Дело № 12-27/20 Р Е Ш Е Н И Е 04 февраля 2020 года город Ульяновск Судья Заволжского районного суда города Ульяновска Высоцкая А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору <данные изъяты> № № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛА: Постановлением заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору <данные изъяты>. № № от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 24 000 руб. Не согласившись с данным постановлением, ИП ФИО1 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить в связи с отсутствием в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. В обоснование доводов указывает, что ему должностным лицом вменено нарушение при осуществлении деятельности в здании торгового центра «<данные изъяты>» по адресу: <адрес> обязательных требований пожарной безопасности. Однако вмененные нарушения требований Сводов правил, НПБ и СПиП не содержат обязательных для исполнения и применения требований. Данные нормативные документы содержат требования пожарной безопасности для добровольного применения в декларациях пожарной безопасности. При этом проверка соблюдения требований данных нормативных документов запрещена пунктом 1.1 статьи 15 ФЗ №294-ФЗ от 26.12.2008, так как обязательность их применения и исполнения не предусмотрена законодательством РФ. Декларация пожарной безопасности в отношении здания торгового центра «<данные изъяты>» в отношении ИП ФИО1 зарегистрирована Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ульяновску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области в установленном законом порядке 30.08.2018. Указывает также на использование в качестве доказательств результатов проверки в рамках осуществления федерального государственного пожарного надзора, которые были получены с нарушением закона. Подробно позиция ИП ФИО1 изложена в жалобе и письменных пояснениях к ней. Защитник ИП ФИО1 - <данные изъяты> в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе, настаивал на отмене обжалуемого постановления. Дополнительно пояснил, что в декларации пожарной безопасности, составленной в отношении помещений торгового центра «<данные изъяты>» в отношении ИП ФИО1 были задекларированы и установлены для объекта защиты нормативные требования, которые индивидуальный предприниматель должен исполнять. Надзорный орган, вменяя индивидуальному предпринимателю нарушение требований пожарной безопасности, в силу закона, не обязательных для исполнения и применения, вышел за пределы своих полномочий. Проверив материалы административного дела, выслушав объяснения защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к следующему. В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме. Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ в 09:30 час. при проведении плановой проверки по соблюдению требований пожарной безопасности в отношении ИП ФИО1 в здании торгового центра «<данные изъяты>» по адресу: <адрес>, установлено, что указанным лицом были нарушены обязательные требования пожарной безопасности. В акте проверки №226 от 08.08.2019 зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а именно: 1. Согласно акта приемки объекта защиты в эксплуатация от 27.11.1979 объект построен по типовому проекту (шифр проекта 272-31-53) в 1979 году в качестве общественного центра для размещения помещений: продовольственного магазина типа «универсам» площадью 655 м2., столовая на полуфабрикатах на 150 посадочных мест, магазин кулинарии, актовый зал с клубными помещениями и комнатой общественных организаций площадью 300 м., жилищно-эксплуатационной конторы, библиотеки с читальным залом на 65 тысяч книг, комплексного пункта бытового обслуживания с парикмахерской, отделения связи со сберкассой, приемного пункта механизированной прачечной и аптечного киоска. На момент проведения проверки объект защиты функционирует в качестве торгового центра с фирменным названием «<данные изъяты>». Фактически без проведения в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательствомРоссийской Федерации о пожарной безопасности порядке экспертизы проектной документации, предусмотренный документацией изменен класс функциональной пожарной опасности здания и помещений (нарушение Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390); 2. Здание предприятий торговли (торговый центр) площадью более 3500 м2 не оборудовано установкой автоматического пожаротушения. Двухэтажное здание обшей площадью 4913,61 м2, площадь подвала 603,91 м2. Таким образом, площадь первого и второго этажей торгового центра составляет 4309,7 кв.