ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-279/19 от 02.01.2019 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 12-279/2019

УИД 51RS0002-01-2019-003703-73

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

31 октября 2019 года г. Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Кутушова Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО7 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по *** области ФИО1№*** от ***, которым:

должностное лицо - *** ФИО7, ***, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по *** области ФИО1№*** от *** должностное лицо - *** ФИО7 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной ФИО7, заявитель считает принятое постановление незаконным, вынесенным с существенным нарушением норм материального и процессуального права, подлежащим отмене в связи с отсутствием состава правонарушения.

В судебном заседании ФИО7 поддержал доводы жалобы в полном объеме по изложенным основаниям. ФИО7 пояснил, что постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 № 629 утверждены Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений (далее - Правила).

Во исполнение требований постановления Правительства РФ от 27.10.2006 № 629 заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) согласован и заместителем Губернатора Мурманской области утвержден «Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий РФ в области водных отношений в ***., по *** области».

На осуществление в *** году *** областью отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений была выделена субвенция в размере 15 608 700,00 руб.

В апреле *** были проведены конкурсные процедуры и заключены государственные контракты по всем семи объектам мероприятий определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, предусмотренных Перечнем. По результатам проведенных конкурсных процедур образовалась экономия в размере 12 400 674,30 руб.

С целью освоения средств субвенций в полном объеме Министерством природных ресурсов и экологии *** области начата работа по корректировке согласованного Перечня мероприятий с включением в него дополнительных идентичных мероприятий.

Откорректированный «Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в *** году, по *** области» (далее - Откорректированный перечень), а также комплект обосновывающих материалов по мероприятиям, планируемым к реализации за счет экономии средств по итогам торгов, были направлены *** на согласование в *** управление (далее - ***), являющимся территориальным органом Росводресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов на территории Российской Федерации, в границах бассейнов водных объектов ***

Откорректированный перечень был согласован исполняющим обязанности руководителя ***ФИО2 и направлен *** в адрес МПР *** области для дальнейшей работы с подписанными экземплярами заключений и согласованными экземплярами технических заданий.

Учитывая сжатые сроки на проведение конкурсных процедур и выполнения самих работ исполнителем, проведение закупок и формальное получение согласования от Федерального агентства водных ресурсов велось одновременно. На данном основании, при неукоснительном выполнении всех условий, были проведены конкурсные процедуры в пределах экономии выделенных средств.

Федеральное агентство водных ресурсов не возражало по существу мероприятий, но предложило внести техническую правку в предоставленный перечень, а именно удалить информацию о ценах *** года в представленной таблице как излишнюю. Выполнение этого требования, не влияющего на существо, но затягивающее процедуру, повлекло повторное изготовление документа и необходимость его подписания ***.

В последствие Федеральное агентство водных ресурсов отказалось подписывать откорректированный перечень, ссылаясь на то, что он представлен поздно. В то же время в *** года Федеральным агентством водных ресурсов было подтверждено произведение кассовых расходов с учетом дополнительных мероприятий.

Просил принять во внимание, что Правилами расходования средств установлен только порядок подготовки и согласования мероприятий на очередной финансовый год, тогда как порядок внесения дополнительных мероприятий в пределах предоставленных субвенций, обусловленных образовавшейся экономией финансовых средств по результатам проведения торгов, не урегулирован.

Действующими нормативными правовыми документами не устанавливаются сроки, либо специальная процедура проведения согласования дополнительных мероприятий для использования средств предоставленной субвенции оставшихся в результате экономии по торгам.

При организации и выполнении в *** году мероприятий по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в рамках предоставленной субвенции нарушений требований законодательства допущено не было.

Таким образом, нарушение положений абз. 2 п. 1 ст. 130, под. 10 п. 1 ст. 158 БК РФ, а также п.п. 2, 3 Правил не относятся к вменяемому составу административного правонарушения. В Постановлении не указана норма материального права, за нарушение которой предусмотрена ответственность по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ. Доказательства совершения должностным лицом данного правонарушения в обжалуемом постановлении №*** от *** и материалах дела об административном правонарушении отсутствуют.

В судебном заседании представитель Управления Федерального казначейства по *** области ФИО8 возражал относительно удовлетворения жалобы, настаивал на привлечении ФИО7 к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, поскольку его вина доказана представленными материалами дела об административном правонарушении.

Заместитель начальника отдела водных ресурсов по *** области *** Федерального агентства водных ресурсов ФИО3 опрошенная в качестве специалиста, пояснила, что вопросы, поставленные на разрешение судьей, не входят в пределы ее компетенции, представила письменные пояснения, в которых указано, что согласно устным разъяснениям, полученным от начальника отдела водного хозяйства и планирования водохозяйственной деятельности ***ФИО4, процедура и количество внесений изменений в утвержденный перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий, не регламентировано (с учетом предоставления необходимых обоснований, пояснительной записки в соответствии с приказом Росводресурсов от ***№***). Перечень считается утвержденным с момента подписания/утверждения Федеральным агентством водных ресурсов и может уже являться основанием для начала реализации мероприятий.

Проверив материалы дела, и оценив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

На основании «в» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами.

Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа (ч. 2 ст. 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе субвенций, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629 утверждены «Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений» (далее - Правила от 27.10.2006 № 629).

В соответствии с пунктом 3 Правил от 27.10.2006 № 629 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.03.2008 № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Перечень, утвержденный приказом Минприроды России от 18.03.2008 № 61).

*** заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов ФИО5 согласован и заместителем губернатора *** области ФИО6 утвержден Перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в *** году по *** области (далее - Перечень от ***), которым предусмотрено проведение мероприятий на общую сумму затрат ***

Министерство природных ресурсов и экологии *** области является исполнительным органом государственной власти в *** области, осуществляющим функции по выработке региональной государственной политики и реализации государственной политики, в том числе переданным полномочиям Российской Федерации.

