ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-279/2021 от 24.11.2021 Заельцовского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело №12-279/2021

Р Е Ш Е Н И Е

24 ноября 2021 года г. Новосибирск

Заельцовский районный суд г.Новосибирска в составе судьи Хромовой А.А, при секретаре Потапове А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело по жалобе представителя МБОУ СОШ __ФИО1 на постановление №1158 по делу об административном нарушении,

У с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Новосибирской области №1158 от xx.xx.xxxx. МБОУ СОШ __ было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

В постановлении указано, что в xx.xx.xxxx. при проведении плановой выездной проверки зданий, помещений, территорий по адресу: ... отношении МБОУ СОШ __ государственным инспектором г.Новосибирска по пожарному надзору выявлены нарушения законодательства РФ в области пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации установлено устройство препятствующее эвакуации( ППР в РФ п.27), двери, ведущие в лестничную клетку не оборудованы устройством для самозакрывания и уплотнения в притворах (п.4.4.6 СП 1.13130.2020), двери на путях эвакуации в лестничную клетку на 1-ом этаже открываются не по направлению выхода из здания (п.4.п.4.22 СП 1.13130.2020.), в помещении электрощитовой не обеспечено проведение работ по заделке образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различных инженерных и технологических коммуникаций негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонероницаемость (ППР в РФ п.15), электросветильники в кабинете заместителя директора по АХЧ эксплуатируются без колпаков предусмотренных конструкций(ППР в РФ п.35в), отделка пола в актовом зале выполнена отделочными материалами с более высокой пожарной опасностью чем КМ-2 (п.6 табл. 29 ст. 134 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), отделка пола в общих коридорах и холлах объекта защиты выполнена отделочными материалами более высокой пожарной опасностью, чем КМ-2(п.6 табл. 28 ст. 134 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), на лестничной клетке размещено оборудование на уровне менее 2,2 мета от уровня пола лестничной площадки (п.4.4.9 СП 1.12130.2020), не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности для складских и технических помещений (п 5.1.2 СП 4.13130.2013), на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности, применяемая к строительной конструкции, заполнение проёмов в них, изделия и материалов(а. 25 ППР в РФ №1479).

Представитель МБОУ СОШ __ обратился в суд с жалобой на указанное постановление, в жалобе указал, что считает постановление незаконным по следующим основаниям:

- рамка охраны установлена не по инициативе заявителя, но в целях выполнения требования паспорта безопасности объекта (территории), подготовленного в целях обеспечения антитеррористической безопасности образовательного учреждения (п.1);

-все двери, ведущие в лестничную клетку, оборудованы устройством для самозакрывания и уплотнения в притворах. Названное обстоятельство также подтверждается тем, что образовательному учреждению без замечаний согласованы пожарная декларация и акт приемки школы к очередному учебному году (п.2);

-двери на путях эвакуации в лестничную клетку со 2-го этажа открываются по направлению выхода из здания. Названное обстоятельство также подтверждается тем, что образовательному учреждению без замечаний согласованы пожарная декларация и акт приемки школы к очередному учебному году (п.3);

-на момент проведения выездной проверки в образовательном учреждении проводились работы по подключению к высокоскоростному Интернету, включающие работы по выполнению отверстий в стене, прокладке кабеля. Заказчиком по муниципальному контракту выступал департамент образования города Новосибирска. В целях обеспечения безопасности указанные работы проводились в период летних каникул. Поэтому на период проведения заинтересованным лицом выездной проверки у образовательного учреждения отсутствовала возможность осуществить заделку образовавшихся отверстий и зазоров. Однако в настоящее время работы завершены, отверстия и зазоры отсутствуют (п.4);

-на момент проверки работник образовательного учреждения осуществлял проверку функциональности электросветильников, замену перегоревших ламп и помывку колпаков светильников в рамках подготовки здания к учебному году. В настоящее время подготовка здания к учебному году завершена, отсутствуют факты эксплуатации электросветильников без колпаков (п.5);

-пункты 5 и 6 постановления №1158 внесены на основании Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"о отделка пола в актовом зале выполнена отделочными материалами с более высокой пожарной опасностью чем КМ-2 (п.6);

- здание образовательного учреждения построено в 1954. При проведении ремонтных работ отсутствовала возможность использовать материалы с более высокой пожарной опасностью. Названное обстоятельство подтверждается проектной документацией, разработанной в целях выполнения требуемых работ (п.7);

