ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-278/18 от 25.07.2018 Рыбинского городского суда (Ярославская область)

Дело №12-278/2018

РЕШЕНИЕ

Рыбинский городской суд Ярославской области

в составе председательствующего судьи Голованова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Рыбинске 25 июля 2018 года жалобу представителя НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» Верещагина И.Н. на постановление Главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области Перч О.А. от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ,

установил:

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области Перч О.А. от ДД.ММ.ГГГГ НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 75 000 рублей за нарушение законодательства о труде и об охране труда.

На указанное постановление НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» подана жалоба, согласно доводам которой заявитель считает, что в нарушение действующего законодательства ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания положения ст. 51 Конституции РФ главному врачу ФИО20 не разъяснялись, что является существенным недостатком. Кроме того, в постановлении указано, что имеются обстоятельства, смягчающие административную ответственность - совершение правонарушения впервые. Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены. При таких обстоятельствах, должностным лицом не учтено, что санкция по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусматривает наказание и в виде предупреждения. В случае назначения административного штрафа, санкция статьи предусматривает наказание от 50 000 до 80 000 рублей. Должностным лицом определен размер наказание максимальный. Полагает, что тем самым нарушена разумность при назначении наказания, что не отвечает целям административного наказания в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности Верещагин И.Н. жалобу поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в ней. Дополнительно пояснил, что в ходе проведенной проверки Государственной инспекции труда в Ярославской области НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было выявлено ряд нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выявленные нарушения выражались в основном в форме бездействия. По итогам проверки НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в рамках данного дела) и по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в рамках дела ). Учитывая тот факт, что все нарушения выявлены в ходе одной проверки, имеют единый объект посягательства, рассмотрение указанных дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу, имеется необходимость и возможность объединить указанные дела в одно производство для рассмотрения данных дел в порядке ч.2 ст. 4.4. КоАП РФ.

Государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ярославской области Перч О.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении жалобы отказать.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.

В соответствии с требованиями ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

Статьей 225 ТК РФ регламентировано, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Как следует из материалов дела, главным Государственным инспектором труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Ярославской области Перч А.О. проведена проверка соблюдения норм трудового законодательства в НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД», в ходе которой установлено, что согласно журналу учета выдачи инструкций по ОТ (администрация, хозяйственная служба) ответственное лицо - ФИО21ДД.ММ.ГГГГ получил инструкции для хозяйственной службы и . Однако внеплановый инструктаж работников НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД» не провел. Запись в журнала регистрации инструктажа на рабочем месте (хозяйственная служба) о проведении внепланового Инструктажа отсутствует, что является нарушением ст.212 ТК РФ, п.2.1.6 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утв. Постановлением Министерства труда РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003г. №1/29. Указанное нарушение создает угрозу жизни и здоровью работников.

Работники, осуществляющие свою трудовую деятельность в НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД» на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением не в полном объеме обеспечены специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты. Так, заведующая складом ФИО22, врач-невропатолог терапевтического отделения ФИО28, заведующая терапевтическим отделением ФИО25, заведующий отделением ФИО24, санитарка терапевтического отделения ФИО29, врач-гинеколог хирургического отделения ФИО27, медицинская сестра хирургического отделения ФИО30, процедурная медицинская сестра хирургического отделения ФИО31, медицинская сестра хирургического отделения ФИО33, медицинская сестра хирургического отделения ФИО32, не обеспечены специальной одеждой и другими средствами индивидуальной защиты, а именно не обеспечены: халатом хлопчатобумажным - 4 шт.за 24 месяца, колпаком или косынкой хлопчатобумажными - 4 шт. на 24 месяца, полотенцем - 4 шт. на 24 месяца, щеткой для мытья рук - 4 шт. дежурной, что является нарушением требований ст.22, 212, 221 ТК РФ, п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009г. № 290н, Приказа Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65 -О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты». На момент проверки в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты данных работников не отражена выдача вышеуказанного средства индивидуальной защиты. Указанные нарушения создают угрозу жизни и здоровью работников.

Проведенной проверкой установлено, что в личной карточке учёта выдачи СИЗ работника ФИО34, ФИО24 отсутствуют сведения о сертификате соответствия выданных средств индивидуальной защиты, в нарушение ст.22, 221 ТК РФ, п. 13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009г. № 290н.

В НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД» разработан перечень рабочих мест и список сотрудников, для которых необходима выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, утв. Главным врачом НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ЭАО «РЖД» ФИО20 и согласованный с председателем профсоюзной организации ВУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД» ФИО37ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н разработан перечень рабочих мест, профессий и должностей работников, для которых необходима выдача смывающих или обезвреживающих средств.

Установлено, что работники, осуществляющие свою трудовую деятельность в НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД», на работах с вредными ж (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением не в полном объеме обеспечены смывающими и (или) обезвреживающими средства.