м. (нарушение ФЗ от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ч.3, 4 ст.4, ст.6 ч.1 п.2, ч.4 ст.51, п.10 ст.52, ч.3 ст.61, НПБ 110-03 п.14 Приложение, таблица 1, п.10.2.1, СП 5.13130.2009 п.1.2 приложение А п.А10 таблица А1 п.10.2.1, СНиП 11-Л.7-70 п.4.10); 3. Помещения ИП ФИО1 оборудованы самостоятельными системами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, не сообщающимися с аналогичными системами, смонтированными в помещениях других собственников. В то же время при включении системы оповещения одновременно включаются и звуковые и речевые оповещатели, что не обеспечивает разборчивость передаваемой речевой информации. Таким образом, здание предприятия торговли с площадью пожарного отсека более 3500 кв.м. не оборудовано четвертым типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (отсутствует централизованный пожарный пост (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, части 1, 2, 3 ст. 5, п.2 ч. 1 ст.6, ч. 1, 2 ст.54, п. 1 ч. 1, ч. 4 ст. 84; НПБ 104-03 п. 5.1, п. 5 таблицы 2, п. 4.1 таблицы 1, СП 3.13130.2009 раздел 6 таблица 1. раздел 7 п.8 таблицы 2); 4. В местах перепада высот кровли установлены вертикальные металлические пожарные лестницы. При этом не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний (нарушение ППР РФ п.24); 5. Допущено хранение горючих материалов (картонная коробка, лампы в картонной упаковке) в помещении электрощитовой, расположенной на втором этаже (помещение №105 согласно технического паспорта) (нарушение ППР РФ пп. «ж» п.42); 6. На объекте защиты с массовым пребыванием людей отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре (нарушение ППР РФ п.12); 7. Ширина маршей лестницы в закрытой лестничной клетке (1-го типа) составляет менее 1,35 м (фактически 1,26 м) (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ст.6 ч.1 п.2, п. 2 ст. 52, п. 1,2,4 ст. 53, ч.8 ст. 89; ППР РФ п.33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.5; СНиП II-Л.2-72 подпункт «а» п. 7.21); 8. Выход из лестницы 1-го типа на уровне первого этажа осуществляется в общий коридор. Также в данный коридор осуществляется выход из складских помещений категории пожарной опасности В2 согласно нумерации технического паспорта помещения №№ 40, 41, 45, 134. Выход должен осуществляться непосредственно наружу на прилегающую к зданию территорию (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ст. 6 ч 1 п.2, п. 2 ст. 52, п. 1,2,4 ст. 53, ч. 8 ст. 89. ППР РФ п.33; СП 1.13130,2009 п. 4.4.6; СНиП II-Л.2-72 п. 4.7); 9. Выход из подвального этажа ведет на лестницу 1-го типа, соединяющую также 1 и 2 этажи. В лестничных клетках, предназначенных для эвакуации людей как из надземных этажей, так и из подвального или цокольного этажа, следует предусматривать обособленные выходы наружу из подвального или цокольного этажа, отделенные на высоту одного этажа глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, п.2 ч. 1 ст.6, ч. 4 ст. 89, ППР РФ п.33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.6; СНиП II-Л.2-72 п. 4.24); 10. Ширина марша лестницы 2-го типа, соединяющего уровень второго этажа и лестничную площадку, возле торгового зала первого этажа составляет менее 1,35 м (фактически 1,15 м) (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ст.6 ч.1 п.2, п. 2 ст. 52, п. 1,2,4 ст. 53. ч.8 ст. 89, ППР РФ п.33; СП 1.13130.2009 п.7.1.5; СНиП II-Л.2-72 подпункт «а» п. 7.21); 11. Внутренняя открытая лестница 2-го типа, предусмотренная в качестве пути эвакуации, ведет со 2 этажа в вестибюль первого этажа и непосредственно наружу. При этом данная лестница также сообщается с торговым залом 1-го этажа (помещение согласно техническому паспорту №136) через открытый проем (нарушение 123-ФЗ ч.3,4 ст.4, п.2 ч.1 ст.6, п.4 ч.5 ст.89; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 п. 7.2.1; СНиП II-Л.2-72 п. 4.15; СНиП II-Л.7-70 п.3.8); 12. Для помещений ИП ФИО1, расположенных на втором этаже площадью, согласно техническому паспорту 1554 м2, отсутствуют эвакуационные выходы, отвечающие требованиям, предъявляемым к таким выходам. Для эвакуации имеется одна лестница 1-го типа (требуется не менее 2-х). При этом ширина маршей лестницы составляет 1,26 м. (требуется не менее 1,35 м), выход из лестничной клетки на уровне первого этажа осуществляется в коридор с примыкающими к нему складскими помещениями и сообщающимися с этим коридором через двери. Выход из подвала также осуществляется по этой лестнице (не обособлен). Также в здании имеется внутренняя открытая лестничная клетка, выход по которой осуществляется из помещений второго этажа в вестибюль первого этажа и торговый зал первого этажа через открытый проем (нарушение 123-ФЗ ч.3,4 ст.4, п.2 ч. 1 ст.6. ст. 89 ч. 3,4. 