ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-27/20 от 19.07.2021 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Кузьмин Н.Ю. № 21-148/2020

Дело № 12-27/2020

УИД 60RS0005-01-2021-000476-90

П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Р Е Ш Е Н И Е

19 июля 2021 г. гор. Псков

Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,

при секретаре Жуковой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Лукашина М.В. на постановление государственного инспектора ТО ГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГДАН Ространснадзора Кизякова Б.В. от 9 апреля 2021 г. № 60310012171 и решение судьи Великолукского районного суда Псковской области от 2 июня 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Лукашина М.В., <данные изъяты> г. рождения, уроженца города <данные изъяты>, проживающего по адресу: <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора ТО ГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГДАН Ространснадзора Кизякова Б.В. от 9 апреля 2021 г. № 60310012171 Лукашин М.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

Решением судьи Великолукского районного суда Псковской области от 2 июня 2021 г. названное постановление было изменено путем указания на неосторожную форму вины лица, совершившего административное правонарушение. В остальной части постановление оставлено без изменения, жалоба Лукашина М.В. – без удовлетворения.

В жалобе и дополнении к ней, поданных в Псковский областной суд, Лукашин М.В. ставит вопрос о прекращении производства по делу об административном правонарушении по основанию, предусмотренному статьей 2.9 КоАП РФ, либо о назначении наказания с применением части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Не оспаривая своей вины в совершении административного правонарушения, указывает, что причиной его совершения явилась его неграмотность относительно гражданско-правовых отношений при внешнеторговых сделках в условиях, когда документы готовились грузоотправителем, занимающимся соответствующей деятельностью на профессиональной основе, при это он дополнительно истребовал дополнительное соглашение к внешнеторговому контракту, то есть не относился безразлично к соблюдению законодательства, что при отсутствии негативных последствий и с учетом того факта, что он впервые привлекался к административной ответственности при наличии смягчающих и отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, дает основания для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.

Обращает внимание, что вывод судьи о том, что оплата штрафа на другой день после вынесения постановления свидетельствует о его финансовом благополучии, несостоятелен, поскольку денежные средства для оплаты штрафа взяты в долг. Приводит сведения о своих дополнительных расходах в связи с заболеванием, имеющимся у его малолетнего ребенка. Полагает, что размер назначенного ему административного наказания в конкретных условиях свидетельствует о чрезмерно суровом наказании.

Лукашин М.В. и его защитник Опрышко В.И. в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Представитель Северо-Восточного МУГАДН в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, в связи с чем дело рассмотрено без его участия.

Проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ осуществление международных автомобильных перевозок с разрешениями, не соответствующими виду перевозки, влечет наложение административного штрафа на водителя транспортного средства в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее – Закон № 127-ФЗ) международная автомобильная перевозка с территории или на территорию третьего государства определяется как перевозка иностранным перевозчиком одного иностранного государства на территорию Российской Федерации с территории другого иностранного государства или с территории Российской Федерации на территорию другого иностранного государства.

Согласно пункту 2 статьи 2 Закона № 127-ФЗ международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями, со специальными разрешениями и с многосторонними разрешениями.

В силу пункта 5 данной статьи особенности выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств определяются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Действующие Особенности утверждены Приказом Минтранса России от 28 июля 2020 г. № 259.

Согласно пункту 1 Особенностей выполнение международных автомобильных перевозок грузов третьих государств транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, осуществляется на основании российского разрешения, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки, специального разового разрешения на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многостороннего разрешения с учетом особенностей, указанных в пунктах 2-12 настоящих Особенностей.

В соответствии с пунктом 2 Особенностей подтверждение отнесения грузов, перевозимых транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, к грузам третьих государств осуществляется на основании следующих документов, предоставленных иностранным перевозчиком: а) международная товарно-транспортная накладная; б) сертификат происхождения товара; в) поручение грузоотправителя или грузополучателя иностранному перевозчику на перевозку груза (далее - поручение); г) счет-фактура (инвойс); д) ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат, документ, подтверждающий безопасность продукции (товара) в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям (в случаях если обязательность наличия одного или более из таких документов при осуществлении соответствующей перевозки установлена международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации).

На основании подпункта «б» пункта 3 Особенностей при выезде транспортного средства с территории Российской Федерации международная товарно-транспортная накладная, оформленная для выполнения перевозки грузов третьих государств, должна подтверждать разгрузку транспортного средства в государстве его регистрации. Подтверждением разгрузки транспортного средства в государстве его регистрации является указание в накладной наименования государства разгрузки транспортного средства, соответствующего наименованиям государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика. При этом в накладной в качестве государства погрузки транспортного средства, государства составления накладной и государства, в котором грузоотправитель зарегистрирован в качестве юридического лица, или является его гражданином, или является лицом без гражданства, имеющим на его территории место жительства, должна быть указана Российская Федерация. Указанное в накладной наименование государства, в котором владелец груза и (или) грузополучатель зарегистрированы в качестве юридических лиц, или являются его гражданами, или являются лицами без гражданства, имеющими на его территории место жительства, относится к третьему государству, отличному от наименования государства разгрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика.

Как следует из пункта 10 Особенностей для подтверждения права выполнения международной автомобильной перевозки грузов третьих государств в соответствии с российским разовым разрешением, которое дает право на осуществление двусторонней перевозки груза, иностранный перевозчик при предоставлении накладной, соответствующей положениям подпункта «б» пункта 3 Особенностей в комплекте предоставляет либо разрешение, соответствующее положениям пункта 8 Особенностей (подпункт «б» пункта 10), либо поручение, соответствующее положениям пунктов 4 и 5 Особенностей (подпункт «в» пункта 10).

