Дело № 12-27/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года г. Тимашевск
Тимашевский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Ломака Л.А.,
при секретаре Тагиной Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю о привлечении к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 4 марта 2020 г. № 023/04/7.32.4-513/2020 вынесенным заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО2, начальник отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Тимашевский район ФИО1 был привлечен к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В Тимашевский районный суд Краснодарского края поступила жалоба ФИО1 на указанное постановление, в которой он просит его отменить как незаконное и производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ и в связи с малозначительностью.
В судебное заседание ФИО1 не явился, представил заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие, настаивал на удовлетворении жалобы, просил производство по делу прекратить в связи с малозначительностью.
Представитель Управления ФАС по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, будучи уведомленным о дне, времени и месте слушания дела своевременно и надлежащим образом, направил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований, заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено материалами дела, постановлением о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 4 марта 2020 г. № 023/04/7.32.4-513/2020 вынесенным заместителем руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО2 начальник отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Тимашевский район ФИО1 был привлечен к административной ответственности за совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.7.32.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Должностные лица на основании статьи 2.4 КоАП РФ подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судом установлено, что на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru20.02.2019 г. и в газете «Вести Дербентского сельского поселения» 21.02.2019 г. было размещено извещение о проведении 26 марта 2019 г. открытого по составу участников и форме подачи предложений о ежегодном размере арендной платы аукциона на право заключения договоров аренды, земельного участка с кадастровым номером 23:31:0802001:163, площадью 1500 кв. м, по адресу: Краснодарский край, Тимашевский район, Дербентское сельское поселение, хут. Мирный, ул. Спокойная, 64, вид разрешенного использования: «для индивидуального жилищного строительства» (лот № 9). В извещении, размещенном на официальном сайте и в газете «Вести Дербентского сельского поселения» указаны реквизиты для внесения задатка.
Гражданин ФИО3 6 марта 2019 г. подал в администрацию муниципального образования Тимашевский район заявку на участия в аукционе по Лоту № 9.
Согласно протоколу № 1 от 22 марта 2019 г. заседания аукционной комиссии ФИО3 не был допущен к участию в аукционе на основании подпункта 2 пункта 8 статьи 39.12 Земельного кодекса РФ, в связи с не поступлением задатка на дату рассмотрения заявок.
Комиссией принято данное решение, поскольку по состоянию на дату вынесения отказа в допуске к участию в аукционе у аукционной комиссии отсутствовали доказательства, подтверждающие внесение задатка ФИО3, т.к. расчетный счет, на который ФИО3 был внесен задаток не использовался для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, в том числе внесенных в качестве задатка на участие в торгах, и не соответствовал реквизитам, указанным в извещении, размещенном на официальном сайте и опубликованном в газете «Вести Дербентского сельского поселения» для перечисления задатка.
ФИО3 обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия организатора торгов.
По результатам рассмотрения жалобы ФИО3, Управлением ФАС по Краснодарскому краю принято решение от 16 апреля 2019 г. №122-Т/2019, согласно которому жалоба ФИО3 на действия администрации муниципального образования Тимашевский район при организации и проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка Лот №9 (извещение № 200219/0287527/03 опубликовано на официальном сайтеwww.torgi.gov.ru) признана обоснованной, и организатору торгов выдано предписание о совершении действий по устранению нарушений порядка проведения торгов от 11 апреля 2019 г. № 14-122-Т/2019.
Предписание Управлением ФАС по Краснодарскому краю от 11 апреля 2019 г. № 14-122-Т/2019 о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов исполнено организатором торгов до принятия постановления о назначении административного наказания.
