполнения условий Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2 исследованы и оценены все доказательства, представленные при рассмотрении дела об административном правонарушении. Результаты оценки доказательств по делу нашли свое отражение в обжалуемом постановлении. Оснований для переоценки доказательств не имеется. Требование полноты, всесторонности и объективности рассмотрения дела мировым судьёй не нарушены. Новых сведений, указывающих на ошибочность позиции должностного лица, в ходе рассмотрения жалобы не получено.

Назначенное Лодышкину А.В. наказание является минимальным, предусмотренным санкцией ст.15.15.3 КоАП РФ, и не может быть признано излишне суровым.

Оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не имеется. В результате действий Лодышкина А.В. в распоряжение федерального бюджета длительное время не поступала крупная сумма денежных средств, которая могла быть использована по целевому назначению на иные нужды государства. С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не усматриваю оснований считать, что подобные действия не представляют существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В связи с этим, оснований для отмены или изменения постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес>ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, которым Лодышкин Александр Валерьевич за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.3 КоАП РФ, подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10.000 рублей, оставить без изменения.

Жалобу Лодышкина А.В. оставить без удовлетворения.

Данное решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.ФИО6 в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: ФИО6