-согласно п.4.4.9 свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" допускается размещение радиаторов отопления на высоте менее 2,2 м при сохранении нормативной ширины пути эвакуации и их ограждения для предотвращения травмирования людей. Названное допущение в образовательном учреждении выполняется: ширины путей эвакуации 120 см, на лестнице установлены перила(п.8);

-согласно п. 5.2 СП 12.13130.2009 "Определение категорий помещений, здании и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности" определение категорий помещений следует осуществлять путем последовательной проверки принадлежности помещения к категориям, от наиболее опасной (А) к наименее опасной (Д). В настоящее время в образовательном учреждении ведется работа по выполнению указанного противопожарного требования(п.9)

-во время выездной проверки от инспектора по пожарному надзору не поступала просьба предоставить соответствующую документацию. При наличии указанной просьбы документация была бы предоставлена. Названное обстоятельство может пояснить заместитель директора по АХР ФИО2.(п.10).

На основании вышеизложенного заявитель просил отменить постановление №1158 по делу об административном правонарушении в части действий, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10 постановления, в связи с отсутствием события административного правонарушения;

- прекратить производство по делу об административном правонарушении в части действий, указанных в пунктах 1,2,3,4,5,6,7,8,10 постановления, в отношении заявителя. На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.2 ст. 3.4, ст. 24.4 КоАП РФ, Также заявитель просит о замене административного наказания в виде административного штрафа предупреждением.

В судебном заседании защитники привлекаемого лица доводы, изложенные в жалобе, поддержали, представили в материалы дела доказательства того, что выявленные нарушения до начала учебного года, были устранены.

Представитель должностного лица в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.

Суд, выслушав представителей привлекаемого лица и должностное лицо, изучив материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующим выводам.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 ст. 20.4 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно статье 38 указанного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В силу статьи 20 указанного Федерального закона нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ 25.04.2012 №390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного Закона.

Согласно п.4 ст. 4 указанного Федерального закона, в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №173 утвержден «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», в п. 1.1. которого указано, что он является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях, сооружениях и строениях (далее - здания).

Приказом МЧС России от 25.03.2009 №175 «СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», который является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает нормы и правила проектирования автоматических установок пожаротушения и сигнализации.

Приказом МЧС России от 21.02.2013 N 116 утвержден «СП 7.13130 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», который применяется при проектировании и монтаже систем отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, противодымной вентиляции вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений.

Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 №180 утвержден «СП 10.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». В п.1.1 указано, он является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к системам внутреннего противопожарного водопровода. При отсутствии в сводах правил требований пожарной безопасности к объекту защиты или если для достижения необходимого уровня его пожарной безопасности применяются технические решения, отличные от решений, предусмотренных сводами правил, на основе положений Технического регламента должны быть разработаны специальные технические условия, предусматривающие выполнение комплекса мероприятий по обеспечению необходимого уровня пожарной безопасности объекта защиты.

Приказом МЧС России от 21.11.2012 №693 утвержден «СП 2.13130.2012. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты». Как указано в п.1.2 этот свод правил применяется на этапах проектирования, строительства, капитального ремонта и реконструкции, при иных работах, связанных с полной или частичной заменой строительных конструкций, заменой заполнений проемов в строительных конструкциях с нормируемыми пределами огнестойкости, а также в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объектов защиты.

Приказом МЧС России от 24.04.2013 №288 утвержден «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», который устанавливает требования пожарной безопасности к объемно-планировочным и конструктивным решениям, обеспечивающим ограничение распространения пожара при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

В информационном письме МЧС России от 04.09.2020 N 43-6900-19 «О порядке применения свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» указано, что положения свода правил на объекты защиты, запроектированные, построенные и эксплуатирующиеся по ранее действующим нормативным документам по пожарной безопасности, не распространяются.

В отношении введенных в эксплуатацию зданий до введения в действие различных СНиПов данные правила подлежат применению только в части установленных ими требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта. Содержащиеся в СНиПах требования пожарной безопасности, относящиеся не к противопожарному режиму эксплуатации здания (сооружения), а к его конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам, соблюдение которых применительно к конкретному эксплуатируемому зданию (сооружению) потребует их изменения, подлежат соблюдению только в случае реконструкции или капитального ремонта данного здания, а не в процессе его текущей эксплуатации.