8-13. ППР РФп.33, СНиП II-Л.2-72* п. 4.6, СНиП 2.08.02-89* п.1.102, СП 1.13130.2009 п.4.2.8,4.4.14, 7.2.1, 7.1.11); 13. В результате произведенных перепланировок помещений второго этажа и разделения помещений не обеспечивается подача воды с расходом 1 струя по 2,5 л/с в любую точку помещений салона красоты, расположенных на площади помещения №110 согласно технического паспорта. Согласно представленного протокола испытаний пожарных кранов при длине рукавов в пожарных шкафах и диаметре выходного отверстия пожарного ствола 13 мм обеспечивается высота компактной части струи 12 м. Таким образом, для каждой точки помещений, удаленных от пожарных кранов более чем на 32 м., не обеспечивается подача воды с требуемым расходом (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ч 1п.2 ст.6, части 1,2,3 ст.86, СП 10 13130.2009 п. 4.1.1, п. 4 таблицы 1; СНиП 11-30-76п. 3.10 табл. 5); 14. Расстояние по путям эвакуации от двери помещения №127 (согласно техническому паспорту) ведущей в тупиковый коридор до выхода наружу из здания по лестнице 2-го типа и до выхода на лестницу первого типа превышает 30 м (фактически 39 метров до выхода в тамбур по лестнице 2-го типа и 43 метра до выхода на лестницу 1-го типа). Допущено в результате возведения глухой перегородки в коридоре (помещение №111 согласно техническому паспорту). На поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта в месте, где возведенаперегородка, обозначен проход (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ч. 1 п.2 ст.6, части 1,3,4 ст. 53; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.22 таблица 17); 15. Расстояние по путям эвакуации от двери помещения №39 (согласно техническому паспорту) ведущей в тупиковый коридор до выхода наружу из здания по лестнице 2-го типа и до выхода на лестницу первого типа превышает 30 м. (фактически 36,5 метров до выхода в тамбур по лестнице 2-го типа и 40,5 м. до выхода на лестницу 1-го типа). Допущено в результате возведения глухой перегородки в коридоре (помещение №111 согласно техническомупаспорту). На поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта в месте, где возведена перегородка, обозначен проход (нарушение 123-ФЗ ч 3,4 ст.4, ч. 1 п.2 ст.6, части 1,3,4 ст. 53; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.22 таблица 17); 16. Расстояние по путям эвакуации от двери помещения №38 (согласно техническому паспорту) ведущей в тупиковый коридор до выхода наружу из здания по лестнице 2-го типа и до выхода на лестницу первого типа превышает 30 м. (фактически 35,5 м. до выхода в тамбур по лестнице 2-го типа и 39,5 м. до выхода на лестницу 1-го типа). Допущено в результате возведения глухой перегородки в коридоре (помещение №111 согласно техническомупаспорту). На поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта в месте, где возведена перегородка, обозначен проход (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4,ч.1 п.2 ст.6, части 1,3,4 ст. 53; ППР РФ п. 33; СП 1 13130 2009 п. 7.1.22 таблица 17); 17. Расстояние по путям эвакуации от двери помещения №37 (согласно техническому паспорту) ведущей в тупиковый коридор до выхода наружу из здания по лестнице 2-го типа и до выхода на лестницу первоготипа превышает 30 м. (фактически 33,5 м. до выхода в тамбур по лестнице 2-го типа и 37,5 м. до выхода на лестницу 1-го типа). Допущено в результате возведения глухой перегородки в коридоре (помещение №111 согласно техническому паспорту). На поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта в месте, где возведена перегородка, обозначен проход (нарушение 123-ФЗ ч.3,4 ст.4, ч. 1 п.2 ст.6, части 1,3,4 ст. 53; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.22 таблица 17); 18. Расстояние по путям эвакуации от дверей помещений (два помещения) салона красоты, размещенных