В целях исполнения предписания администрацией муниципального образования Тимашевский район сделано следующее:
26 марта 2019 г. принято решение о приостановке торгов по Лоту № 9 до рассмотрения жалобы ФИО3 по существу. Протокол № 1 от 26 марта 2019 г. был размещен на официальном сайте www.torgi.gov.ru;
16 мая 2019 г. в протоколе заседания аукционной комиссии по рассмотрению заявок на участие в аукционе от 22 марта 2019 г. № 1 отменены результаты рассмотрения заявок по лоту № 9, назначена дата повторной процедуры рассмотрения заявок и дата проведения аукциона – 21 мая 2019 г. Протокол от 16 мая 2019 г. № 4 был размещен на официальном сайте www.torgi.gov.ru;
16 мая 2019 г., по результатам повторного рассмотрения заявок участников аукциона по лоту №9 ФИО3 был допущен к участию в аукционе. Протокол от 16 мая 2019 г. № 5 был размещен на официальном сайте www.torgi.gov.ru;
21 мая 2019 г. был проведен аукцион по лоту № 9, в котором ФИО3 принимал участие.Протокол от 21 мая 2019 г. № 3 был размещен на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Таким образом, судом установлено, что должностным лицом предприняты все имеющиеся меры, способствовавшие недопущению существенных нарушений охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем, опровергаются доводы, изложенные в постановлении о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Однако протокол № 023/04/7.32.4-513/2020 от 4 февраля 2020 г. об административном правонарушении составлен в отношении ФИО1 как должностного лица -начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Тимашевский район, а не как члена аукционной комиссии. Согласно должностной инструкции начальник Отдела принимает участие в работе комиссий, членом которых является, и не является должностным лицом ответственным за осуществление действий, выразившихся в нарушении установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, как указано в протоколе.
Данные факты свидетельствуют о не совершении ФИО1 виновных действий при исполнении служебных обязанностей.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из данных положений основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу. Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 15.07.1999 № 11-П дана оценка понятию соразмерности при привлечении к ответственности за совершение того или иного противоправного деяния. Суд отметил, что этот принцип, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и при отсутствии такой угрозы.
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 6 статьи 7.32.4 КоАП, в соответствии с которой нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка допуска к участию в обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгах, продаже государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных статьями 7.30 и 7.32.3 КоАП, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт совершения административного правонарушения должностным лицом, ФИО1, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении от 4 февраля 2020 г.№ 023/04/7.32.4-513/2020.
Однако в своей жалобе заявитель ссылается на необходимость применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются: добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение; оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного органом, осуществляющим государственный контроль (надзор). Также, то обстоятельство, что ФИО1 впервые совершил подобное административное правонарушение, умысел на совершение правонарушения отсутствовал, данное правонарушение не принесло ущерба бюджету муниципального образования Тимашевский район.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Предписание Управления ФАС по Краснодарскому краю было исполнено в полном объеме.
Принимая во внимание добровольное исполнение предписания до возбуждения дела об административном правонарушении № 023/04/7.32.4-513/2020, а также иные обстоятельства дела, применение в данном случае меры административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей к должностному лицу ФИО1, с учетом вышеуказанных обстоятельств, будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины, лица, привлеченного к ответственности.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Рассматриваемое правонарушение не содержит каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства, поскольку умысла на совершение правонарушения, причинение какого-либо вреда, у должностного лица не было, что свидетельствует об отсутствии пренебрежительного отношения к требованиям закона; доказательств причинения реального ущерба действиями лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Совершенное должностным лицом –начальником отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Тимашевский район ФИО1 правонарушение, по убеждению суда, формально содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, но с учетом фактических обстоятельств дела, характера правонарушения, степени его общественной опасности, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В связи с чем, оспариваемое постановление об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу в отношении ФИО1 прекращению ввиду малозначительности совершенного деяния, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 ч. 1 п. 2, 29.10, 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю ФИО2 от 4 марта 2020 г. № 023/04/7.32.4-513/2020 о привлечении начальника отдела земельных и имущественных отношений администрации муниципального образования Тимашевский район ФИО1 административной ответственности, предусмотренной ч. 6 ст. 7.32.4 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, объявив ей устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Тимашевский районный суд в течение 10 дней со дня его вручения или получения.
Судья