Так, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО34, не в полном объеме обеспечивался смывающими и (или) обезвреживающими средствами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (при норме выдачи туалетного мыла в количестве 250 мл (жидкое э) или 200 г (твердое мыло) на 1-месяц, ФИО34 получал 100 г мыла на 1 месяц), что является нарушением требований ст.22, 212, 221 ТК РФ, п.13 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009г. № 290н, п. 7 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н, таблицы Перечня рабочих мест, профессий и вестей работников, для которых необходима выдача смывающих или обезвреживающих средств, утв. главным врачом НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД» ФИО20 и согласованный с председателем профсоюзной организации НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД» ФИО37ДД.ММ.ГГГГ.На стальных плоских планках тисков в служебном помещении НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД», занимаемом электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования ФИО34, обнаружены забоины, в нарушение ст. 112 ТК РФ, п. 27 Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями, утвержденными приказом Минтруда России от 17.08.2015 г. №552н. Данное нарушение может жить угрозу жизни и здоровья работников.

В ходе проверки НУЗ «Узловая больница на станции Рыбинск ОАО «РЖД» не представлено журнала учета и содержания средств защиты, журнала испытаний средств защиты из диэлектрической резины и полимерных материалов (перчаток, бот и др.), что является нарушением ст. 22, 221 ТК РФ, п.п. 1.4.2, 1.4.3. Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утв. Приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 г. Указанное нарушение создает угрозу жизни и здоровью работников.

Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельства совершения административного правонарушения не оспаривались представителем НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД», а также вина в его совершении.

Государственным инспектором труда действия НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ о назначении НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» административного наказания принято с соблюдением требований материального и процессуального законодательства, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ.

Доводы представителя НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» о необходимости объединения дел об административном производстве в отношении НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ с вынесением одного наказания, являются ошибочными, опровергаются материалами дела, не соответствуют закону.

Согласно ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В силу ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Исходя из разъяснений, содержащихся в ч. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Как следует из материалов дела, по результатам проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в рамках данного дела) и по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (в рамках дела ).

В соответствии с ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет назначение административного наказания для юридических лиц в виде штрафа в размере от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

В рамках дела НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» привлечено по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за то, что на предприятии обучение по охране труда не проводилось в соответствии с Постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда знаний требований охраны труда работников организаций, осуществлен допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также без прохождения в установленном порядке обязательных психиатрических освидетельствований.

При таком положении, по мнению суда, административный орган обоснованно не усмотрел оснований для объединения материалов в одно производство, поскольку НУЗ привлечено по различным частям ст. 5.27.1 КоАП РФ, за совершение различных нарушений в области государственных нормативных требований охраны труда, образующих различные составы административных правонарушений, в связи с чем оснований для применения ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ не имеется.

Утверждение заявителя о процессуальных нарушениях КоАП РФ, допущенных должностным лицом Государственной инспекции труда при привлечении НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» к административной ответственности, что выразилось в неразъяснении представителю последнего при составлении протокола об административном правонарушении положения ст. 51 Конституции РФ, также подлежит отклонению, поскольку статья 28.2 КоАП РФ, которая регламентирует порядок составления протокола об административном правонарушении, не содержит требований о разъяснении привлекаемому лицу положений Конституции Российской Федерации при составлении протокола.

При этом в соответствии с положением абзаца 2 пункта 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по статье 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.

Как следует из материалов дела, представителю НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» ФИО20 при составлении протокола об административном правонарушении 08.05.2018 года были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1, ст. 28.2 КоАП РФ, что подтверждается подписью указанного лица в разделе протокола о разъяснении прав.

Согласно протокола об административном правонарушении, от дачи объяснений представитель НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» ФИО20 отказалась, тем самым фактически воспользовалась правом, предусмотренным ст. 51 Конституции РФ; с протоколом ознакомлена; копия протокола выдана представителю НУЗ, что подтверждается соответственными подписями представителя НУЗ в протоколе.

При таком положении, нарушений, влекущих невозможность использования в качестве доказательства по делу протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, судом не установлено.

Административное наказание назначено НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Однако, назначенное наказание, является явно несоразмерным тяжести совершенного правонарушения.

Суд принимает во внимание, что НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» совершило указанное правонарушение впервые, при этом совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.

Исходя из изложенного, с учетом характера и последствий совершенного административного правонарушения, степени вины юридического лица, судья считает, что штраф в размере 75 000 рублей не соразмерен установленным судом обстоятельствам и приведет к ограничению прав юридического лица, отразится невыполнением его финансовых обязательств, и с целью назначения справедливого и соразмерного административного наказания целесообразно изменить обжалуемое постановление, назначив юридическому лицу наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в соответствие с требованиями ст. 4.1 ч.3.3, ч.3.2 КоАП РФ, в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 КоАП РФ суд,

РЕШИЛ:

Постановление заместителя главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ярославской области Перчь О.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении НУЗ «Узловая больница на ст. Рыбинск ОАО «РЖД» изменить, путем уменьшения административного штрафа с 75 000 руб. до 50 000 руб.

Судья