На основании пункта 8 Особенностей в случае, если с компетентным органом иностранного государства, в котором зарегистрировано транспортное средство, согласовано решение о выполнении перевозок грузов из третьих государств на основании российских разовых разрешений, которые дают право на осуществление двусторонней перевозки груза, такие разрешения должны содержать в поле «Особые отметки» отметки «Разрешается также перевозка грузов третьих государств».

Как следует из материалов дела, 9 апреля 2021 г. в 15 часов 36 минут на стационарном посту весового контроля СПВК-2 «Псков, расположенном на 437 км автомобильной дроги М9 «Балтия» в пос. Кунья Куньинского района Псковской области в ходе осуществления государственным инспектором ТОГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГАДН Кизяковым Б.В. транспортного контроля грузового транспортного средства, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, страна регистрации <данные изъяты>, принадлежащего иностранному перевозчику ALPTER GRUPP (Эстония) под управлением водителя Лукашина М.В., осуществлявшего международную автомобильную перевозку с грузом по территории России, водителем было предъявлено российское разовое разрешение № <данные изъяты> на проезд по территории России, допускающее только двустороннюю и транзитную перевозку, без наличия в графе «Особые отметки» указания на разрешение перевозки грузов третьих государств и CMR № 150 от 8 августа 2021 г., согласно которой отправителем груза с территории Российской Федерации, <данные изъяты> выступало ООО «ДОНРОАД» (Россия), место разгурзки – Эстония, при этом грузополучателем являлось DONROAD GBH (Германия), то есть грузополучатель зарегистрирован в качестве юридического лица в третьем государстве, отличном от наименования государства разгрузки транспортного средства, государства регистрации данного транспортного средства и государства перевозчика.

Поручение, предусмотренное подпунктом «в» пункта 10 Особенностей представлено водителем не было.

На основании пункта 11 Особенностей при непредставлении иностранным перевозчиком документа (комплекта документов), соответствующего требованиям пункта 10 Особенностей, либо представлении документов, не соответствующих требованиям пунктов 4-9 Особенностей, международная автомобильная перевозка грузов третьих государств выполняется в соответствии со специальным разовым разрешением на осуществление перевозки с территории или на территорию третьего государства или многосторонним разрешением, действительным для осуществления перевозки по территории Российской Федерации.

Таким образом, Лукашин М.В. осуществлял международную автомобильную перевозку груза третьего государства с российским разовым разрешением, не соответствующим виду перевозки, в связи с чем был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и вина Лукашина М.В. подтверждаются: протоколом № <данные изъяты> об административном правонарушении от 9 апреля 2021 г., копией CMR от 8 апреля 2021 г., копией счет фактуры № 180 от 8 апреля 2021 г, копией российского разового разрешения № 1096130, копиями регистрационных документов на транспортное средство, протоколом о задержании транспортного средства от 9 апреля 2021 г., протоколом о прекращении задержания транспортного средства от 10 апреля 2021 г.

Относимость, допустимость и достоверность собранных по делу доказательств сомнений не вызывают, а их совокупность является достаточной для установления события административного правонарушения и вины Лукашина М.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

Судья Великолукского районного суда, проверив материалы в соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП РФ, пришел к обоснованному выводу о правомерности привлечения Лукашина М.В. к административной ответственности по части 1 статьи 11.29 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Исходя из положений статьи 2.9 КоАП РФ, разъяснений, приведенных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и фактических обстоятельств дела, оснований для признания малозначительным вмененного Лукашину М.В. административного правонарушения, объективной стороной которого является несоблюдение правил международных автомобильных перевозок, не имеется, в том числе с учетом установленной судьей районного суда формы вины. Данные о личности и имущественном положении лица, привлекаемого к административной ответственности, добровольное последующее устранение допущенных нарушений не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.

Вместе с тем, доводы жалобы о возможности применения положений части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения размера назначенного штрафа заслуживают внимания.

В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2).

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей (часть 2.2).

Из представленных в дело документов и объяснений Лукашина М.В. следует, что его малолетний сын страдает заболеванием, в результате которого ему установлена инвалидность, что требует дополнительных расходов на содержание ребенка. Супруга Лукашина М.В. не работает с 2015 г., занимается уходом за ребенком. При этом заработная плата Лукашина М.В. по основному месту работы составляет 550 евро в месяц, денежные средства на уплату штрафа, назначенного по настоящему делу, получены им в долг.

Указанные обстоятельства в своей совокупности позволяют оценить семейное и материальное положение Лукашина М.В. как исключительные обстоятельства и снизить размер назначенного ему административного штрафа до пятидесяти тысяч рублей.

Иных обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда

Р Е Ш И Л:

постановление государственного инспектора ТО ГАДН по Псковской области Северо-Восточного МУГДАН Ространснадзора Кизякова Б.В. от 9 апреля 2021 г. № 60310012171 и решение судьи Великолукского районного суда Псковской области от 2 июня 2021 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.29 КоАП РФ, в отношении Лукашина Максима Владимировича, изменить, снизив размер назначенного Лукашину М.В. административного штрафа до 50000 (пятидесяти тысяч) рублей.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения и может быть обжаловано, опротестовано путем подачи жалобы, принесения протеста непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Псковского областного суда О.С. Русакова