на площади торгового зала №110 (согласно техническому паспорту) ведущих в тупиковый коридор до выхода наружу из здания по лестнице 2-го типа и до выхода на лестницу первого типа превышает 30 м. (фактически 55 м. до выхода в тамбур по лестнице 2-го типа и56,5 м. до выхода на лестницу 1-го типа). Допущено в результате возведения глухой перегородки в коридоре (помещение №111 согласно техническомупаспорту). На поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта в месте, где возведена перегородка, обозначен проход (нарушение 123-ФЗ ч.3,4 ст.4, ч.1 п.2 ст.6, части 1,3,4 ст. 53; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.22 таблица 17); 19. Расстояние по путям эвакуации от дверей помещения магазина по продаже детских товаров, размещенных на площади торгового зала №110 (согласно техническому паспорту) ведущих в тупиковый коридор до выходанаружу из здания по лестнице 2-го типа и до выхода на лестницу первого типа превышает 30 м (фактически 35,3 м. до выхода в тамбур по лестнице 2-го типаи 39 м. до выхода на лестницу 1-го типа). Допущено в результате возведения глухой перегородки в коридоре (помещение №111 согласно техническомупаспорту). На поэтажном плане 2-го этажа технического паспорта в месте, где возведена перегородка, обозначен проход (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ч.1 п.2 ст.6, части 1,3,4 ст. 53; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.22 таблица 17); 20. Расстояние по путям эвакуации от дверей помещений швейной мастерской (помещение №24 согласно техническому паспорту) и помещения фотоателье (расположено на площади помещения №109 согласно техническому паспорту), ведущих в тупиковый коридор до выхода наружу из здания по лестнице 2-го типа и до выхода на лестницу первого типа превышает 30 м (фактически 50,5 м. до выхода в тамбур по лестнице 2-го типа и 40 м. до выхода на лестницу 1-го типа (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ч.1 п.2 ст.6, части 1,3,4 ст. 53; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 п. 7.1.22 таблица 17); 21. Технические помещения подвального этажа используются для хранения продукции, оборудования, автомобильной резины, мебели и других предметов (нарушение ППР РФ пп. «б» п.23); 22. Не организовано проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения перекрытия междуподвальным и первым этажами инженерными (в том числе электрическими проводами, кабелями) и технологическими коммуникациями (нарушение ППР РФ п.22); 23. Не обеспечена укомплектованность пожарного крана внутреннего противопожарного водопровода, расположенного в коридоре первого этажа, не проведена перекатка пожарного рукава (не реже 1 раза в год). Пожарный рукав не присоединен к пожарному крану (нарушение ППР РФ п.57); 24. Допускается хранение под лестничным маршем лестницы 2-го типа на уровне первого этажа мебели и других горючих материалов (нарушение ППР РФ пп. «к» п.23); 25. Межмаршевая площадка лестницы 2-го типа опирается на металлические балки, не подвергнутые огнезащите. При этом не обеспечивается требуемый предел огнестойкости строительной конструкции для здания II степени огнестойкости не менее R60 (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ч.1 п.2 ст.6, ч. 2 ст. 58, таблица 21; СП 1.13130.2009 п. 4.4.2; СНиП II-А.5-70п. 2.7); 26. Не обеспечено наличие на дверях помещений складского назначения (согласно техническому паспорту №№40, 41, 134) обозначение их категорий повзрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона «Технический регламент о требованияхпожарной безопасности». Помещения складов, примыкающие к коридору первого этажа, используются для хранения различных материалов (нарушение ППР РФ п.20); 27. В помещении склада (согласно технического паспорта №45) транзитом из помещений другого собственника (со слов ИП ФИО1 магазин «Мир канцелярии») в общий коридор первого этажа проложены воздуховоды вентиляции При этом в местах пересечения воздуховодами противопожарныхперегородок, отделяющих складское помещение категории пожарной опасности В2 от помещений иного назначения, не обеспечивается требуемыйпредел огнестойкости (заполнение огнезадерживающими клапанами). В помещении также имеются два неэксплуатируемых лифта для подъема товаров на верхние этажи. Двери лифтов выполнены не противопожарными (нарушения 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ч. 1 п.2 ст.6, ч.1,2,3 ст. 88, ч. 3 ст. 34, ч. 3 ст. 87; ППР РФ п. 22); 28. Торговый зал площадью 259 кв.