ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-278/17 от 29.06.2017 Московского районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 12-278/17

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ г.Чебоксары

Судья Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Курышев С.Г., рассмотрев жалобу ФИО1 в интересах должностного лица- <данные изъяты>

ФИО2, <данные изъяты>,

на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - <данные изъяты> ФИО2 подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.27 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

Из обжалуемого постановления следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты>, использует павильон на площади 15,0 кв.м., находящейся в государственной собственности Чувашской Республики, без надлежаще оформленных документов.

Не согласившись с данным постановлением, представитель ФИО2- ФИО1 обжаловал его в суд, считая подлежащим отмене. Жалоба мотивирована тем, что Общество использует имущество с надлежаще оформленными документами, поскольку ДД.ММ.ГГГГ между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - «Предприятие») и Обществом заключен договор -а от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ Согласно ч.2 ст.621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Несмотря на окончание срока аренды, предприятие не только не заявило об освобождении арендуемого имущества, а предложило пользоваться имуществом. При этом Предприятие выставило счета на оплату на новый период аренды имущества, а также представляло акты об оказании услуг. Кроме того, между Предприятием и Обществом был заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ, на неопределенный срок (до освобождения имущества), согласно которому Общество возмещает Предприятию коммунальные расходы, то есть данный договор подтверждает продолжение действия договора аренды имущества. Кроме того, отсутствует предмет (объект) правонарушения, поскольку Общество фактически использовало земельный участок, а не здание, помещение либо иной объект нежилого фонда, что квалифицируется по ст.7.1 КоАП РФ. Кроме того, Общество не было осведомлено о собственнике имущества, а так же не было обязано получать согласие Министерства на пользование имуществом.

В судебное заседание ФИО2 не явился, реализовав право участия в процессе через представителя ФИО1

Представитель ФИО2- ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям.

В судебном заседании представитель Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО4 просила в удовлетворении жалобы отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Согласно статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лица, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в том числе, протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу, показаниями свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Согласно части 2 статьи 27 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» использование объекта нежилого фонда, находящегося в государственной собственности Чувашской Республики, без надлежаще оформленных документов либо с нарушением установленных норм и правил эксплуатации и содержания объектов нежилого фонда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Из содержания протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным специалистом-экспертом отдела доходов от управления, аренды и контроля за использованием государственного имущества Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО, следует, что в 13 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ в ходе выездной проверки использования государственного имущества, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, предоставленного на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Чувашской Республики «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, по адресу: <данные изъяты> на площади 15,0 кв.м. расположен павильон общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>). На запрос о представлении документов, на основании которых используется указанная площадь для установки данного павильона, представлен договор на сдачу в аренду государственного имущества, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, закрепленного на праве хозяйственного ведения, -а от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный сроком по ДД.ММ.ГГГГ

Данные обстоятельства подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1.1 Договора на сдачу в аренду государственного имущества, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, закрепленного на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ (далее также - договор аренды), Арендодатель (ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии) предоставляет Арендатору (ООО «<данные изъяты>») за плату во временное владение и пользование часть территории под навесом, общей площадью 15,0 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> под установку павильона. Общая площадь сдаваемого в аренду объекта 15,0 кв.м.

В соответствии с пунктом 1.3 договора аренды, срок аренды установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на дату проведения проверки срок договора аренды истек.

Согласно п. 1 ст. 610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором.

Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (п. 2 ст. 621 ГК РФ).

В силу п. 3 ст. 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

По смыслу приведенных норм, а также разъяснений, изложенных в п. 2, 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», стороны договора аренды вправе определить в договоре правило, отличное от предусмотренного п. 2 ст. 621 ГК РФ, при котором истечение срока договора приводит к прекращению обязательства между арендодателем и арендатором.Пунктом 5.3 договора -с на сдачу в аренду государственного имущества, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, закрепленного на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что договор считается прекращенным по истечении срока аренды. Продолжение использования объекта Арендатором по истечении срока аренды, указанного в п. 1.3. не является основанием для возобновления или продления договора. Из буквального толкования указанного пункта договора следует, что арендодатель при любых обстоятельствах возражает на продление настоящего договора на неопределенный срок по истечении срока его действия.

Таким образом, при заключении вышеуказанного договора аренды стороны исключили предусмотренную п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса Российской Федерации возможность возобновления договора аренды на неопределенный срок.

Кроме того, согласно части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В соответствии с частью 5 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Порядок организации и проведения конкурсов или аукционов на право заключения, в том числе договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, устанавливают Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденные приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 г. № 67 (далее - Правила).

При проведении конкурсов или аукционов на право заключения, в том числе договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», организатором конкурсов или аукционов являются уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения (государственное унитарное предприятие) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного имущества (пункт 4 Правил).

Таким образом, договор аренды государственного недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям, может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Сведений о заключении договора -с на сдачу в аренду государственного имущества, являющегося государственной собственностью Чувашской Республики, закрепленного на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ с соблюдением требований приведенных выше норм не имеется.

Учитывая изложенное, в действиях ФИО2 содержится состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 27 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

Доводы о том, что между ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики и Обществом заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на неопределенный срок (до освобождения имущества), согласно которому Общество возмещает Предприятию коммунальные расходы, и данный договор подтверждает продолжение действия договора аренды имущества, являются несостоятельными, поскольку пунктом 2 ст. 168 ГК РФ установлено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Доводы о том, что Общество не обязано было получать согласие Министерства на пользование имуществом также несостоятельны, поскольку полномочия собственника от имени Чувашской Республики по управлению и распоряжению республиканским имуществом осуществляет Кабинет Министров Чувашской Республики непосредственно либо через уполномоченные им органы. Уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение республиканским имуществом, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Чувашской Республики в данной сфере является Министерство юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики, которое реализует свои полномочия в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Чувашской Республики, а также Положением о Минюсте Чувашии, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ.

Объект недвижимого имущества - <адрес>, на территории которого ООО «<данные изъяты>» был установлен павильон является государственной собственностью Чувашской Республики, закрепленного на праве хозяйственного ведения за ГУП ЧР «Чувашавтотранс» Минтранса Чувашии. Соответственно, использование вышеуказанного имущества на законных основаниях возможно только в случае получения согласия собственника имущества.

Иные доводы, изложенные в жалобе, являются способом защиты и основанием для изменения или отмены постановления не являются.

При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о том, что каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных законом, при производстве по делу не допущено. Должностным лицом Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики к административной ответственности дана правильная оценка всем обстоятельствам дела, принято обоснованное решение по делу о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 27 Закона Чувашской Республики «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».

Назначенное ФИО2 административное наказание соответствует требованиям закона, обстоятельствам его совершения и личности нарушителя.

Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется. В связи с этим жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

постановление заместителя министра юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении должностного лица - Председателя Правления общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО2 к административной ответственности в виде штрафа в размере 2000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 27 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано либо опротестовано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья Московского

районного суда г.Чебоксары С.Г. Курышев