ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-278/2021 от 22.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

38RS0034-01-2021-002816-37

Р Е Ш Е Н И Е

22 сентября 2021 года г. Иркутск

Судья Ленинского районного суда г. Иркутска Заблоцкая М.Н., с участием защитника Липуновой А.В., помощника прокурора Борбоевой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Липуновой А.В. на постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 19.05.2021 в отношении ООО «Восточно-Сибирская торговая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

19.05.2021 старшим государственным инспектором Иркутской области в области охраны окружающей среды ФИО2 вынесено постановление № 77/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Восточно-Сибирская торговая компания» (далее ООО «ВСТК»), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200.000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «ВСТК» Липунова А.В. обратилась в суд с жалобой, указав в ее обоснование, что оно является незаконным и необоснованным поскольку допущены существенные процессуальные нарушения, а также при проведении проверки были существенно нарушены права ООО «ВСТК».

ООО «ВСТК» не было извещено о дате рассмотрения дела об административном правонарушении, в адрес общества извещение о вызове на рассмотрение дела об административном правонарушении не поступало. Ссылка административного органа о том, что директор ООО «ВСТК» ФИО4 был извещен о времени и месте рассмотрения дела не соответствует действительности. В самом постановлении не указано, каким образом происходило такое извещение, уведомление.

Кроме того, в отношении ООО «ВСТК» вменяемый состав административного правонарушения отсутствует. Диспозиция ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-V классов опасности. Такого нарушения ООО «ВСТК» не допускало. Таким образом, допущенные административным органом нарушения при производстве по делу об административном правонарушении носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Просила постановление признать незаконным и отменить.

В судебном заседании защитник ООО «ВСТК» - Липунова А.В. поддержала доводы жалобы, представила письменные пояснения к жалобе, суду пояснила, что ООО «ВСТК» к моменту вынесения постановления о привлечении к административной ответственности предприняло все меры к получению паспортов опасных отходов производства и потребления.

03.03.2021 ООО «ВСТК» заключило с ИП ФИО3 договор № ПАС-41 на разработку научно-технической продукции, предметов которого является разработка паспортов опасных отходов производства и потребления в отношении промышленной площадки по адресу: г. Иркутск, <адрес>.

04.03.2021 ООО «ВСТК» заключило с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Иркутская межобластная ветеринарная лаборатория» договор на оказание услуг № ОМ-206 (проведение лабораторных испытаний (исследований), измерений для разработки паспортов).

12.05.2021 ООО «ВСТК» заключило с Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Сибирскому Федеральному округу» договор подряда № 050/У-У/21, предметов которого является отбор проб и проведение испытаний отходов. Результатом работ является протокол испытаний отходов.

На все отходы, образованные в процессе деятельности ООО «ВСТК» составлены паспорта отходов I-IV класса опасности.

Кроме того, ООО «ВСТК» является малым предприятием, субъектом малого предпринимательства, имущественное положение общества очень тяжелое, на банковских счетах практически нет денежных средств, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении. Обращение с отходами ООО «ВСТК» производит в соответствии с нормами действующего законодательства. Просила назначить наказание в виде предупреждения.

Прокурор Борбоева Т.А. с доводами жалобы не согласилась, суду пояснила, что в процессе проверке были запрошены паспорта на отходы, но они не были представлены, был представлен только журнал обращения с отходами. Паспорта отходов определяют класс опасности, вид отхода. На территории площадки находились только контейнера, в которые был организован только твердый бытовой мусор. По договору с РТНЭО выводится только мусор 4 класса, остальной мусор данная организация не вывозит. Отходы других классов не вывозились с территории организации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.6 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

В силу ч. 2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Нарушений данного требования закона при рассмотрении дела не допущено.

Согласно части 9 статьи 8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч рублей до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ), Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

На основании решения о проведении проверки № 7 от 19.02.2021 Западно-Байкальской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения ООО «ВСТК» (ИНН ) требований природоохранного законодательства, основным видом деятельности которого является хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки, при эксплуатации склада хранения ГСМ местонахождение объекта: г. Иркутск, <адрес>.

В ходе проверки было установлено, что ООО «ВСТК» осуществляет деятельность на опасном производственном объекте – «Склад ГСМ», который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов с присвоением III класса опасности, что подтверждается соответствующим свидетельством (рег. № А67-01641-0012 от 30.12.2013). Указанный объект расположен на земельных участках с объектами недвижимого имущества, предоставленных обществу в аренду (договор аренды недвижимого имущества № 05/2020 от 20.05.2020, дополнительное соглашение от 15.01.2020 к договору аренды недвижимого имущества от 20.05.2020).

Проверяющим органом было установлено, что на территории объекта – склад ГСМ расположены: эстакада топливно-наливная, в состав которой входят: эстакада сливная железнодорожная, наливные стоянки для автоцистерн, резервуары горизонтальные стальные для хранения нефтепродуктов с трубопроводами, резервуарный парк под ГСМ, нефтеловушка, внутриплощадочные железнодорожные пути, разливочный склад, бытовое помещение, оборудованное деревянной печью с дымоходом (труба), здание насосной станции, оборудованное вентиляционной трубой, гараж, иные здания и помещения.

В процессе осуществления хозяйственной деятельности на указанном объекте, эксплуатируемом ООО «ВСТК» образуются и накапливаются следующие отходы производства и потребления: песок, загрязненный нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти и нефтепродуктов более 15%), мусор и смет производственных помещений малоопасный, мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный), отходы при выполнении прочих видов деятельности.

