Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
10 марта 2020 года г.Себеж
Себежский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Москаленко Т.Ю.,
при секретаре Шершнёвой А.Н.,
рассмотрев жалобу Псковской таможни на постановление мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области от 18 декабря 2019 года, в соответствии с которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» ввиду отсутствия состава правонарушения,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области от 18 декабря 2019 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» ввиду отсутствия состава правонарушения.
На указанное постановление уполномоченным Отдела административных расследований Псковской таможни ФИО1 подана жалоба, в которой она просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области от 18.12.2019 и направить дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы указано, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения должностным лицом на т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни проверки железнодорожного вагона № в составе поезда №, следовавшего из Латвии в Россию, установлено, что перемещался товар «сборный груз». Согласно представленным перевозчиком ОАО «РЖД» товаросопроводительным документам: оригинала накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного листа к накладной б/н от ДД.ММ.ГГГГ, инвойса № от ДД.ММ.ГГГГ, упаковочного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к инвойсу LFL7520 от ДД.ММ.ГГГГ, копии Канадского фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ в железнодорожном вагоне № перемещался товар – «пиломатериалы из древесины лиственных пород» код ТН ВЭД ЕАЭС 4409299200, страна происхождения товара - Канада; «пиломатериалы из древесины тропических пород» код ТН ВЭД ЕАЭС 4409220000, страна происхождения товара - Бразилия; «лесоматериалы из дерева ятоба толщиной более 6 мм» код ТН ВЭД ЕАЭС 4407299509, страна происхождения товара - Бразилия; «лесоматериалы из тополя толщиной более 6 мм» код ТН ВЭД ЕАЭС 4407979009, страна происхождения товара - Канада; «лесоматериалы из дуба толщиной более 7 мм» код ТН ВЭД ЕАЭС 4407919000, страна происхождения товара - Канада.
Общее количество грузовых мест товара - 27 паллет, вес брутто 24442 кг, вес нетто 24442 кг, стоимость - 93557,80 EUR.
Данный товар включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза.
Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) определен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (утв. Решением КТС № от 18.06.2010 года «Об обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом союзе»).
Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию ЕАЭС в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.
Согласно п. 2.1 Положения «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года) и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции. Понятие "фитосанитарный сертификат", используемое в настоящем Положении, включает в себя и реэкспортный фитосанитарный сертификат.
По результатам документального фитосанитарного контроля должностным лицом таможенного поста было установлено, что в товаросопроводительных документах отсутствует оригинал фитосанитарного сертификата.
Из анализа сведений, содержащихся в ж/д накладной № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в графе 24 «документы, приложенные отправителем» указано - фитосанитарный сертификат (1 экз.), однако фактически перевозчиком ОАО «РЖД» при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС была представлена копия указанного сертификата.
Оригинал данного разрешительного документа перевозчиком ОАО «РЖД» при сообщении о прибытии на таможенную территорию ЕАЭС представлен не был.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 89 ТК ЕАЭС перевозчику был направлен запрос (исх. №) о необходимости предоставления оригинального экспортного фитосанитарного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ перевозчиком ОАО «РЖД» с сопроводительным письмом (исх.№/Т) был предоставлен оригинал фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть данный фитосанитарный сертификат был предоставлен после прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ после проведенного таможенного контроля в соответствии с приказом ФТС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора», было принято решение о направлении подкарантинной продукции должностным лицам Россельхознадзора.
18.07.2019 должностным лицом Россельхознадзора был проведен досмотр данного груза (акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 18 июля 2019 года №).
По результатам проведенного документального и фактического карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Россельхознадзора принято решение «Ввоз разрешен».
Отсутствие разрешительных документов (оригинала фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ) на подкарантинный товар свидетельствовало о том, что ДД.ММ.ГГГГ при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза подкарантинной продукции, перевозчиком ОАО «РЖД» не были соблюдены запреты и ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» и Едиными карантинными фитосанитарными требованиями, в связи с чем, данное обстоятельство послужило законным основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ.
