Дело № 12-27/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Катайск Курганской области 8 июля 2020 г.
Судья Катайского районного суда Курганской области Поташкин Евгений Сергеевич (ул. Советская 31 г. Катайск Курганской области), рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора Акционерного общества «Катайский насосный завод» ФИО3 на постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 19 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – генерального директора Акционерного общества «Катайский насосный завод» ФИО3, ранее по материалам дела к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 о назначении административного наказания от 19 мая 2020 г. по делу об административном правонарушении № 07-01-20-89/2020 должностное лицо – генеральный директор Акционерного общества «Катайский насосный завод» (далее - АО «Катайский насосный завод») признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, в связи с тем, что 8 мая 2020 г. по результатам плановой выездной проверки в отношении АО «Катайский насосный завод» выявлено, что Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» за 2019 год не соответствует требованиям Приказа Минприроды РФ от 4 марта 2016 г. № 66 «О порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», что является нарушением п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Генеральный директор АО «Катайский насосный завод» ФИО3 обжаловал указанное постановление, просит его отменить, производство по делу прекратить по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Указывает, что согласно п. 3 Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды России от 4 марта 2016 № 66, данный Порядок не распространяется на объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком. Полигон захоронения промышленных отходов законсервирован и не эксплуатируется ими с 1 января 2019 г., несмотря на это они проводят мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду. АО «Катайский насосный завод» проводит мониторинг, имеется программа мониторинга, для контроля состояния атмосферного воздуха и состояния почв привлекается испытательная лаборатория, протоколы лабораторных испытаний прилагаются к отчету о результатах мониторинга. Отчет о результатах мониторинга действительно не содержит сравнительных данных о показателях компонентов природной среды и результатов оценки и динамики изменений окружающей среды по сравнению с данными предыдущих наблюдений. За 2018 год они тоже сдавали отчет о результатах мониторинга, к которому прикладывали протоколы лабораторных испытаний. Атмосферный воздух на границе СЗЗ полигона захоронения промышленных отходов в объеме проведенных испытаний соответствует требованиям по контролю загрязнения атмосферы РД 52.04.186-89. Почва в объеме проведенных испытаний соответствует требованиям СанПиН 2.1.7.1278-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы. Считают, что мониторинг ими проводился, поэтому в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы защитники ФИО3 - Белоусов Ю.В. и Синицына И.А., действующие на основании доверенностей, поддержали жалобу по указанным в ней доводам. Признали, что отчет о результатах мониторинга действительно не содержит сравнительных данных о показателях компонентов природной среды и результатов оценки и динамики изменений окружающей среды по сравнению с данными предыдущих наблюдений, а также то, что полигон захоронения промышленных отходов находится на балансе АО «Катайский насосный завод». Синицына И.А. пояснила, что она работает ... указанного завода. Работа по мониторингу окружающей среды на полигоне проводится, разработана программа мониторинга. Предприятием были заключены договоры на выполнение замеров химических факторов атмосферного воздуха и лабораторно-инструментальных исследований, за работу перечислены денежные средства. 15.06.2020 г. в Управление Росприроднадзора по Уральскому федеральному округу был направлен корректирующий отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона за 2018, 2019 г.г.
Белоусов Ю.В. считает, что контролирующим органом неверно трактуется смысл ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, считает, что ошибки в отчете не являются неисполнением обязанности по проведению мониторинга.
ФИО3 и должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – ФИО1 в суд, не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Представитель Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2 представила в суд отзыв, согласно которому просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Считаю возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 3). Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 4).
Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду утвержден Приказом Минприроды РФ от 4 марта 2016 г. № 66.
В соответствии с п. 6 указанного Порядка результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими эти объекты размещения отходов, и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещении отходов ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным. Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее - отчет о результатах мониторинга) оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у лица, эксплуатирующего данный объект размещения отходов, а второй экземпляр, вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе, в уведомительном порядке направляется почтовым отправлением в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.
Пунктом 22 Порядка установлено, что отчет о результатах мониторинга должен соответствовать утвержденной программе мониторинга и включать следующие разделы: сведения об объекте размещения отходов; сведения об обеспечении наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; сведения о показателях (физических, химических, биологических, иных), характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду; оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды; список использованных источников; приложения.
Согласно п. 26 данного Порядка в разделе "Обработка и документирование данных наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду" приводятся, в том числе: результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) и данные по прогнозу таких изменений.
Пунктом 27 Порядка определено, что в разделе "Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды" приводятся сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, а также данные об ожидаемых значениях показателей компонентов природной среды и природных объектов на предстоящий отчетный период.