м. (согласно техническому паспорту №136) обеспечен двумя выходами. При этом ширина одного из них составляет 0,9 м, а высота 1,82 м в свету. Ширину эвакуационного выхода (двери) из торговых залов следует определять по числу эвакуирующихся через выход людей, но не менее 1,2 м в залах вместимостью более 50 чел., высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 кв.м. (нарушение 123-ФЗ ч. 3,4 ст.4, ч. 1 п.2 ст.6, части 1,8,10,11 ст.89; ППР РФ п. 33; СП 1.13130.2009 пункты 4.2.5,7.23; СНиП II-Л.2-72 пункты 4.8; 4.10); 29. В помещении торгового зала площадью 259 м. (согласно техническому паспорту №136) один из двух эвакуационных выходов заблокирован, а именно наподходе к выходу устроена торговая точка непродовольственных товаров (нарушение ППР РФ пп. «б», п.36, п.37); 30. Между маршами лестницы 2-го типа на уровне первого этажа перед эвакуационным выходом размещено оборудование (банкомат) (нарушение ППР РФ пп. «б» п.36); 31. Торговые площади второго этажа размещены в одном объеме, имеют общие эвакуационные выходы, площадь торгового зала превышает 400 кв.м. Ширина путей эвакуации (основных эвакуационных проходов) составляет менее 2,5 м. В торговом зале №108 (согласно техническому паспорту) ширина проходов в самых узких местах составляет 1,84 м, 2,24 м, 2,48 м. В торговом зале №104 (согласно техническому паспорту) ширина проходов в самых узких местах составляет 1,93-м, 2,14 м, 2,47 м. (нарушение 123-ФЗ ч.3, 4 ст.4, ч.1 п.2 ст.6, ч.1 ст.89; ППР РФ п.33; СП 1.13130.2009 п.7.2.4; СНиП II-Л.7-70 п.3.25 таблица 4). В связи с выявленными при проведении плановой проверки нарушениями требований пожарной безопасности в помещении торгового центра «Ветер» по адресу: <адрес> в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №25 от 08.08.2019 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. В соответствии с ч.1 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. Вместе с тем указанные требования закона должностным лицом не были соблюдены при привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ. Так, согласно п.п.2, 3 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. В силу ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: либо когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом, либо когда в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности. При этом, как следует из п.3 ст.4 Федерального закона №123-ФЗ, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона на добровольной основе. В силу ст. 6 Федерального закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при условии, что в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности, поскольку пунктом 3 указанной статьи установлено, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности, расчет пожарного риска не требуется. В соответствии с ч.1 ст.144 Федерального закона №123-ФЗ оценка соответствия объектов защиты, организаций, осуществляющих подтверждение соответствия процессов эксплуатации, требованиям пожарной безопасности, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», нормативными документами по пожарной безопасности, проводится в различных формах, в том числе в форме декларирования пожарной безопасности, осуществления федерального государственного пожарного надзора и др. Статьей 145 данного закона установлено, что подтверждение соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется в добровольном или обязательном порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч.1). При этом добровольное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности осуществляется в форме добровольной сертификации (ч.2), тогда как обязательное подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям настоящего Федерального закона осуществляется в форме декларирования соответствия или в форме обязательной сертификации (ч.3). Из ч.12 ст. 146 Федерального закона № 123-ФЗ следует, что декларирование соответствия продукции требованиям пожарной безопасности проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ч.4 ст.64 Федерального закона № 123-ФЗ при составлении декларации пожарной безопасности в соответствии с ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи в отношении объектов защиты, для которых установлены требования технических регламентов, принятых в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативных документов по пожарной безопасности, в декларации указывается перечень статей (частей, пунктов) указанных документов, требования которых установлены и выполнены для соответствующего объекта защиты. В соответствии с ч. 6 ст. 24 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании» оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия. Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов. Как следует из материалов дела, в отношении здания торгового центра «<данные изъяты>» в отношении ИП ФИО1 составлена декларация пожарной безопасности, зарегистрированная Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ульяновску Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ульяновской области 30.08.2018. В данной декларации содержится перечень статей (частей, пунктов) документов, требования которых установлены для соответствующего объекта защиты. Таким образом, те нормативные документы по пожарной безопасности, которые задекларированы в декларации пожарной безопасности и установлены для здания торгового центра «<данные изъяты>», являются обязательными для исполнения и соблюдения ИП ФИО1 относительно указанного объекта защиты. В качестве доводов жалобы ИП ФИО1 ссылается на то, что должностным лицом была проведена проверка выполнения им требований пожарной безопасности, которые не являются обязательными, при этом не были проверены сведения относительно полноты и достоверности, а также в части соблюдения им норм, задекларированных в декларации пожарной безопасности. На период проверки декларация являлась законной формой оценки выполнения всех технических требований пожарной безопасности. Между тем, вопрос о том, что ИП ФИО1 добровольно принял на себя обязательства по исполнению требований противопожарной безопасности в соответствии с требованиями законодательства, задекларировав в декларации пожарной безопасности соответствующие нормативные документы по пожарной безопасности, должностным лицом надзорного органа не исследовался и соответствующей оценки в постановлении не получил. Не дана в обжалуемом постановлении и оценка в части соответствия действий должностных лиц органа государственного пожарного надзора положениям п.1.1 ст.15 Федерального закона № 294-ФЗ при осуществлении проверки выполнения требований нормативных документов, обязательность применения которых не предусмотрена законодательством Российской Федерации, в том числе, с учетом нормативных документов, применяемых ИП ФИО1 на добровольной основе, и указанных им в декларации пожарной безопасности. На момент проведения проверки оценка соответствия объекта защиты при эксплуатации здания требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах, нормативными документами по пожарной безопасности, осуществлялась в форме государственного пожарного надзора. При этом каких-либо выводов о применении иной формы оценки соответствия объекта требованиям пожарной безопасности с исследованием соответствующих документов, в том числе декларации пожарной безопасности, обжалуемое постановление не содержит. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении должностным лицом надзорного органа ст.24.1, ст.26.1 КоАП РФ, а также о том, что при вынесении постановления не в полном объеме были исследованы фактические обстоятельства дела, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет рассматривать вынесенное постановление как законное и обоснованное. В силу ст.30.7 ч.1 п.4 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. При данных обстоятельствах постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору <данные изъяты> № 25 от 19.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 подлежит отмене, а дело возвращению в тот же орган на новое рассмотрение, в ходе которого надлежит устранить выявленные недостатки, и, с учетом вновь установленных по делу обстоятельств, вынести законное постановление. Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья Р Е Ш И Л А: Постановление заместителя Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору <данные изъяты> №№ от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1 отменить и возвратить дело на новое рассмотрение в Главное Управление МЧС России по Ульяновской области. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения. Судья А.В. Высоцкая |