Предоставленный только ДД.ММ.ГГГГ оригинал фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о выполнении данной обязанности, поскольку данный фитосанитарный сертификат на момент прибытия товара на таможенную территорию ЕАЭС ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовал.
ДД.ММ.ГГГГ по данному факту должностным лицом таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни в отношении перевозчика ОАО «Российские железные дороги» возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.3 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Псковской таможни – старший уполномоченный по особо важным делам отдела административных расследований Псковской таможни ФИО2 поддержал доводы жалобы в полном объеме, просил отменить постановление мирового судьи и направить дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» на новое рассмотрение, поскольку постановление мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области по делу об административном правонарушении от 18.12.2019 года вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований, при отсутствии полного всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств совершения правонарушения, что является основанием для отмены указанного постановления и возвращения дела на новое рассмотрение в соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Представитель ОАО «Российские железные дороги» ФИО3 считает доводы, указанные в жалобе, необоснованными и противоречащими фактическим обстоятельствам дела.
Проверив представленные суду материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает жалобу Псковской таможни подлежащей удовлетворению, а постановление мирового судьи от 18 декабря 2019 года отмене, по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения должностным лицом на т/п ЖДПП Посинь Псковской таможни проверки железнодорожного вагона № в составе поезда №, следовавшего из Латвии в Россию, установлено, что перемещался товар «сборный груз». Согласно представленным перевозчиком ОАО «РЖД» товаросопроводительным документам: оригинала накладной № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного листа к накладной б/н от ДД.ММ.ГГГГ, инвойса № от ДД.ММ.ГГГГ, упаковочного листа № от ДД.ММ.ГГГГ, приложения к инвойсу LFL7520 от ДД.ММ.ГГГГ, копии Канадского фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ в железнодорожном вагоне № перемещался товар – «пиломатериалы из древесины лиственных пород» код ТН ВЭД ЕАЭС 4409299200, страна происхождения товара - Канада; «пиломатериалы из древесины тропических пород» код ТН ВЭД ЕАЭС 4409220000, страна происхождения товара - Бразилия; «лесоматериалы из дерева ятоба толщиной более 6 мм» код ТН ВЭД ЕАЭС 4407299509, страна происхождения товара - Бразилия; «лесоматериалы из тополя толщиной более 6 мм» код ТН ВЭД ЕАЭС 4407979009, страна происхождения товара - Канада; «лесоматериалы из дуба толщиной более 7 мм» код ТН ВЭД ЕАЭС 4407919000, страна происхождения товара - Канада.
Общее количество грузовых мест товара - 27 паллет, вес брутто 24442 кг, вес нетто 24442 кг, стоимость - 93557,80 EUR.
Данный товар включен в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза.
Порядок осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) определен Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза, утвержденного Решением КТС № от 18.06.2010. «Об обеспечении карантина растений в Евразийском Экономическом Союзе»).
Подкарантинная продукция высокого фитосанитарного риска ввозится на таможенную территорию ЕАЭС в сопровождении фитосанитарного сертификата на ввозимую партию указанной продукции.
Согласно п. 2.1 Положения «фитосанитарный сертификат» - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года) и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции. Понятие "фитосанитарный сертификат", используемое в настоящем Положении, включает в себя и реэкспортный фитосанитарный сертификат.
Условия оформления и выдачи экспортных и реэкспортных фитосанитарных сертификатов установлены Международным стандартом по фитосанитарным мерам 12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011 года.
В соответствии с пунктом 3.3 Положения карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе осуществляется в целях проверки соответствия ввозимой подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям государства-члена, на территории которого расположено место завершения таможенного оформления.
Согласно пункту 3.5 Положения первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение, в том числе, документарной проверки.
В соответствии с пунктом 4.1.1 Положения в целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:
коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;
фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык государства-члена, должностному лицу уполномоченного органа которого он представляется) – в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, если иное не предусмотрено пунктом 7.1 настоящего Положения.
В соответствии с пунктом 4.1.4.Положения должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:
сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;
наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;
фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;
фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
По результатам документального фитосанитарного контроля должностным лицом таможенного поста было установлено, что в товаросопроводительных документах отсутствует оригинал фитосанитарного сертификата.