Юридическое лицо, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами (статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).

Деятельность, в процессе которой образуются отходы, должна осуществляться с соблюдением требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона об отходах производства и потребления на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности.

Требования к выполнению работ по составлению, переоформлению и утверждению паспортов I-IV классов опасности установлены Порядком паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 «Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» (далее Порядок № 1026).

Согласно п.6 Порядка № 1026 для отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальным предпринимателем и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I-IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению № 2 к Порядку № 1026.

В соответствии с п.1 ст.14 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027 «Об утверждении порядка подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности» (далее Порядок № 1027).

На основании п. 3 Порядка № 1026 при паспортизации отходов I-IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в ФККО, и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

При этом согласно п. 3 Порядка № 1027 отходы считаются не включенными в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах, полное соответствие классификационных признаков не установлено.

Согласно п. 4 Порядка № 1026 индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Порядком подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденным приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1027.

В соответствии с п. 5 Порядка № 1026 установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах, ведение которого осуществляется в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».

Вместе с тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение указанных требований у ООО «ВСТК» отсутствовали паспорта на вышеперечисленные отходы.

Таким образом, состав правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, образует обязанность по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I-IV классов опасности.

Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ВСТК» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

В отношении ООО «ВСТК» 19.05.2021 старшим государственным инспектором Иркутской области в области охраны окружающей среды ФИО1 вынесено постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.03.2021, решением о проведении проверки от 19.02.2021, заключением специалиста от 05.03.2021, актом проверки от 17.03.2021, выпиской из ЕГРЮЛ от 12.03.2021, свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от 04.04.2018, договором аренды недвижимого имущества от 20.05.2020, дополнительным соглашением от 15.01.2020 к договору аренды недвижимого имущества от 20.05.2020.

Рассматривая доводы жалобы об отсутствии надлежащего извещения общества о времени и месте рассмотрения административного дела, суд приходит к следующему.

Извещение о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении направлялись законному представителю ООО «ВСТК» по месту нахождения Общества, указанному в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно материалов административного дела, на л.д. 74 имеются сведения о направлении законному представителю ООО «ВСТК» определения об отложении рассмотрения дела на 19.05.2021. Почтовый конверт вернулся в адрес службы государственного экологического Иркутской области с отметкой «за истечением срока хранения.

При этом, 6.05.2021 направлялось извещение в организацию о поступлении письма. Согласно копии конверта, данное письмо с 6.05.2021 по 14.05.2021, согласно потовым штемпелям, находилось на почтовом отделении. Однако, с 6.05.2021 по 14.05.2021 данное письмо не было получено, тем самым организация не обеспечила получение поступающей в её адрес корреспонденции. Заявляя ходатайство об отложении рассмотрения дела, общество также должно было поинтересоваться о дате и времени его рассмотрения. При указанных обстоятельствах, суд находит извещение ООО «ВСТК» о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим. Должностным лицом требования КоАП РФ об извещении законного представителя ООО «ВСТК» о рассмотрении административного дела были выполнены.

Проверив законность рассмотрения дела в отсутствии законного представителя ООО «ВСТК» суд не находит нарушений требований КоАП РФ.

Рассматривая доводы защитника об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, суд находит данные доводы несостоятельными.

ООО «ВСТК» на момент проверки в нарушение требований закона не имела паспортов на образующиеся в процессе хозяйственной деятельности отходы. Указанные обстоятельства подтверждаются представленными паспортами, которые утверждены директором ООО «ВСТК» только 24.06.2021 г., т.е. после проведения проверки. При этом, согласно паспортов отходы ООО «ВСТК» составляют 3 и 4 классы опасности. Таким образом, отсутствие паспортов отходов I-IV классов опасности составляет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ.

Вина ООО «ВСТК» в совершении указанного правонарушения подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Действия ООО «ВСТК» квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.

Постановление о привлечении ООО «ВСТК к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст. 8.2 КоАП РФ, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административным органом при вынесении постановления о назначении административного штрафа не обсуждался вопрос о применении к обществу положений ст.4.1.1 КоАП РФ.

Рассматривая вопрос о соразмерности назначенного наказания совершенному правонарушению, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В данном случае по делу указанных условий не имеется. Таким образом, оснований для применения ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено.

Вместе с тем, в силу части 3 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Вместе с тем, пунктами 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ предусмотрено, что, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В качестве смягчающего обстоятельства суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, другими сведениями суд не располагает.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное положение юридического лица, являющегося субъектом малого и среднего предпринимательства, а также с учетом того, что ООО «ВСТК» до рассмотрения административного дела составило паспорта отходов, в связи с чем, суд считает возможным снизить назначенное наказание и назначить административный штраф ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, до 100000 рублей, изменив в указанной части обжалуемое постановление.

При таких обстоятельствах, постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды в отношении ООО «ВСТК» подлежит изменению со снижением административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.4.1, п.1 ч.2 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника Липуновой А.В. оставить без удовлетворения.

Постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды ФИО1 от 19.05.2021 по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Восточно-Сибирская торговая компания» о привлечении к административной ответственности по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ изменить, назначив ООО «Восточно-Сибирская торговая компания» административное наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

В остальной части постановление старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды ФИО2 от 19.05.2021 в отношении ООО «Восточно-Сибирская торговая компания» оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 дней с момента его получения.

Судья М.Н. Заблоцкая