Согласно Положению о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 26 мая 2016 г. № 467, исключение негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов подтверждается результатами мониторинга состояния окружающей среды, проводимого собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" (п. 2). Обоснованием исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов являются данные инструментальных измерений с использованием технических систем и устройств с измерительными функциями, свидетельствующие о соблюдении нормативов качества окружающей среды, установленных для химических, физических и биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ (п. 3).
Из материалов дела следует, что на основании Приказов Уральского межрегионального управления Росприроднадзора № 205 от 19 февраля 2020 г., № 341 от 31 марта 2020 г., № 352 от 3 апреля 2020 г. (л.д. 66-71, 72, 73) в рамках федерального государственного экологического надзора в целях проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в период со 2 марта 2020 г. по 6 мая 2020 г. была проведена плановая проверка в отношении АО «Катайский насосный завод», в ходе которой установлено следующее.
На балансе АО «Катайский насосный завод» числится объект размещения отходов – полигон захоронения промышленных отходов, включенный в Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) № 45-00016-З-00592-250914.
АО «Катайский насосный завод» разработана Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов (полигона захоронения промышленных отходов АО «Катайский насосный завод») и в пределах его воздействия на окружающую среду (л.д. 91-107).
АО «Катайский насосный завод» в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора представлен Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2019 год (л.д. 109-110).
Из экспертного заключения филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Курганской области (исх. № 86 от 6 февраля 2020 г.) (л.д. 88-90) следует, что в составе Отчета о результатах мониторинга за 2019 год представлены только результаты проб атмосферного воздуха и почвы. Сравнительные данные о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, в составе Отчета не представлены. Результаты оценки и динамики изменений окружающей среды под воздействием объекта размещения отходов (по сравнению с фоновыми данными о состоянии и загрязнении окружающей среды в районе расположения объекта размещения отходов и данными предыдущих наблюдений) в составе Отчета также не представлены. Поэтому сделать вывод о возможности исключения негативного воздействия на окружающую среду объектом размещения отходов не представляется возможным. Таким образом, результатами мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» за 2019 год не подтверждается исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов АО «Катайский насосный завод».
Полигон захоронения промышленных отходов АО «Катайский насосный завод» не эксплуатируется с 1 января 2019 г., предприятием в Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора 19 февраля 2020 г. направлено заявление об исключении объекта из государственного реестра объектов размещения отходов (л.д. 139). Приказом генерального директора АО «Катайский насосный завод» № 10-а от 11 января 2019 г. (л.д. 141-142) была создана комиссия, утвержден комплекс мероприятий по консервации полигона. Из акта № 1 комиссии, утвержденного 18 января 2019 г. (л.д. 143), следует, что полигон для размещения промышленных отходов АО «Катайский насосный завод» находится в законсервированном состоянии.
Согласно положениям п. 3 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2020 г. № 7-ФЗ (в ред. (в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ) вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.
АО «Катайский насосный завод» не представлены документы, подтверждающие вывод из эксплуатации объекта размещения отходов, не проведены мероприятия по консервации объекта размещения отходов, отсутствуют документы об исключении полигона из государственного реестра объектов размещения отходов, следовательно, вывод из эксплуатации (консервация) объекта размещения отходов в установленном порядке не осуществлен.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На основании указанных обстоятельств в ходе проверки установлено, что Отчет о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» за 2019 год не соответствует требованиям Приказа Минприроды РФ от 4 марта 2016 г. № 66, что является нарушением п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ. По результатам проверки составлен акт проверки органа государственного контроля (надзора) юридического лица № 136 от 16 апреля 2020 г. (л.д. 39-61).
Согласно приказу генерального директора АО «Катайский насосный завод» № 173 от 27 августа 2019 г. (л.д. 83) ФИО3, избранный на должность генерального директора АО «Катайский насосный завод», с 27 августа 2019 г. приступил к исполнению обязанностей.
Из Устава АО «Катайский насосный завод» (л.д. 74-79) следует, что генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью общества, издает приказы, инструкции, распоряжения и другие акты по вопросам деятельности общества, обязательные для исполнения всеми сотрудниками, тем самым осуществляет организационно-распорядительные функции.