Вместе с тем, из анализа сведений, содержащихся в ж/д накладной № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в графе 24 «документы, приложенные отправителем» указано - фитосанитарный сертификат (1 экз.), однако фактически перевозчиком ОАО «РЖД» при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС была представлена копия указанного сертификата.
Оригинал данного разрешительного документа перевозчиком ОАО «РЖД» при сообщении о прибытии на таможенную территорию ЕАЭС представлен не был.
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 89 ТК ЕАЭС перевозчику был направлен запрос (исх. №) о необходимости предоставления оригинального экспортного фитосанитарного сертификата.
ДД.ММ.ГГГГ перевозчиком ОАО «РЖД» с сопроводительным письмом (исх.№/Т) был предоставлен оригинал фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ, то есть данный фитосанитарный сертификат был предоставлен после прибытия товаров на таможенную территорию ЕАЭС.
ДД.ММ.ГГГГ после проведенного таможенного контроля в соответствии с приказом ФТС России № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора», было принято решение о направлении подкарантинной продукции должностным лицам Россельхознадзора.
18.07.2019 должностным лицом Россельхознадзора был проведен досмотр данного груза (акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от 18 июля 2019 года №).
По результатам проведенного документального и фактического карантинного фитосанитарного контроля должностным лицом Россельхознадзора принято решение «Ввоз разрешен».
Отсутствие разрешительных документов (оригинала фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ) на подкарантинный товар свидетельствовало о том, что ДД.ММ.ГГГГ при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза подкарантинной продукции, перевозчиком ОАО «РЖД» не были соблюдены запреты и ограничения в части карантинных фитосанитарных требований, установленных Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» и Едиными карантинными фитосанитарными требованиями, в связи с чем, данное обстоятельство послужило законным основанием для возбуждения в отношении ОАО «РЖД» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 16.3 КоАП РФ.
Предоставленный только ДД.ММ.ГГГГ оригинал фитосанитарного сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о выполнении данной обязанности, поскольку данный фитосанитарный сертификат на момент прибытия товара на таможенную территорию ЕАЭС ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовал.
У ОАО «РЖД» при принятии груза к перевозке имелась возможность проверить наличие всех необходимых документов и соответствие груза требованиям запретов и ограничений, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению при ввозе подкарантинных товаров в Российскую Федерацию.
Доказательств того, что ОАО «РЖД» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных правил и норм, несоблюдение которых влечет административную ответственность, в материалах дела не представлено и судом не установлено.
В соответствии с п.1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Союза путем предоставления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.
В соответствии с п.1 ст. 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу, в том числе сведения о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию ЕАЭС запрещен или ограничен.
Кроме того, согласно п.2 ст. 89 ТК ЕАЭС независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза предоставляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии со ст. 12 ТК ЕАЭС.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно положениям статей 26.11, 29.10 КоАП РФ производимая судьей оценка доказательств должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
По смыслу статьи 29.10 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннем убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Однако в ходе рассмотрения настоящего дела мировым судьёй судебного участка № 18 Себежского района Псковской области вышеуказанные требования закона выполнены не были. Так, в постановлении судьи в нарушение статей 26.11, 29.10 КоАП РФ отсутствуют перечень, исследование и оценка доказательств, на основании которых судьёй установлены обстоятельства о возможности прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Российские железные дороги» ввиду отсутствия состава правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ.
Из материалов дела усматривается, что перевозчиком были нарушены требования, установленные статьями 88, 89 ТК ЕАЭС относительно предоставления таможенному органу документов и сведений, представляемых при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области по делу об административном правонарушении вынесено с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при отсутствии полного, всестороннего и объективного рассмотрения всех обстоятельств совершения правонарушения, что является основанием для отмены указанного постановления и возвращения дела на новое рассмотрение в соответствии с требованиями п.4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КОАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 18 Себежского района Псковской области от 18 декабря 2019 года, в соответствии с которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» ввиду отсутствия состава правонарушения, отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении ОАО «Российские железные дороги» возвратить мировому судье судебного участка № 18 Себежского района Псковской области на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья: Москаленко Т.Ю.