Судом установлено следующее, что согласно акту проверки __ от xx.xx.xxxx., проведенной в отношении МБОУ СОШ __ расположенного по адресу:. ... государственным инспектором г. Новосибирска по пожарному надзору ФИО3 выявлены нарушения нормативных актов в области пожарной безопасности (10 пунктов). В тот же день заместитель директора по АХРМБОУ СОШ __ ознакомлен с данным актом. На основании данного акта оставлен протокол об административном правонарушении от xx.xx.xxxx, вынесено постановление __ по делу об административном правонарушении от 23 августа 2021 года.

Исходя из вышеуказанных документов, в отношении МБОУ СОШ __ были выявлены нарушения законодательства РФ в области пожарной безопасности, а именно: на путях эвакуации установлено устройство, препятствующее эвакуации (ППР в РФ п.27), двери, ведущие в лестничную клетку не оборудованы устройством для самозакрывания и уплотнения в притворах (п.4.4.6 СП 1.13130.2020), двери на путях эвакуации в лестничную клетку на 1-ом этажеоткрываются не по направлению выхода из здания (п.4.п.4.22 СП 1.13130.2020.), в помещении электрощитовой не обеспечено проведение работ по заделке образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различных инженерных и технологических коммуникаций негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонероницаемость (ППР в РФ п.15), электросветильники в кабинете заместителя директора по АХЧ эксплуатируются без колпаков предусмотренных конструкций(ППР в РФ п.35в), отделка пола в актовом зале выполнена отделочными материалами с более высокой пожарной опасностью чем КМ-2 (п.6 табл. 29 ст. 134 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), отделка пола в общих коридорах и холлах объекта защиты выполнена отделочными материалами более высокой пожарной опасностью, чем КМ-2(п.6 табл. 28 ст. 134 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), на лестничной клетке размещено оборудование на уровне менее 2,2 мета от уровня пола лестничной площадки (п.4.4.9 СП 1.12130.2020), не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности для складских и технических помещений (п 5.1.2 СП 4.13130.2013), на объекте защиты не хранится документация, подтверждающая пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности, применяемая к строительной конструкции, заполнение проёмов в них, изделия и материалов( 25 ППР в РФ №1479).

Заявитель полагает, что п.1 постановления №1158 по делу об административном правонарушении __ не обоснован, на основании того, что рамка охраны установлена не по инициативе заявителя, но в целях выполнения требования паспорта безопасности объекта (территории), подготовленного в целях обеспечения антитеррористической безопасности образовательного учреждения.

Делая вывод о наличии в действиях МБОУ СОШ __ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо правильно руководствовался фактом установления вины МБОУ СОШ __ в допущенных нарушениях. МБОУ СОШ __ должно соблюдать нормы законодательства в сфере противопожарной безопасности и нести ответственность за ненадлежащее содержание и эксплуатацию систем противопожарной безопасности, в том числе на предмет обеспечения требований пожарной безопасности. Образовательное учреждение принять меры пожарной безопасности с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Противоречий представленные в материалы дела документы не имеют, соответствуют требованиям, предъявляемым к форме этих документов, составлены уполномоченными должностными лицами, в связи с чем, виновность МБОУ СОШ __ в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ только существенные нарушения процессуальных требований могут являться основанием для отмены постановления, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо, орган, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, с учетом соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Оснований для иной оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, отличной от оценки, данной должностным лицом, судьей не установлено.

Таким образом, оснований для отмены постановления не имеется.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения обжалуемого постановления в части размера назначенного наказания.

Санкция части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Исходя из изложенных в частях 1, 3 ст. 4.1. КоАП РФ положений, судье и должностному лицу, органу, рассматривающим дело об административном правонарушении, предоставлена возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Учитывая отсутствие в рассматриваемом случае факторов, свидетельствующих о невозможности и нецелесообразности применения более мягкого вида наказания, предусмотренного санкцией части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, наличие обстоятельств, смягчающих ответственность лица (совершение впервые административного правонарушения, устранение выявленных нарушений), и отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, имущественное и финансовое положение МБОУ СОШ __ суд полагает необходимым заменить назначенное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.

В связи с этим постановление заместителя главного государственного инспектора г. Новосибирска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Новосибирской области __ от 23.08.2021 г. подлежит изменению с назначением МБОУ СОШ __ административного наказания в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.4-30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

__ от 23.08.2021 г. предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить в части вида назначенного наказания, назначив МБОУ СОШ № 58 наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу ООО МБОУ СОШ __ - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток.

Судья А.А. Хромова