Генеральный директор АО «Катайский насосный завод» ФИО3, выполняя организационно-распорядительные функции, не предпринял объективно возможные меры для полного проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» в 2019 году, тем самым нарушил требования п. 3 ст. 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, п. 22 Приказа Минприроды РФ от 4 марта 2016 г. № 66.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора АО «Катайский насосный завод» к административной ответственности по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Выводы должностного лица о виновности генерального директора АО «Катайский насосный завод» ФИО3 в совершении вмененного административного правонарушения основаны на положениях КоАП РФ и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ними не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора АО «Катайский насосный завод» ФИО3 вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено должностному лицу в пределах санкции ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ в минимальном размере.
Довод жалобы заявителя о том, что полигон захоронения промышленных отходов АО «Катайский насосный завод» законсервирован, в связи с чем на него не распространяется Порядок проведения мониторинга, утвержденного Приказом Минприроды России от 4 марта 2016 № 66, является несостоятельным, поскольку в установленном законом порядке данный объект не выведен из эксплуатации. Кроме того, в силу положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ на собственников объектов размещения отходов, а также лиц, во владении или в пользовании которых находятся указанные объекты, после окончания их эксплуатации возложена обязанность проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель.
Доводы жалобы заявителя и защитника об отсутствии в действиях ФИО3 состава административного правонарушения в связи с тем, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и в пределах его воздействия на окружающую среду АО «Катайский насосный завод» проводит, а ошибка в отчете нарушением не является, не состоятельны, основаны на неправильном толковании закона, поскольку отсутствие в Отчете о результатах мониторинга сравнительных данных о показателях компонентов природной среды и природных объектов, характеризующих состояние и загрязнение окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, за отчетный период и за предыдущие отчетные периоды, не позволяет сделать вывод о возможности исключения негативного воздействия на окружающую среду объектом размещения отходов, то есть мониторинг, по сути не проведен. В соответствии с п. 2 Порядка проведения мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду, указанный мониторинг является частью системы наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценки и прогноза изменений ее состояния под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения, уменьшения и ликвидации (уменьшения) негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов. Таким образом, Отчет о результатах мониторинга, не соответствующий требованиям закона, не может являться доказательством надлежащего исполнения должностным лицом обязанности, возложенной на него законом.
Иные доводы защитников не влияют на квалификацию вмененного ФИО3 административного правонарушения.
Оснований для отмены либо изменения постановления о назначении административного наказания должностного лица не имеется.
Вместе с тем, постановление и протокол об административном правонарушении подлежат уточнению.
Согласно протоколу об административном правонарушении № 07-01-20-89/2020 от 8 мая 2020 г. место совершения административного правонарушения – ул. Матросова, 1, г. Катайск, Курганская область, время совершения правонарушения – 16 апреля 2020 г. (дата вручения акта по результатам проверки), факт совершения правонарушения установлен 8 мая 2020 г. (дата составления протокола об административном правонарушении).
Согласно обжалуемому постановлению датой выявления административного правонарушения является 8 мая 2020 г., правонарушение выявлено по адресу: ул. Матросова, 1, г. Катайск, Курганская область.
Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Поскольку Порядком проведения мониторинга установлено, что отчет о результатах мониторинга представляется ежегодно до 15 января года, следующего за отчетным, отчет за 2019 г. АО «Катайский насосный завод» должно было представить в срок до 15 января 2020 г. Так как в установленный срок юридическим лицом отчет, соответствующий требованиям Порядка, представлен не был, временем совершения правонарушения является 15 января 2020 г. Правонарушение обнаружено в ходе проверки, проведенной Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора в период с 2 марта по 16 апреля 2020 г., следовательно, датой обнаружения правонарушения следует считать 16 апреля 2020 г. – дату составления акта проверки. Местом совершения административного правонарушения является: ул. Матросова, 1, г. Катайск, Курганская область.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 19 мая 2020 г. по делу № 07-01-20-89/2020 в отношении генерального директора Акционерного общества «Катайский насосный завод» ФИО3 о привлечении к административной ответственности по ч. 11 ст.8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, уточнить: указать место совершения административного правонарушения: ул. Матросова, 1, г. Катайск, Курганская область, время совершения административного правонарушения: 15 января 2020 г., считать временем обнаружения административного правонарушения 16 апреля 2020 г.
Протокол об административном правонарушении № 07-01-20-89/2020 от 8 мая 2020 г. в отношении генерального директора Акционерного общества «Катайский насосный завод» ФИО3 уточнить: считать временем совершения административного правонарушения 15 января 2020 г., временем выявления административного правонарушения 16 апреля 2020 г.
В остальном постановление государственного инспектора Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 от 19 мая 2020 г. по делу № 07-01-20-89/2020 оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись Е.С. Поташкин