Министерство природных ресурсов и экологии *** области является участником бюджетного процесса, главным распорядителем бюджетных средств, получателем бюджетных средств, администратором доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по *** области №*** от *** проведена внеплановая выездная проверка Министерства природных ресурсов и экологии *** области.

В ходе проверки установлено (акт проверки от ***), что согласно данным отчета Министерства природных ресурсов и экологии *** области о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации отдельных полномочий в области водных отношений (*** область) за *** года кассовые расходы по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории *** области, составили 8 348 192,02 руб. (раздел I «Использование субвенций», графа 7 «Кассовые расходы»).

При этом, кассовые расходы на выполнение мероприятий, предусмотренных Перечнем от ***, составили 3 208 025,70 руб.

Кассовые расходы в общей сумме 5 140 166, 32 руб. произведены по результатам выполнения работ по мероприятиям (определение местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов), не предусмотренным Перечнем от ***, в том числе:

по государственному контракту от ***№***, заключенному с ООО «***» на выполнение работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории *** области, на сумму 2 578 917,22 руб., оплачена *** платежным поручением №*** на основании акта выполненных работ от ***№***, акта (заключения) от *** б/н о приемке результатов исполнения государственного контракта от ***№***, приказа МПР *** области от ***№*** «Об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории *** области»;

по государственному контракту от ***№***, заключенному с ООО ПКБ «***» на выполнение работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории *** области, на сумму ***., оплачена *** платежным поручением №*** на основании акта от ***№***, акта (заключения) от *** б/н о приемке результатов исполнения государственного контракта от ***№***, приказа МПР *** области от ***№*** «Об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории *** области»;

по государственному контракту от ***№***, заключенному с ООО «***» на выполнение работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории муниципального образования *** с подведомственной территорией, на сумму 784 889,18 руб. оплачена *** платежным поручением №*** на основании акта выполненных работ от ***№***, акта (заключения) от *** б/н о приемке результатов исполнения государственного контракта от ***№***, приказа МПР *** области от ***№*** «Об установлении местоположения береговых линий (границ водных объектов), границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, расположенных на территории муниципального образования *** с подведомственной территорией».

В нарушение абзаца 2 пункта 1 статьи 130, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, пунктов 2, 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629, «Перечня мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в *** году», допущено нарушение правил расходования средств, предоставленных в виде субвенций из федерального бюджета бюджету *** области на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на сумму 5 140 166,32 руб. (средства субвенции израсходованы *** на мероприятия, не предусмотренные согласованным Перечнем мероприятий от ***).

Согласно ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Факт административного правонарушения и вина ФИО7 в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении от ***; копией должностного регламента государственного гражданского служащего *** области, замещающего должность *** от ***; копией приказа УФК по *** области о назначении внеплановой выездной проверки Министерства природных ресурсов и экологии *** области №*** от ***; копией справки о завершении контрольных действий от ***; копией акта выездной проверки от ***; копией пояснений от ****** ФИО7; копией письма МПР *** области от ***№***; копией «Перечня мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в *** году, по *** области» от ***; копией уведомления по расчетам между бюджетами по межбюджетным трансфертам от ***; копией «Перечня мероприятий направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в *** году, по *** области», согласованного исполняющим обязанности руководителя ***ФИО2, утвержденного заместителем Губернатора *** области ФИО6; копией приказа МПР *** области от ***№*** о замещении должности *** ФИО7 с *** и другими материалами дела об административном правонарушении.

Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из примечания к указанной статье, под должностным лицом в КоАП РФ, в том числе следует понимать лицо, выполняющее организационно- распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии *** области от ***№*** на должность *** назначен ФИО7 с ***.

Согласно пункту 3.2.28 Должностного регламента государственного гражданского служащего *** области, замещающего должность государственной гражданской службы *** области категории «руководители» главной группы должностей *** от ***, утвержденной исполняющим обязанности Министра *** области, *** организует осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории *** области.

В соответствии с информацией, представленной МПР *** области от ***№*** на запрос УФК по *** области от *** исх. №***, обязанности по разработке, согласованию и исполнению мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений возложены на *** ФИО7.

Таким образом, должностным лицом - *** ФИО7 в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей допущено нарушение порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, выразившееся в расходовании *** средств субвенций в сумме 5 140 166, 32 руб. на мероприятия, не предусмотренные согласованным «Перечнем мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений в *** году по *** области», тем самым совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Доводы жалобы не опровергают вывода административного органа о фактическом совершении административного правонарушения, основанного на материалах дела об административном правонарушении, и свидетельствующего о неисполнении должностным лицом обязанностей по контролю за соблюдением порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Суждения стороны защиты об отсутствии состава правонарушения в действиях должностного лица основаны на неверном толковании норм права, поскольку Министерством природных ресурсов и экологии *** области как главным распорядителем бюджетных средств, были проведены конкурсные процедуры и израсходованы денежные средства субвенций из федерального бюджета в отсутствие согласования перечня мероприятий с федеральным органом государственной власти, в той ситуации, где это обязательно. Доказательств обратного судье не представлено.

При таких обстоятельствах действия должностного лица - *** ФИО7 правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении должностного лица - *** ФИО7 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления, не допущено.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания в полной мере учтены требования статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено минимальное наказания, предусмотренное санкцией данной статьи для должностных лиц.

При изложенных обстоятельствах, судья не усматривает каких-либо существенных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении обжалуемого постановления должностным лицом, способных повлечь отмену или изменение постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по *** области ФИО1№*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - *** ФИО7 – оставить без изменения, жалобу ФИО7 - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова