Дело **
РЕШЕНИЕ
*** 20 октября 2017 года
Судья Железнодорожного районного суда ***Драгунская А.В.
при секретаре Донец М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела (инспекции) государственного надзора по *** Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2** от **** о назначении административного наказания в отношении ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела (инспекции) государственного надзора по *** Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2** от ****ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе ФИО1 просит постановление заместителя руководителя – начальника отдела (инспекции) государственного надзора по *** Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2** от **** отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В судебном заседании представитель ФИО1 поддержал доводы жалобы, просил ее удовлетворить по основаниям, изложенным в ней. Кроме того дополнил, что решением Арбитражного суда *** по делу № ** признано незаконным и отменено постановление от **** по делу об административном правонарушении **, вынесенное СМТУ Росстандарта в отношении юридического лица – ООО «Леруа Мерлен Восток» по тем же самым обстоятельствам и фактам, что и в отношении ФИО1, также признано незаконным предписание ** от ****, вынесенное СМТУ Росстандарта в отношении ООО «Леруа Мерлен Восток».
Представитель органа, составившего административный материал, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1. КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 1 ст. 14.43 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), нарушающие установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования, либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ от **** «О техническом регулировании» требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Как следует из ст. 2 Федерального закона № 184-ФЗ от **** «О техническом регулировании» под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
Решением Комиссии Таможенного союза от ****** утвержден Технический регламент Таможенного союза **** «О безопасности низковольтного оборудования», вступивший в законную силу ****, который установил требования к низковольтному оборудованию в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности (ч. 3 ст. 1).
Согласно ст. 3 Технического регламента низковольтное оборудование выпускается в обращение на ранке при его соответствии настоящему Техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется и при условии, что оно прошло подтверждение соответствия согласно ст. 7 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также согласно другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на него распространяется.
Низковольтное оборудование, соответствие которого требованиям настоящего Технического регламента не подтверждено, не должно быть маркировано единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза и не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Низковольтное оборудование, не маркированное единым знаком обращения на рынке государств – членов Таможенного союза, не допускается к выпуску в обращение на рынке.
Низковольтное оборудование (кабели, провода шнуры) включено в Перечень, приведенный в приложении к Техническому регламенту **, и подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме сертификации.
Требования безопасности для конкретного низковольтного оборудования изложены в стандартах, включенных в Перечень.
В соответствии с требованиями п. 3.3 раздела 3 ГОСТ 18690-2012 «Кабели, провода, шнуры и кабельная арматура. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение» маркировка должна содержать основные (обязательные) и дополнительные маркировочные данные, характеризующие провод (п.п. 3.3.1); маркировка провода должна содержать следующие основные маркировочные данные: наименование и/или товарный знак предприятия-изготовителя; марка или условное обозначение провода; обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен провод; основные параметры и характеристики провода, влияющие на безопасность, если они не входят в условное обозначение; дата изготовления (месяц, год); наименование страны изготовителя.
Провода, соответствие которых подтверждено требованиям Технического регламента **, маркируют единым знаком обращения на рынке.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от ****** №О едином подходе к маркировке продукции» продукция, на которую выдан сертификат соответствия или оформлена декларация о соответствии, маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) государства – члена Таможенного союза, на территории которого выдан сертификат соответствия или зарегистрирована декларация о соответствии.
В силу Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от ******, изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из сторон. Единый знак обращения наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию.
Согласно Разделу 2 «Порядка применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза», утв. Решением Комиссии Таможенного союза от ****** «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения», маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона от **** № 184-ФЗ «О техническом регулировании» маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническим регламентами.
Согласно требованиям раздела 3 Положения о едином знаке обращения размеры единого знака обращения определяет изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, импортер (поставщик), получивший право на его применение. Базовый размер должен быть не менее 5 мм (п. 3.3)
В силу ст. 8 ТР ** низковольтное оборудование, соответствующее требованиям безопасности данного технического регламента и прошедшее подтверждение соответствия согласно ст. 7 данного технического регламента, должно иметь маркировку единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском низковольтного оборудования в обращение на рынке.
В п. 3 и 4 ТР ** предусмотрено, что единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза наносится на каждую единицу низковольтного оборудования любым способом, обеспечивающим четкое и ясное изображение в течение всего срока службы низковольтного оборудования, а также приводится в прилагаемых к нему эксплуатационных документах.
Допускается нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза только на упаковку и в прилагаемых к нему эксплуатационных документах, если его невозможно нанести непосредственно на низковольтное оборудование.
В соответствии с требованиями п.п. 1, 2 ст. 7 Технического регламента **, перед выпуском в обращение на рынке низковольтное оборудование должно пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия требованиям безопасности ТР **.
Согласно протоколу об административном правонарушении ** от ****ФИО1 вменяется в вину то, что он допустил нарушения требований ст. 6 Федерального закона от **** № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ч. 1 ст.ст. 6, 8 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования» (ТР **), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от ******, Решения комиссии Таможенного союза ЕАЭС от ****** «О едином подходе к маркировке продукции», на стадии обращения продукции (провод монтажный медный плоский марки ПУНПбм 2?2,5, мощностью до 4,2 кВт, изготовленный по ТУ **, изготовитель АО «Орловский кабельный завод (ОКЗ», ***, Россия, код ТН ВЭД **), а именно: при идентификации продукции: на проводе не указана дата изготовления (месяц и год); на провод не нанесен стандарт или технические условия, по которым он изготовлен; единый знак обращения на рынке не нанесен на продукцию, а указан на этикетке; на этикетке (ярлыке) продукции отсутствует регистрационный номер сертификата соответствия, срок его действия, наименование и адрес органа по сертификации; фактическое сечение токопроводящих жил составляет 1,626 мм2 (в белой оболочке) и 1, 619 мм2 (в бело-синей оболочке) при номинальном значении 2,5 мм2; фактическое электрическое сопротивление жил составляет 10,61 Ом (в белой оболочке и бело-синей оболочке) при номинальном значении не более 7,41 Ом; минимальное значение толщины изоляции жил составляет 0,5 мм при допустимом минимальном значении 0,55 мм; среднее значение толщины изоляции изоляции оболочки составляет 0,5 мм при допустимом минимальном значении 0,68 мм; среднее значение толщины изоляции оболочки составляет 0,54 мм при допустимом минимальном значении 0,8 мм.
Вместе с тем, на основании приведенных выше нормативных правовых актов следует, что законодательством не предусмотрена обязанность продавца производить исследование товара при наличии сертификата соответствия, надлежащей товарно-сопроводительной документации на него.
В данном случае исследованный Росстандартом товар выпущен заводом-изготовителем и был поставлен с надлежащими документами, подтверждающими его соответствие действующему законодательству. Доказательств того, что качество продукции стало не отвечать требованиям ТР ТС в период нахождения ее у ООО «Леруа Мерлен Восток», суду не представлено.
Выявленные в ходе проверки нарушения требований технических регламентов допущены на стадии изготовления и маркировки товаров.
Кроме того, суду не представлены доказательства того, что ФИО1 вменено в обязанности наносить на провод требуемую в оспариваемом постановлении информацию. Таким образом, ФИО1 не может отвечать за действия изготовителя, тем самым он не является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
В силу положений ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Принимая во внимание изложенное, вывод должностного лица о составе административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ, в действиях ФИО1 не подтвержден надлежащими средствами доказывания, что является недопустимым при решении вопросов, связанных с привлечением к административной ответственности с точки зрения соблюдения баланса частных и публичных интересов, и противоречит положениям ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, согласно которой лицо, привлекаемое к административной ответственности не может быть подвергнуто наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В связи с чем, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление заместителя руководителя – начальника отдела (инспекции) государственного надзора по *** Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2** от **** подлежит отмене, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 на постановление заместителя руководителя – начальника отдела (инспекции) государственного надзора по *** Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2** от **** удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела (инспекции) государственного надзора по *** Сибирского межрегионального территориального управления Росстандарта ФИО2** от ****, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.43 ч. 1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: А.В. Драгунская